Найти тему
Культурное Кино

"Бойцовский клуб": духовная революция на стыке эпох

В этом году "Бойцовскому клубу" Дэвида Финчера исполняется 20 лет. В связи со столь знаменательной датой компания "ИноеКино" вернула картину на большие экраны.

Прочитав новость об этом, я сразу подошел к своей девушке, с которой мы решили пойти на шестую часть "Шага вперед", и сказал, что наши планы внезапно изменились из-за классики мирового кинематографа, которую мы посмотрим в первую очередь. "Шаг вперед 6" в последствии оказался настолько плох, что даже Паланик не смог бы его изящно уничтожить в своих произведениях, а "Бойцовский клуб" удивил еще на стадии покупки билетов.

"ИноеКино" сотрудничает с ограниченным количеством кинотеатров, в перечень которых, из заведений моего города, входит лишь "СинемаПарк" aka "КароФильм", находящийся в несколько отдаленном от центра районе города Ижевска. Задача купить билеты на сеанс картины, которую уже множество раз пересмотрели фанаты и которую крутят черт пойми где, казалась настолько простой, что мысль зайти на сайт кинотеатра для брони откладывалась в угоду идеи приобрести все и сразу на кассе кинотеатра. Так мы и не смогли попасть в полностью забитый в день премьеры зал и купили крайние кресла среднего ряда на второй-пятничный сеанс. 

Картина 1999-ого года разрушила представления о том, что в наше время собирает кассу. Уже в первый день проката лента Финчера вошла в российскую пятерку лидеров по кассовым сборам, а также выкрала пальму лидерства по заполняемости залов.
Популярность фильма кажется невероятной и необъяснимой, но становится совершенно закономерной при более детальном рассмотрении романа Паланика и его экранизации, героев, посылов и мотивов.

"Бойцовский клуб"
"Бойцовский клуб"

В интервью Дудя Толоконникова говорила, что если ты сейчас рэпер - у тебя должна быть политическая позиция, которую непременно нужно транслировать.
Также и с картинами 95-99ых годов, которые если уж и претендуют на какую-то художественную ценность, должны транслировать какое-либо виденье уходящей эпохи.
Так, судя по всему, считал и Нортон, который два года подряд посещал большие экраны с как раз эпохальными картинами, между которыми можно провести параллель.

"Американская история X"
"Американская история X"

Дерек из "Американской истории X" символизирует этапы эволюции-деградации идей национализма. Персонаж, по сути, является зеркалом всего неонацистского сообщества, которое сперва велось на манипуляции своих самоназванных лидеров, а позже так или иначе приходило к принятию всего идиотизма навязанной философии.

"Американская история X"&"Бойцовский клуб"
"Американская история X"&"Бойцовский клуб"

Герои "Бойцовского клуба" - это воплощения Дерека, которые мы видим по ходу развития сюжета "Американской истории X", где Тайлер - это Дерек неонацист, произносящий пламенные речи и следующий призрачно-верной идеологии.

Чак Паланик: «Я считаю, что персонаж должен что-то говорить и отстаивать. Даже если это что-то тупое. Чтобы кто-то мог выйти и сказать ему: «Ты говоришь херню». По крайней мере, герой несет ответственность за свои взгляды. В этом суть Тайлера и его речей. Он не просто говорит что-то, но верит в это и готов за это бороться»

Тайлер и Дерек произносят пламенные речи, после которых члены проекта "Разгром" или их неонацистские воплощения с задранными подбородками идут взрывать небоскребы или крушить магазины афроамериканцев. Тайлер готов, вернее хочет, умереть во время финального акта своего спектакля и тем самым стать мучеником, а Дерек гордо поднимает руки, демонстрируя офицерам полиции забитую свастикой грудь.
В такой системе координат рассказчик воплощает две стадии жизни Дерека, первая из которых - герой после потери отца, но его группой поддержки выступает не очередная группа для смертельно больных, а Кэмерон и его бритоголовые ребята. Вторая - герой, который пытается разрушить то, что его альтер-эго старательно строило, будь то неонацистский кружок или организация, которая отрицает прогресс и хочет обрушить здание на "Музей истории человечества" (деталь, которую из экранизации "Клуба" убрали).

Мотив поиска духовных и идеологических отцов.
Паланик неоднократно говорил о том, что популярность "Бойцовского клуба" во многом обусловлена скудностью списка литературы, которая способствует духовному становлению мужчин. Таких книг для него существовало две: "Общество мертвых поэтов" и, идеологически легший в основу будущего романа Чака, "Великий Гэтсби".
В романе Паланика поднималась тема того, что для американского мужчины христианина 20-ого века отец - это его модель Бога, из чего следовала, что поколение рассказчика и Тайлера было с детства Богом оставлено. Из-за этого появилась, однажды упомянутая Палаником в интервью, потребность во вторых отцах, которая коснулась также и детей, которых биологические родители не бросали, но не могли зарядить идеологически.
Такую ролевую модель Ник Каррауэй видел в Джее Гэтсби, а рассказчик в Тайлере.
В DVD-издании секундное отеческое наставление от Тайлера поместили сразу после предупреждения об авторских правах:
«Если Вы читаете это, значит это предупреждение именно для вас. Каждое слово, которое вы прочитаете, бессмысленно — вы просто тратите напрасно очередную частичку своей жизни. Неужели вам больше нечего делать? Неужели ваша жизнь настолько пустая и серая, что вы даже не можете найти, чем занять себя в свободное время? Неужели вы прочитали все, что хотели прочитать? Неужели вы подумали обо всем, о чем хотели подумать? Немедленно отправляйтесь на улицу. Найдите себе особу противоположного пола. Прекратите совершать дурацкие покупки и завязывайте с мастурбацией. Увольтесь с работы. Начните драку. Докажите, что вы живы. Если вы не начнете действовать, то так и проживете свою никчемную жизнь. Я вас предупредил… Тайлер».

«Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите больше их всех, вместе взятых»

Но как мы понимаем в концовке, Тайлер - это всего лишь броня рассказчика, наравне с по последнему писку моду обставленной квартирой со специями без еды, которую он предъявляет окружающим, чтобы скрыть себя настоящего. Сам рассказчик - жертва резко феминизирующегося общества конца столетия, который обалдев от одиночества разбил себя на Тайлера, которым хотел стать сам, и Марлу, которой его хочет видеть общество.
Итоговая победа Марлы в борьбе за гендерное главенство в социальной иерархии было бы еще более ироничным, утверди на ее роль Кортни Лав, которую на эту позицию звали.
Застрели рок-звезду Кобейна, уничтожь маскулинного Тайлера.

Брэд Питт, Курт Кобейн
Брэд Питт, Курт Кобейн

Отличие Тайлера от большинства наставников в кино, а также некая схожесть с неонацистом-Дереком, в том, что он "Smells like teen spirit". Являясь едва ли не сошедшим с иконы в храме мужественности воплощением того, каким должен быть мужчина, он настойчиво отрицает любое проявление масскульта и культуры потребления, без разбора кидаясь то на товары из "IKEA", то на модельный брюшной пресс, которым сам сияет каждый раз снимая футболку. Настоящий рокерский нигилизм, вроде извращения слов самой популярной песни "Nirvana" на зло аудитории и продюсерам, когда Кобейн менял первую строчку "Smells like teen spirit" то на "load up on drugs, kill your friends", то на что-то вовсе неразборчивое.

Тайлер Дерден
Тайлер Дерден

Но в одном интервью Эдвард Нортон отметил, что вся сексуальность нигилизма Тайлера жива только в молодости, когда парень не оправдывает собственные ожидания. В зрелости этот шарм пропадает из-за принятия объективных границ собственных возможностей.

Но "Бойцовский клуб" пересматривают во всех возрастах и с каждым разом он кажется все гениальнее и гениальнее.

Тут играет свою роль вечность произведения. Сам фильм набит деталями, большинство из которых тяжело увидеть сразу, вроде появлений Тайлера в теле-рекламе и 25-ым кадром, намеков на нереальность происходящего, пресловутой мысли, что Марлы тоже не существуют и так далее по списку. Работают и художественные приемы, вроде того, когда Тайлера, получившего от Лу по лицу за детей своих, поднимают будто Христа, или вечных шуток, которые с каждым разом становятся все смешнее.
Грязь тоже привлекает внимание. Грязь, которой и фильм и его первоисточник набили на зло продюсерам. Издатель сказал Паланику, что его шестистраничный рассказ слишком грязный - Чак сделал его главой еще более грязной книги. Финчеру сказали убрать из фильма фразу "Я хочу от тебя аборт" - он услужливо заменил ее на "Меня так не пялили с начальной школы", от которой у продюсеров кололо в районе сердца.

Однако, прочнее всего стоит идеологическая основа произведений, ведь "Бойцовский клуб" подвел итог одной эпохи, дал напутствие ее детям и шагнул в эпоху новую. В новом мире "ненасилия" картина Финчера выделяется демонстрацией насилия и клуба мужчин, колотящих друг-друга, не как группы поддержки, а как психологическое напутствие в процессе становления мужчины, что демонстрирует вовлеченность в дела клуба Боба.
Такое отношение к насилию картины, вышедшей через полгода после стрельбы в школе "Колумбайн", поразило публику. Поразило настолько, что ничего в фильме не понявшая, Рози О’Доннелл в своем шоу призвала его бойкотировать, а заодно заспойлерила главный плот-твист.

Литературы для мужчин больше не стало, поэтому читатели все новых и новых поколений готовы стать идеологическими детьми, которые стоят на крыльце дома на "Бумажной Улице" в ожидании появления отца-бога-Тайлера. Пусть в книге он со временем превратился в убийцу, пусть в фильме он сошел с дорожки ненасильственного изменения мира, пусть отрицание авторитетов превратилось в культ личности, не важно - герой может транслировать даже полную чушь, чтобы читатель мог хотя бы восстать против него, так.
К тому же критика общества потребления остается актуальной и сейчас, ведь консьюмеризм - это пресловутое и бессмертное "Дурак и деньги должны расстаться", против чего и должны выступать подобные харизматики.