Найти тему
Tim Sedov

Банки КНР блокируют счета иностранцев?!

В начале 2019 года в Китае вступил в силу обновленный налоговый закон для физических лиц. Конечно, иностранцев это касается тоже. Где-то добавилось гибкости, возможностей, а местами – и строгости. Это отразилось и на банковской сфере: проверка статуса, обновление данных, сложности.

В конце 2018-го началась массовая рассылка СМС со словами: …пожалуйста, обратитесь до 31 декабря в банк для подписания документа, связанного с налоговой декларацией резидента Китая, иначе в соответствующие департаменты передадут информацию о счетах клиента в статусе нерезидента. Это вызвало беспокойство у многих иностранцев, пошли слухи, что счета, карты могут закрыть.

А речь-то шла о «Декларации о статусе налогового резидента» (Declaration of Personal Tax Residency Status). И у разных банков разные правила. Например, Bank of China и Bank of Communications дают срок в 90 дней. А потом вас объявляют налоговым нерезидентом. И здесь – каждому свое – или выгодно, или увы. Уже надо вчитываться в новый закон. Пройдемся по основным его изменениям.

Налоговым резидентом с 1 января считается человек, постоянно проживающий на территории КНР или пробывший там в сумме 183 дня в течение налогового года. Иностранные налоговые резиденты освобождены от подоходного налога при зарплате в 5000 юаней в месяц. Еще 2 года будет освобождение от налога при аренде жилья, платном изучении китайского языка и т.п. Но с 2022 года иностранцы смогут получать только специальные налоговые вычеты, делая выбор. Т.е. гражданство здесь перестало играть особую роль, важнее – налоговый статус, который надо лично подтвердить в банке.

После первых месяцев новых правил автор данной статьи решил на эту тему опросить русскоязычных знакомых из разных городов КНР. Задал всем одинаковые вопросы:

- Поступало ли в прошлом году приглашение от банков? Вы ходили? Возникали ли финансовые сложности из-за новшеств? За первый месяц обновленного закона что-то изменилось в вашей жизни в связи с ним?

Отвечающих было много. Некоторые просто сказали, что ничего не поменялось. Но были и развернутые варианты. Ниже – самые интересные, из разных провинций и мегаполисов.

-2

Василий Паршуто, телеведущий, Пекин

- Была СМС-ка из ABC банка, что надо прийти что-то подписать… Ходят слухи, что, если в Вичате или даже на банковском счету больше 5 тысяч юаней, то банк может отправить информацию в надзорные органы, а там будут проверять твои доходы… Лично для меня пока ничего не поменялось. Только на работе изменили немного формулу вычета налога и даже оформили пенсию. Да, вычет увеличился – это хорошо. Но стала чуть дороже медстраховка. В итоге выходит, наверное, тоже самое.

-3

Юля Жукова, предприниматель, Харбин

- Поступало СМС из Сельскохозяйственного банка с просьбой явиться в отделение и, в связи с новым законом о налогах, обозначить свой статус резидента, заполнив анкету. Я еще не ходила. С банка потом был звонок с вопросом – использую ли я карту? И если нет, то настаивали её закрыть. Сильно настаивали. Конечно, я отказалась. В остальном изменений нет. Только раздражает истерия русскоязычных на эту тему в соцсетях, группах: что карты закрывают, что больше 5 тысяч юаней в Вичате уже нельзя переводить… Это не так. 

-4

Максим Лысенко, коммерсант, Сямэнь

- Нет, предупреждений не приходило, карту делал очень давно. Слышал, что возникают сложности, если имеешь более 1 карты. У меня были проблемы при снятии долларов. По бизнес-визе стало очень сложно это сделать. В одном из банков мне даже отказали. Пришлось ехать в отделение, где мне делали карту. В остальном ничего не изменилось, но для подстраховки я сделал рабочую визу.

-5

Алексей Макаев, предприниматель, бывший пекинец

- 4 года уже не проживаю в Китае, но часто бываю, общаюсь…Друзья рассказывают, что с января открыть новый счет в китайских банках любому иностранцу стало труднее: много бумаг заполнять, обязательно подтверждение места проживания… Результат непредсказуем. Я сам на днях был в Пекине и заходил в банк обновить данные о номерах телефона и паспорта по старому счету. Все прошло нормально.

-6

Алена Локтионова, переводчик, Харбин

- СМС приходило от BankofChina. С приглашением принести дополнительные документы для внесения обновленных данных в базу. Пошла, просидела больше часа в очереди. Потом заполняла много бумаг. Показала российский ИНН, подтвердила, что я нерезидент. Внесла данные о прописке и о старых паспортах… А в другом банке – Postalsavingbank - вдруг заблокировали карту. Потом мне позвонили, пригласили в офис. Якобы, они больше не обслуживают иностранцев, вроде, закончилась лицензия. Сказала, что пока не могу, попросила без меня закрыть карту, а остаток я заберу, как время будет. Больше ничего не изменилось. Также карта привязана к Вичату. Транзакции осуществляю, как раньше.   

-7

Александр Мальцев, предприниматель, Шанхай

- У меня была особая история. Недавно я с 2-летним сыном для своего Weechat-канала пошёл в банк открывать счет. Большая очередь. Чтоб зря не стоять, заранее у служащего спросил – какие еще нужны документы в связи с новым законом о налоговом резидентстве? В ответ - нужно, помимо паспорта, еще любое удостоверение с фотографией – права, карта работника…Дождался-таки очереди. Долго смотрели мои бумаги, документы. Заполнял различные бланки. Затем запросили справку, что являюсь резидентом, за которой надо ехать в другой район. Счет не открыли. Зря потратил время.

А уже при выходе мне вдогонку сказали, что надо справку из службы миграции, что я нахожусь более 6 месяцев в КНР. Вернулся домой и написал жалобу в интернете, упомянув и комиссию по регулированию банковской работы. И вскоре со мной связались из службы поддержки того банка, где отказали. Пригласили к себе, встретил один из руководителей, все были очень любезны.  Сыну подарили игрушки. Сказали, что срочно делают пошаговую инструкцию для таких случаев. Но мне готовы сейчас же оформить счет. Попросили только обещание написать, что позже занесу справку из налоговой. И даже выдали «платиновую» карту. В общем, теперь хорошо все. 

________