Авода зара 4а,б: «(Билам) Знает мнение Всевышнего»(Бамидбар 24:16). [Такое] возможно? Он не знал мнение ослицы, он мог знать «мнение Всевышнего»? Нет. [ Имеется в виду, что] он умел определить то мгновение, когда Святой, благословенно его имя, гневается. Это то, что говорит пророк еврейскому народу: «Народ Мой, вспомни, пожалуйста, что советовал Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора, от Шиттима до Гилгаля, чтобы знали Вы благодеяния Г-сподние!» (Миха 6:5). Сказал раби Элиэзэр: сказал Святой, благословенно его имя еврейскому народу: Народ Мой! Смотри, сколько добра Я вам сделал, что не сердился на вас все те дни. Так как, если бы рассердился на вас, то от врагов еврейского народа (слово «врагов» добавлено, чтобы не говорить страшные вещи про евреев, так как любая речь имеет силу) не осталось бы и следа. Это сказано в стихе «Как прокляну, ведь не проклинает его Б-г, и как вызову на них гнев, не гневается на них Г-сподь» (Бамидбар 23:8). А сколько длится его гнев? Мгновение.
«Обновляет каждый день постоянно первозданное творение»(слова из благословлений «Кри шма» в утренней молитве). Каждое утро мы благословляем обновление первозданное творение и природы мира, подобно остальным утренним благословениям. Причина этого в том, что каждый день повторяется процесс первозданного творения. Мудрецы говорят, что изначально Творец хотел создать мир по принципу правосудия, однако увидел, что мир не может существовать в этих рамках и смешал с правосудием милосердие. Первоначальная мысль была отклонена только потому, что мир не может так существовать, т. е. нет возможности постоянно управлять миром в рамках чистого суда. Однако этот замысел существует, он не исчез. Это мгновение гнева, о котором говорят мудрецы. Это мгновение находится в творении отдельно от всего остального и не интегрируется с общим порядком управления мира. Это тайна слов мудрецов: «А сколько длится его гнев? Мгновение». Билам умел протиснуться в ту реальность и присоединить её к общему порядку управления мира. В этом и заключается способность человека, который умеет проклинать – присоединять реальности, с которыми мир не может просуществовать к общему порядку, так что бы мир управлялся той мыслью, в рамках которой он не может существовать. В мишне в «Пиркей авот» (5:19) противопоставляют Авраама и Билама. Причина этого в том, что про Авраама в Торе сказано, что он источник всех благословений в мире, как сказано: «И будешь благословением» (Берешит 12:2), « … и благодаря тебе получат благословения все семьи земли» (там 3).Злодей Билам — это полная противоположность, он источник всех проклятий мира. А стих «Тот, кого ты благословляешь, благословен, а тот, кого ты проклинаешь, будет проклят» (Бамидбар 22:6) пояснили мудрецы: тот, кого ты благословляешь, уже благословен. Тот злодей просто знал, кому придёт вскоре благословение. Его способности в «а тот, кого ты проклинаешь, будет проклят», он — главный проклинающий мира. В вышеприведённой гмаре мы выучили, что его сила в том, чтобы перевести управление мира в рамки того момента гнева. Он способен только проклинать, благословлять не в его руках. Его сила в том, чтобы перевести управление мира в рамки того момента гнева, который, если интегрируется в процесс управления мира, мир не сможет существовать. Это корень любого проклятия в мире.
