Многие американцы удивлённо хлопают глазами, когда слышат, как русские эмигранты ругают свою Родину. Ну, невдомёк "глупым амерам", что можно испытывать такую ненависть к стране, давшей тебе старт в жизни. Они же на патриотизме густо замешаны, вот и хлопают глазами. Ведь, где бы они не жили, звездно-полосатый для них всегда - символ дома. И ладно, если ругают люди, бежавшие от ужасов войны, их понять не сложно. Но, в основном, этим занимаются те, кому сахар всегда недостаточно сладкий, если он не американский или европейский. То люди, живущие чужим опытом и, считающие, что у них тоже так получится, как "один пацан рассказал". Там делов-то...
Но, оставим, этих бывших граждан нашей Необъятной. Их тоже понять можно. Там нужно аборигенам сильно нравиться. С ними, аборигенами, теперь жить бок о бок, пусть думают, что приехал настоящий патриот, не сумевший больше выносить унижения и беззаконие. Мне интересен иной вид хулителей. Это писатели, артисты, учёные. Они прибыли к чужим берегам не голодранцами. С деньгами и уважением масс у них проблем нет. Как нет нужды кому-то нравиться. Но, все же, срабатывает рефлекс. И вот мы слышим знакомое нытьё. Или, что хуже, сталкиваемся с попытками унизить самые основы, саму историю.
Не могу не привести пример. Ну, напрашивается для этого один известный (и не бесталанный, чего уж там) писатель. Борис Акунин. Для мамы - Григорий Чхартишвили. С каким удовольствием я читал о похождения прыткого Эраста Фандорина, и как кривило меня от псевдоисторических опусов о Петре l. Ощущается натуральная, неприкрытая ненависть к первому императору Всея Руси.
Правитель в этом пасквиле натуральный сумасшедший. Маниак и трусишка. Любые победы Петра, для Акунина незначительны и бессмыссленны. А отступление - трусливое бегство. И людей он убивал пачками (помимо стрельцов) и, дескать, все боялись, доживут ли до конца рабочего дня. Ганнибал Лектер, не иначе. Зато его военно-политический "забугорный" оппонент Карл Хll - просто душка и умница, каких мало. А тогдашняя Швеция эталон для всей Европы. И если Карл проигрывал Петру, то лишь по не счастливой случайности. А не потому, что неотесаный русский царёк был умнее. Такого Акунин никогда не признает. Как и то, что любимый Карл был человеком не менее странным, чем Пётр. И то, что история расставила все по своим местам, Акунин предпочитает не замечать. Видимо, тоже хочет понравиться своим новым соседям на туманном Альбионе. Или грузинским землякам, обожающим подобные пасквели. Сильнее те любят только русские денежки.
Григорий Чхартишвили - Акунин не прочтёт этих строк. Но хотелось бы ему сказать: ты - не историк. И только трус может гавкать издалека, понося историю государства, благодаря которому он стал человеком. Благодаря царям его родина осталась жива, а не стала жертвой Турции.
Советую прочесть (или прослушать) "замечательную" пьеску вышеуказанного автора: "Убить змееныша". Там вся ненависть к Петру l. Неприкрытая и болезненная. Там психологам разбираться нужно...