Время от времени возникают обсуждения, как должна выглядеть программа по литературе в школах. Где-то инициатива появляется на законодательном уровне, где-то исходит от РПЦ. Но на уровне кухонных разговоров такие дискуссии могут происходить гораздо чаще, особенно, если в семье есть ребенок школьного возраста.
Школьник из моей семьи книги не читает, от слова совсем. За это лето он не смог осилить даже "Капитанскую дочку" Пушкина. Ему гораздо интереснее видеоигры и YouTube.
Но он совершенно не глуп. Для его возраста у него неплохо развит кругозор. Иногда он смотрит лекции по программированию. Понимает на разговорном уровне английский язык. Не лишен понятий нравственности и морали. И казалось бы, зачем тогда ему в старших классах Достоевский и Толстой, если он не может увлечься даже произведениями Пушкина?
Размышляя на эту тему, я наткнулся на интересный материал, где на этот вопрос развернуто отвечают сразу четыре литературоведа. Общий их посыл таков:
Прославленная на весь мир русская классика не только ставит перед школьником глобальные вопросы, обогащая его духовно, не только приобщает к шедеврам мировой культуры, но и дает некую защиту, поскольку такими людьми труднее манипулировать.
Литературоведы при этом неоднократно подчеркивали, что не депутатам менять школьную программу - их образования и культурного уровня на такое не хватит. А даже если эти "троечники" и осмелятся убрать Толстого с Достоевским - учителя все равно продолжат о них говорить.
"Как же должна была опуститься нравственная и интеллектуальная планка нашего общества, если в Думе бывшие троечники не стыдятся признаваться, что им неинтересна и непонятна русская классика" (литературовед Лев Соболев).
Честно, я бы повесил цитаты этих преподавателей в каждом кабинете литературы.
Полный материал вы можете прочитать здесь.