« И обратил тебе Г-сподь, Б-г твой, проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 23:6). В словах стиха сказано, что проклятие превратилось в благословение. Это само собой разумеется, так как Билам не способен благословлять. Нам не нужно его благословение, а он не может выдавить из себя браху, только благословение как противоположность его проклятия. Только когда Билам в своей коронной роли проклинающего, возможно обратить эту его способность так, что оттуда выйдет благословение. Вроде бы сказанное в стихе противоречит нашей гмаре, ведь в гмаре сказано, что Святой, благословенно его имя, только не злился все те дни, т. е. нейтрализовал корень, из которого он питает свою силу, в те дни не было опасности для существования мира. А если так, то речь не идёт об обращении проклятия, ведь вообще не было никакой возможности для проклятия? Тософот там на месте говорят, что проклятие, сказанное Биламом было כלם-«калэм» (уничтожь их), а Творец обратил его в מלך-«мэлех» ( , т. е. перевернул последовательность букв), как сказано: «В его среде трубления царя» (Бамидбар 23:21). Он хотел пролезть в то мгновение и всунуть в него калем, и тогда бы еврейский народ попал бы в рамки такого управления, что не смог бы устоять. В именно тут-то произошла замена при обращении калем в мэлех. Само собой разумеется, что обращение произошло не только в буквах, но и на очень высоком уровне, уровне корня самих понятий «уничтожь их» и «царь». Нам нужно понять, как корень понятия царства (мидат а малхут) заложен в именно в противоположности тотальному уничтожению. «Зло не спускается Сверху» (слова мудрецов). Зло не создано существующим, а только в потенциале. Право выбора создано для того, что бы возможность совершить грех не была реализована. Выбирающий сделать зло, создаёт реальности, которые не были при первозданном творении. «Смотри, Я дал сегодня пред тобою сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Дварим 30:15). Зло дано только как возможное, и нам приказано не придать ему действительность. Любое горе, которое было в истории — это последствие первого греха, когда Адам аришен использовал возможность выбрать зло и совершил грех в действительности, чем придал ему реальность. Вся суть творения в том, чтобы создавать возможности придавать реальность тому, что существует только в потенциале. Так как существование самого творение обуславливается только противостоянием этой возможности и выбрать добро. Этим мы даём миру существование и приближаем его к конечной цели. А тот, кто, не дай Б-г, выбрал зло, придал реальность злу. Без такой возможности выбора творение было бы бессмысленным. Вся задача выбора установить Его царство и раскрыть его в мире тем, что возводящие Его на престол добровольно принимают на себя Его царство. Всем известно, что когда население вынуждено относиться к кому-то как к царю, это диктатура, а не царство. Так как творение создано для раскрытие славы, то «всё названное Моим именем и ради Моей славы сотворил, создал и также сделал» (Йешая 43:7) и говорят мудрецы, что Святой, благословенно его имя, сотворил всё для Своей славы, и слава — это тема благословения, установленного при произносить при виде царя: … который отделил от своей славы Его боящимся (при виде еврейского царя) или … плоти и крови (нееврейского). Получается, что смерть и зло даны нам, чтобы обратить их в славу Царю. Только из потенциальной возможности реальности смерти и зла может выйти царство. Другими словами, выбрав добро и жизнь, имея возможность выбрать зло и смерть, Царя возводят на престол. «И увидел Б-г всё, что сделал. И вот очень хорошо» (Берешит 1:31). Всё творение было замечательным, и Творец желал для него вечного существования. Там не было места для смерти и зла, только теоретически. Именно не реализовав зло, мы коронуем над собой Творца. Это глубина значения сказанного учителями: калем в мэлех. Калем существует в мире только, чтобы всё обернуть в Царство. В этом вся его суть и задача. Любой калем в конце скажет мэлех. То, что говорят мудрецы, что продолжительность состояния, когда Всевышний в гневе, мгновение, тоже имеет глубокий смысл. Имеется в виду, что это реальность без продолжения. Существование без продолжения не возможно: жизнь по определению имеет продолжение. Жизнь — это то, что выходит и течёт. (Мы много раз приводили слова рава о том, что жизнь от слова источник живой воды.) «Так как мгновение в Его гневе, жизнь — в Его благоволении» (Тээлим 30:6). Жизнь протекает в рамках Его благоволения, а гнев только на мгновение. Мгновение на святом языке называется рэга, и обозначает что-то прерваное, сломанное. «Правдивую речь я установлю на века, а лживый язык меньше мгновения» (Мишлей 12:19). (однако буквально там написано аргия лживый язык, аргия — глагол, образованный от корня рэга), имеется в виду, оборву, т. е. противоположность « установлю на века». Короче говоря, рэга обозначает облом, обрыв, т. е. что-то, не имеющее продолжение. Билам хотел пролезть в ту реальность и из неё оборвать существование мира.
