Продолжение историй о партийных кличках и прозвищах советских лидеров в первое время после революции.
У Карла Радека, одного из руководителей Коминтерна, всемирного объединения компартий, среди традиционных подпольных и партийных прозвищ кличками одно было довольно необычное. Близкие друзья любили называть его “Пушкин”.
Такое прозвище появилось у Радека из-за большого внешнего сходства с великим поэтом. Надо сказать, что Радек сознательно культивировал это сходство, отращивал бакенбарды – и тоже стрелял во все стороны язвительными эпиграммами.
“Первый блин всегда Совнаркомом”.
“Лучший способ избавиться от клопов - создать из них колхоз: они сами разбегутся”.
О спорах со Сталиным: “Ты ему сноску, а он тебе - ссылку”.
Радек развлекал соратников и стихами – на политические темы. Как-то Ворошилов обвинил его в том, что он плетется в хвосте у Льва Троцкого.
Радек ответил такими строчками:
Эх, Клим, пустая голова,
Мысли в кучу свалены.
Лучше быть хвостом у льва,
Чем седлом у Сталина.
Сталин все эти шуточки Радеку позже припомнил, и тот умер в 1939 году в тюрьме.
Затем у советских лидеров уже исчезли прозвища, основанные на дореволюционных подпольных кличках – стали придумывать что-то другое.
Например, Хрущева члены ЦК в разговорах между собой называли просто и незатейливо: "Колхозник". В прозвище обыгрывалось и его прошлое, и его любовь к простонародным выражениям, к постоянным сравнениям ситуации с сельскими реалиями.
Стенограммы заседаний Президиума ЦК сохранили многочисленные высказывания Хрущева в таком стиле:
“Телега наша идет не туда, куда я хотел бы”.
“Надо, чтобы человек не сказал – пошли вы к чертовой матери со своим социализмом, а то социализм есть, а укропа нет, картошки нет”.
“Я знаю, что я у вас на подозрении как кукурузник, но будет кукуруза – будет и солома”.
Да, так его тоже стали называть – после того, как он начал повсюду насаждать кукурузу.
Хрущев предлагал даже шампанское гнать из кукурузы. Население откликалось на это частушками и стихами – вроде "Сказа о царе Никите":
А народу он сказал:
"Пей и ешь от пуза,
Будешь сильный, как металл,
Ты от кукурузы".
А вот министра сельского хозяйства Ивана Бенедиктова в отличие от “колхозника” Хрущева наоборот прозвали "англичанин" – но в принципе за то же самое, за пробелы в образовании и простонародную манеру поведения.
Прозвище появилось после того, как Бенедиктов, приехавший в 1956 году в Лондон вместе с Хрущевым, пришел на торжественным прием, где присутствовала королева - и в какой-то момент он вдруг оказался рядом с королевой.
Что сказать, как завести светский разговор? Возможно, Бенедиктову вспомнилось, как советуют начинать разговор в школьных учебниках английского языка — он наклонился к королеве и вежливо поинтересовался: “Do you speak English?”
У Брежнева, как и у Хрущева, тоже было весьма незамысловатое прозвище – "Заведующий".
Но об этом - в завершающей части рассказов о прозвищах советских политиков.