Правоприменительная деятельность в России, как правило, начинается с того, что достаточно общие положения закона конкретизируются нормативными правовыми актами подзаконного уровня, официальными разъяснениями и рекомендациями органов исполнительной и судебной ветвей власти.
Не является исключением и такая важная сфера, как противодействие отмыванию грязных денег и финансированию терроризма. Для реализации положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон № 115-ФЗ) Минфином России для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов были разработаны методические рекомендации по выявлению рисков ОД/ФТ (отмывание доходов, полученных преступным путем или финансирование терроризма).
Напомним, что аналогичные акты были утверждены для банков. Так что власти последовательно проводят политику приведения внутреннего законодательства международным стандартам, разработанным ФАТФ.
Я не собираюсь подробно пересказывать содержание методички, желающие могут познакомиться с текстом этого документа на сайте Минфина. Хочется остановиться на самых значимых положениях методических рекомендаций, осмыслить перспективы принятия (и исполнения аудиторским сообществом требований) этого документа.
Выявление рисков
Но для начала надо снять один вопрос, который может возникнуть у заинтересованных лиц: а как быть с аудиторской тайной, ведь та же методичка требует, чтобы при обнаружении рисков ОД/ФТ аудитор информировал о подобных обстоятельствах Росфинмониторинг.
Процитирую ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности»:
«Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны».
А обязанность по уведомлению Росфинмониторнига, возлагаемая на аудиторов, продекларирована в п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Итак, аудитор при оказании услуг выявляет наличие рисков ОД/ФТ. Имеется в виду наличие угрозы нанесения ущерба (аудируемому лицу, финансовой системе или экономике страны в целом) путем совершения операций в целях ОД/ФТ.
Аудитор может сделать выводы о наличии рисков исходя из критериев, предлагаемых типологиями либо результатами национальной оценки рисков (их предлагает Росфинмониторинг). Но конкретизировать эти общие положения проверяющий должен опираясь на собственный опыт, квалификацию, знание специфики того или иного сектора экономики, специфики деятельности аудируемого лица.
При этом методичка разбивает риски на три группы: страновые (связаны с территорией регистрации либо деятельности аудируемого лица); клиентские (они связаны с контрагентами аудируемого лица); операционные (связаны с конкретными услугами, операциями, товарами, каналами поставок).
Страновые риски
Риски территориального характера (страновые) появляются в тех случаях, когда аудируемые лица, их бенефициары и контрагенты являются резидентами государств, которые не принимают мер по борьбе с ОД/ФТ, там высокий уровень коррупции (преступности), а также стран, находящихся под режимом санкций ООН. На территории подобных государств могут базироваться террористические организации, располагаться офшорные зоны.
В принципе, выявление страновых рисков носит достаточно формальный характер и особых сложностей вызывать не должно.
Клиентские риски
Клиентские риски представляют собой более крупную группу, их можно поделить на отдельные подгруппы.
Структурные клиентские риски. Вот некоторые из них. Излишне сложная структура; регистрация контрагентов по массовым адресам; деятельность менее года (аудируемого лица и/или контрагентов); варьирование организационно-правовой формы; частая смена руководства; неадекватные перемены в собственности, несоразмерная типу организации численность персонала.
Клиентские риски по видам деятельности. Например: благотворительность, в том числе с участием зарубежных НКО; розничная торговля; торговля топливом, автомобилями, оружием, антиквариатом; турбизнес; консалтинг; строительство.
При выявлении подобных рисков следует обращать внимание на возможности по использованию наличных денежных средств.
Клиентские риски коррупционного характера. Клиенты, контрагенты, бенефициары, владельцы аудируемого лица, входят в ту или иную группу риска: иностранные либо российские публичные должностные лица; публичные должностные лица международных организаций, участвующие в целевых программах, выступающие резидентами особых экономических зон.
В некоторых случаях необходимо учитывать и статус родственников клиентов, контрагентов, бенефициаров.
Работа с данной группой рисков может предполагать уже серьезные аналитические изыскания, умение использовать различные поисковые информационные системы.
Клиентские риски репутационного характера: вступившие в силу решения суда, факты привлечения аудируемого лица к юридической ответственности, особенно за нарушения законодательства о противодействии ОД/ФТ.
Клиентские риски поведенческого характера. Противодействие тем или иным образом законным действиям аудитора при исполнении им профессиональных обязанностей путем давления, непредставления информации. Затяжки в ее предоставлении. Эта подгруппа, наверное, может считаться самой очевидной, такие риски выявляются в непосредственной связи с профессиональной деятельностью аудитора.