«Это порождения неба и земли при их сотворении , бэhибарам». Говорят мудрецы : «Бэhибарам» - бэАвраам,(בהבראם-באברהם), весь мир зиждется на Аврааме. Также как есть аспект существования мира, есть и аспект его уничтожения. Также как корень аспекта существования и продолжения мира, аспект «жизнь — в Его благоволении» в Аврааме, нашем праотце, так и корень уничтожения и разлома мира в том мгновении, в Биламе. (Понятно, что объяснить эти слова до конца невозможно в рамках этих уроков, мы скажем только, что каждой детали в мирах, относящихся к плану мира соответствует определённая человеческая душа. И хотя там невозможно зло, имеется в виду, что это место - корень недостатка мира, который нужно восполнить и получить награду.) Получается, что Авраам, наш праотец, и злодей Билам являются противоположностями в самом высоком понимании, которое только возможно. Так всё назначение того мгновения только в том, чтобы раскрыть царство, в дни, когда Билам пытался проклясть еврейский народ, Творец вёл себя так, как будто мир уже достиг конечной цели и царство Всевышнего уже установилось в мире. Это тайна сказанного мудрецами, что Святой, благословенно его имя, не злился все те дни. И это сказано в стихе «Не всматривался в преступления у Яакова и не видел грехов Израиля, Г-сподь, Б-г его с ним, и трубление Царя в нём» (Бамидбар 23:21). Именно в этом заключается тайна понятия обращения «уничтожь их» в «царь». В еврейском народе есть определённая глубокая точка, и если всмотреться в неё, то уже видно, что Царство установилось и, соответственно, нет никакой причины для мгновения гнева. Теперь можно понять ответ на наш вопрос: как отмена момента гнева стала благословением? « И обратил тебе Г-сподь, Б-г твой, проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 23:6). Как происходит этот переворот? Как исчезнет смерть? Когда всё превратится в царство Б-га, когда придёт день «и станет Г-сподь царём на всей земле» (Зхария 14:9). Тогда то, что требовалось от смерти, будет достигнуто, она будет больше не нужна и, следовательно, исчезнет. Ведь мы уже говорили, что наличие зла и смерти обусловлено только их переворотом в будущем в царство. Следовательно, обращение было посредством «Не всматривался в преступления у Яакова и не видел грехов Израиля». Т.е. Творец видел мир уже совершенным. Любое проклятие питает свою силу из того мгновения, все они существуют не как самостоятельные ценности, их задача скрыть в конце Царство. Так творец вёл себя с нами, как будто мы исправились до конца, нет преступления у Яакова и нет грехов у Израиля, следовательно, «трубление Царя в нём». Мы как будто бы достигли «и станет Г-сподь царём на всей земле», т. е. по отношению к нам, мидат а малхут была раскрыта полностью. Тогда нет возможности проклинать. Ришоним объяснили, что «трубление Царя» означает Его благоволение. И так перевёл один их таргумим (см. Рашбам и Реканти на этот стих), что трубление, труа, от корня рауа, благоволение. Т. е. нет того « мгновения в гневе», всё в благоволении.
Говорит талмуд (Санhедрин, 105:2): Сказал раби Аба сын Каhана: Все благословения Билама обернулись проклятиями, кроме благословений о синагогах и домах учений. Мудрецы научили нас, что это случилось из-за совета Билама совратить евреев моавитянским женщинам. Еврейский народ присоединился к 49-и вратам духовной нечистоты Моава, и из-за этого благословения перевернулись в проклятия (т.е. всё вернулось к первичному намерению того злодея, которые были у него до того, как Б-г перевернул их в благословения). Хотя ему не удалось проклясть, но совет удался. Т.е. сегодня «уничтожь их» полностью находится с нами из-за греха с нееврейками. За исключением синагог и домов учений, там все ещё присутствуют данные им благословения и продолжается ситуация отсутствия гнева Святого, благословенно его имя. Это благословение Билама «Как прекрасны шатры твои, Яаков, твои обиталища, Израиль!» (Баимдбар 24:5). Именно там все ещё «Не всматривался в преступления у Яакова и не видел грехов Израиля». Это синагоги и дома учений. (Известно, что в Танахе имя Яков относится к простым евреям, а к более возвышенным имя Израиль. Те, кто только молятся, т. е. как-то ещё принадлежат к еврейскому народу, называются Яков, а те же, кто изучают Тору — это Израиль.) Проклятие, пришедшее вследствие того разврата, захватило всё, кроме этих домов, а те, кто полностью находятся там, живут в «Не всматривался в преступления у Яакова и не видел грехов Израиля» туда не попали разврат и проклятие Билама.
