Не секрет, что многие российские промышленники и купцы были не только талантливыми предпринимателями, но и щедрыми меценатами, спонсировавшими творчество гениев своей эпохи. Среди наиболее известных таких меценатов – Савва Игнатьевич Мамонтов, сыгравший поистине огромную роль в деятельности таких русских мастеров, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, Константин Коровин и др. Последний, благодаря Мамонтову, получил возможность спокойно и плодотворно работать в течение многих лет на своей даче недалеко от Переславля-Залесского. Однако вследствие «специфических особенностей» советской власти Константин Коровин был вынужден эмигрировать в Париж, как и его знаменитый сосед по даче – певец Федор Шаляпин.
К.А. Коровин (1861-1939) происходил из разорившейся купеческой семьи, переехавшей в Москву. Как и его брат Сергей, Константин окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в российской столице. Широкая известность пришла к нему под конец XIX века. В 1896 году художник оформил ряд больших постановок в Русской частной опере Саввы Мамонтова: оперы А.Н. Серова «Рогнеда», А.П. Бородина «Князь Игорь» (с С.В. Малютиным) и Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (с А.М. Васнецовым).
Также он стал автором павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (проект Мамонтова). Коровин вошел и в число художников-передвижников: он стал участником XXIV выставки Товарищества передвижных художественных выставок и XVI выставки Московского общества любителей художеств.
Благодаря меценату, устроилась и личная жизнь художника. Его женой в 1897 году стала хористка Русской частной оперы Саввы Мамонтова Анна Яковлевна Фидлер (1872-1947). Вскоре Коровин приобрел у своего покровителя землю в пустоши Ратухино во Владимирской губернии на берегу реки Нерль (сейчас это Переславский район Ярославской области). Интересно, что сохранилась расписка о получении денег за имение: «Принадлежащее мне имение пустынь Ратухино Переяславского уезда Владимирской губернии всего пятьдесят десятин 1563 сажени продано мною Константину Алексеевичу Коровину за две тысячи рублей. В счет этой суммы получено мною одна тысяча семьсот пятьдесят рублей. / Савва Ив Мамонтов / 14 января 1897 года / Москва. Остальную причисляющуюся мне сумму, т.е. двести пятьдесят рублей сполна получил Савва Мамонтов».
Ранее Коровин уже снимал избу у ярославского мужика Ивана Васильевича Блохина в деревне Старово на противоположном берегу Нерли. Этот дом изображен на картине К.А. Коровина с вводящим в заблуждение названием «Уголок в провинции. Улица в Переславле».
Художник так описывал эти места, позднее вдохновившие его на множество великолепных картин: «Речка Нерля была маленькая, как ручей, она шла по лугу близ дома моего, извиваясь в камышах и кустах, переходя в большие плесы, которые лежали по низу луга, у самого леса. Какая красота была в этих бережках и в этих светлых струях вод кристальной речки... Плескались золотые язи. Зеленые стрекозы летали над камышом. Ласточки со свистом носились над рекой и острыми крылышками задевали воду. Каким разнообразным пением птиц, какими звуками был полон красивый бор. Цветами был покрыт луг, и мне казалось, что это рай».
В доме в деревне Охотино, построенном на купленной у Мамонтова земле Коровин создал одну из лучших своих работ - «Терраса» (1914). И.Ф. Шаляпина, дочь знаменитого певца, вспоминала: «Две женские фигуры — я и сестра, одетые в платье «ампир», за стеклами террасы чудная синяя коровинская ночь. Константин Алексеевич пишет при свете фонаря «летучая мышь», пишет и все хвалит платья. «Вот, девочки, как одеваться надо, а то короткие юбчонки и шляпки на глаза». Здесь же были написаны работы в жанре «ноктюрн»: «Дама с гитарой» (1911) и «Девушка с гитарой» (1916).
В гости к Коровину нередко приезжали певец Федор Шаляпин, художник Валентин Серов, писатель Максим Горький и др. Правда, надо уточнить, что Коровин также имел дачу в Крыму – в Гурзуфе, которую он сам спроектировал и назвал «Саламбо» и где подолгу жил в 1910-1917 годах.
Шаляпину так понравились места у берегов Нерли, что в 1905 году он уговорил друга продать ему значительную часть имения с условием, что Коровин сможет условия пожизненно пользоваться своим домом. Тогда же художник создал для певца проект его дачи в стиле «русский модерн». В гостях у Коровина и Шаляпина, чьи дачи разделяют всего 1,5-2 километра лесной тропы вдоль берега Нерли, бывали композитор Сергей Рахманинов, писатели Александр Куприн и Дмитрий Мамин-Сибиряк, историк Василий Ключевский, директор императорских театров Владимир Теляковский и даже бывшая тогда еще девочкой будущая актриса Любовь Орлова.
После революции, в 1918 году К.А. Коровин был занесен в список помещиков, частных владельцев и нетрудовых пользователей Переяславского уезда Владимирской губернии. Вместе с семьей художник переехал в Тверскую губернию, где до 1921 года в нищете жил в местах, прославенных еще Исааком Левитаном: на озере Удомля, а затем в Островне в усадьбе Ушаковых. Право на пользование земельным наделом и постройками сохранялось за Коровиным и Шаляпиным по особому распоряжению ВЦИК до 1924 года, однако в начале 1925 года Коровин был признан подлежащим выселению из имения Охотино.
Художник эмигрировал в столицу Францию, куда также уехал и Шаляпин. Надо сказать, что ранее Коровин уже несколько раз бывал в Париже: в 1887, 1892 и 1893 годах. Там он познакомился с работами французских импрессионистов и создал ряд работ в их манере, в частности «Париж. Бульвар Капуцинок» и «Париж утром». Но и его работы, посвященные дачной и сельской жизни в Охотино, также имеют явные черты стиля импрессионистов.
Окончательно поселившись в Париже, Коровин не забывал о своей малой Родине: «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, — писал художник, — и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи — молотят рожь».
Сейчас работы К.А. Коровина можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. Некоторые его личные вещи из дома в Охотино (например, стулья и керосиновая лампа) находятся в Переславль-Залесском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, где также можно увидеть личные вещи Шаляпина с его дачи в Ратухино.
В отличие от дачи певца, дом его друга-художника уцелел. Еще в 1990-х годах он считался бесхозным объектом, однако, благодаря деятельности группы волонтеров, к 2015 году здесь был создан музей К.А. Коровина.
В сентябре 2018 года в честь 145-летия со дня рождения Федора Шаляпина прошел фестиваль «Искусство жить #наДаче», в рамках которого состоялись Большой Коровинский пленэр и историческая реконструкция «Приезд Шаляпина в гости к Коровину в 1903 году» на станции Итларь. Участники фестиваля также посетили ныне обустроенную «тропу Шаляпина», пролегающую между дачами певца и художника вдоль берега Нерли.
В заметке использованы данные и иллюстрации из открытых источников, а также личные фото автора.
Об Абрамцевском творческом кружке в усадьбе Саввы Мамонтова под Сергиевым Посадом читайте здесь.
Историю дачи Шаляпина под Переславлем-Залесским читайте здесь.
О судьбе одной из дочерей Федора Шаляпина в эмиграции читайте здесь.