Налоговая проверка – даже камеральная – удовольствие не из самых приятных для компании. Чем скорее она завершится, тем лучше. Поэтому положения Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вступившие в силу в сентябре 2018 года и установившие срок камеральной налоговой проверки в два месяца, не могут не порадовать предпринимателей.
Кстати, налоговое ведомство (см. письмо ФНС от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@) тут же приняло соответствующие рекомендации и нужные для проведения проверок формы документов. При этом срок в два месяца установлен как для первичных деклараций, так и для уточненки. Но возможность продления сроков камеральной проверки до тех же, что и раньше, трех месяцев все-таки у инспекторов остается. Для этого контролерам необходимо выявить признаки, свидетельствующие о том, что компания с высокой степенью вероятности нарушает закон.
Кто решает?
Большая часть проводимых камеральных проверок проходит с продлением срока до трех месяцев. Это отчасти можно объяснить тем обстоятельством, что подавляющая часть конфликтов между налоговиками и предпринимателями возникает по поводу отказа в вычетах по НДС.
Право принимать решение о продлении сроков камералки предоставлено начальнику ИФНС либо его замам. Кстати, извещать проверяемого налогоплательщика о подобном решении налоговики не обязаны, но могут это сделать по собственному желанию (рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении к указанному выше письму ФНС). Однако ни в законе, ни в вышеуказанном письме критериев, свидетельствующих о нарушениях налогоплательщиком закона, не содержится. Они нарабатываются на практике.
Разрывы при уплате НДС
Разрывы в уплате НДС – один из важнейших признаков нарушения налогоплательщиком закона, он используется налоговиками для продления сроков проверки регулярно. Когда непосредственный контрагент компании не платит налог, для выяснения степени его благонадежности инспекторы в обязательном порядке продлят камералку, поскольку сочтут, что доводы налогоплательщика о вычетах по НДС не соответствуют реальному состоянию дел.
Но и в тех случаях, когда следующие в цепочке сделок контрагенты не уплачивают НДС, камералка будет продлена. Если вы попытаетесь убедить инспекторов в том, что не должны нести ответственность за недобросовестное поведение следующих по цепочке контрагентов, этот аргумент их не впечатлит.
Еще один интересный нюанс: на широко разрекламированную налоговым ведомством систему АСК НДС-2 практически не принято ссылаться в судах. Одна из причин этому – недолгий срок, прошедший с момента внедрения системы. Судебная практика нарабатывается за более длительное время. Характерно, что суды не принимают во внимание ссылки на эту систему как со стороны налоговиков, так и со стороны налогоплательщиков.
Интересный пример можно найти в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.11.2018 № Ф03-4527/2018. Суд проигнорировал довод компании о том, что сведения, полученные при помощи АСК НДС-2, не дают оснований инспекторам утверждать, что движение товаров на самом деле не имело места. Суд убедила совокупность доказательств, собранных налоговиками при проведении проверки: документооборот между контрагентами был сугубо формальным.
Возможности АСК НДС-2 позволяют инспекторам напрямую решать относительно простые задачи. Так, можно установить факт заявления вычета по НДС в тех случаях, когда у контрагента отсутствовали намерения отражать факт реализации и уплачивать НДС (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2018 № Ф06-33269/2018).
Вычеты в отсутствие реализации
Если же ситуация не столь однозначна, комплекс может дать инспекторам необходимую для проведения углубленной проверки информацию, что в конечном итоге приведет к отказу в вычетах.
Если вы надеетесь на то, что систему удастся обойти – у вас ничего не получится. АСК НДС-2 инструмент весьма эффективный, налоговики с его помощью обнаружат нестыковки представленной отчетности и в тех случаях, когда контрагенты сдают уточненные декларации, и когда будут ссылаться на ошибочность сведений, указанных в книгах покупок своих партнеров (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2017 № Ф07-12340/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2018 № Ф06-36871/2018).
Проводя камеральную проверку, контролеры могут как допросить нужных им свидетелей, так и истребовать те или иные документы. И если контрагенты второго и следующего звеньев проигнорируют требование о представлении документов, в вычетах по НДС будет отказано. То же самое случится, когда контрагентов не обнаружат по адресу их регистрации, или они не сдают отчетность либо отражают в ней минимальные размеры уплаченного в казну налога. Инспекторы и судьи придут к выводу об отсутствии ведения хозяйственной деятельности (см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2018 № Ф07-8289/2018).
Чудеса продолжаются
Еще несколько примеров того, на какие «чудеса» способна программа АСК НДС-2.
Контрагентом проверяемого инспекторами налогоплательщика не отражена реализация в его адрес. Сотрудники фискального ведомства могут при помощи АСК НДС-2 проверить соответствующие договоры и выявить, например, что расчетный счет, номер которого указан в тексте документа, открыт позднее даты заключения самого договора (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.09.2018 № Ф06-37316/2018).
А вот в подобной ситуации даже программа может оказаться бессильной: выясняется, что у реализованного товара просто нет производителя! И проследить всю цепочку продвижения товара не удается. Однако налоговики могут проверить такие варианты: товар сбывается производителем по черным схемам; контрагенты используют поддельные сертификаты, а на самом деле такой компании просто нет, чем и объясняется «слепота» программы (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2018 № Ф06-33130/2018).
Компания не в полном размере указывает в декларации авансы или оплату – АСК НДС-2 обнаруживает подобное нарушение, которое повлечет за собой штраф (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2017 № Ф06-19581/2017).
Таков набор признаков, которые на практике дают налоговикам основания для продления предусмотренных законом крайних сроков камеральной проверки