Операционные риски
Эта группа рисков также может быть разделена на несколько подгрупп.
Связь с трансграничными операциями. Сюда нужно отнести, например, проведение аудируемым лицом операций по выводу активов и средств; отсутствие экономических обоснований для проведения операций и размещения авуаров «дочек» и филиалов в офшорах; получение платежей из стран, чья юрисдикция отличается от юрисдикций получения товаров; трансграничные переводы в крупных размерах в отсутствии внятного экономического обоснования; отсрочка по процентам в рамках трансграничных операций.
Высокая вероятность обналички. Проведение операций, позволяющих легко обналичивать денежные средства, например, с применением драгоценных камней, облигаций, ценных объектов малого размера с высоким спросом. Сюда относятся также любые операции, связанные с возникновением крупных сумм наличности.
Отдельная подгруппа – операции с ценными бумагами. Тут подозрительным следует считать отсутствие явного смысла в подобных операциях, расчеты путем встречного представления активов, в том числе и ценных бумаг, слишком короткий период между приобретением и отчуждением ценных бумаг.
Риски, связанные с мошенничеством, хищением либо преднамеренным банкротством. Это могут быть: завышение/занижение цен при расчетах и инвестициях; многочисленные перепродажи; проведение операций по банковским счетам, приводящих к минимизации налогов; прощение долга по неисполненным операциям; выход аудируемого лица за рамки его деятельности; отчуждение имущества в пользу аффилированного партнера; многократное выставление счетов за один и тот же товар (услугу).
И отдельной строкой идут риски, связанные с контактами аудируемого лица с субъектами, подпадающими под режим санкций. Особое внимание аудиторам следует обращать на случаи, когда операция в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ должна быть приостановлена, а одной стороной подобной сделки выступает аудируемое лицо. Риском считается и проведение аудируемым лицом сделок с лицами, чьи счета заблокированы на основании подозрения в причастности к финансированию терроризма.
Факторы повышенного риска
Отдельный раздел методических рекомендаций посвящен факторам, наличие которых повышает указанные выше риски.
К ним отнесены:
- отсутствие информации о клиентах (контрагентах) аудируемого лица в общедоступных источниках информации;
- внесение записи о недостоверности сведений о клиенте (контрагенте) аудируемого лица в ЕГРЮЛ;
- использование экономически необоснованных услуг деловых посредников;
- значительная недостача активов из состава запасов или иных материальных активов;
- осуществление аудируемым лицом деятельности в нескольких юрисдикциях в отсутствие централизованного корпоративного управления.
Известите Росфинмониторинг
О выявленных рисках аудитор обязан известить Росфинмониторинг, направив в это ведомство формализованное электронное сообщение (ФЭС), подготовить которое можно с помощью интерактивных форм. Они размещены в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Это ведомство может предоставить аудиторам автоматизированный комплекс по вводу и передаче информации.
ФЭС должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью и представлено в Рофсинмониторинг при помощи Личного кабинета. Если ввиду технических причин представить ФЭС не удается, информацию следует представить лично на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла с сопроводительным письмом, либо по почте с уведомлением о вручении.
Факт передачи информации Росфинмониторингу разглашению не подлежит.
Интересные наблюдения
Итак, мы сделали обзор основных положений Методических рекомендаций по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Самыми интересными в них мне показались два пункта. Процитирую их дословно:
14. Аудиторская организация не несет ответственность за предотвращение несоблюдения аудируемым лицом законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, и нельзя ожидать, что она обнаружит все факты такого несоблюдения. Аудиторская организация несет ответственность за проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в частности, обеспечение разумной уверенности в том, что такая отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.
15. Аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Вывод: на аудитора все-таки не возлагаются обязанности государственных органов по выявлению случаев ОД/ФТ. Им по-прежнему вменяются обязанности, установленные законом об аудите, корпоративными требованиями. И квалифицировать какие-то операции в качестве ОД/ФТ аудиторы также не уполномочены. Но заподозрить что-то аудитор право имеет (обязан?).
Открытым остается вопрос: можно ли применить к аудитору (аудиторской организации) какие-то меры в том случае, когда он (она) не прислушается к рекомендациям Минфина?
Так что пока государство пытается в достаточно мягкой форме возложить на отдельные предпринимательские структуры контроль за бизнес-сообществом в целом.
Как долго власти будут действовать с подобной деликатностью?