Именно из того места, которое аннулировало «трубление Царя», вышла Рут, основоположник царства. Из неё выйдет Машиях, который приведёт мир к принятию Царства Б-га. Всегда исправление приходит из места порчи. Существует алаха от Моше-рабэйну с горы Синай, что стих (Дварим 23:4), запрещающий супружество с моавитянами, принявшими гиюр, говорит только про мужчин-моавитян. Гиёрет-моавитянку можно взять замуж обычному еврею. Известен вопрос, который спрашивают на это: наоборот, женщин нужно было запретить, ведь они стали для нас преткновением, а не мужчины? Ответить нужно так: наоборот, именно в этом и причина. Так же как с северного полюса возможно продвигаться никуда, кроме как на юг, так есть такое низменное духовное состояние, что от туда любое духовное движение ведёт вверх. Объясняет нам Агра, и ещё учителя, что гематрия Моав = 49.(מואב). В нём сосредоточено всё возможное зло - 49 ворот духовной нечистоты. Другими словами, вся возможная духовная грязь от начала и до конца во всём её разнообразии присутствует там. Самая глубокая мерзость присуща именно моавитянкам. Так как смысл закона отдалиться от них даже после гиюра в том, чтобы отдалить нас от их испорченности, этот закон не относится к их женщинам, не из-за их достоинств, а, наоборот, из-за недостатка. Так они достигли максимума низости, то их гиюр может быть только полным перевоплощением. «И вернулась Нооми и Рут, невестка её, с ней, что вернулась с полей Моава» (Рут 1:22).Это та, «что вернулась с полей Моава». Один из комментаторов поясняет, что она первая, которая вернулась и приняла гиюр из Поля Моава. И именно в связи с ней снова стала известной та алаха от Моше. (В гмаре говорится, что эта алаха была забыта к тому периоду, и именно по этой причине тот некто отказался на ней жениться, а Боаз, являющийся тогда одним из величайших мудрецов, напомнил всем тот закон.) Т.е благодаря Рут снова стала известна та алаха, она вошла в еврейский народ вместе с алахой. Как мы упоминали выше, вместе с ней в еврейский народ вошёл корень царя Машиаха, который изменит весь мир «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно»(Цфания 3:9). Именно из тех, которые перевернули благословение в проклятие, вышла Рут, чтобы обратно обернуть проклятие в благословение. Рут, принцесса Моава, была на самом дне, в самой глубине 49 врат нечистоты. Взяв всё это и перевернув, она создала основу для появления царя Давида. Говорят мудрецы (Бава Батра 14б), что её имя Рут, так как из неё произошёл царь Давид, который упоил? Не знаю русского слова, имеется в иду дал напиться, утолить жажду ( רות от корня רוה, утолять жажду, напиться вдоволь) Святого, благословенно его имя, песнями и похвалами. Каждая песнь возвращает что-то к корню. (В арамите шира, песня, означает браслет, т. е. что-то, чьё начало соединено с концом. Это и есть суть всех песней Танаха.) Царь Давид вернул весь мир к своему корню своими песнями, напоил Святого, благословенно его имя, т. е. нет ни одного аспекта Его желания, которое бы осталось неудовлетворённым. Рут была одним из самых низменных существ, и превратилась в праматерь царства. Благодаря ей весь мир во всей его низости вернётся и выстроится в царство Б-га с помощью царя Машияха, потомка царя Давида, который напоил Святого, благословенно его имя, песнями и похвалами.