Найти тему
Романтика окраин

Как строится московское метро. Строительство ствола водоотливной установки на Большой кольцевой линии.

Сегодня я хотел бы рассказать, как с помощью современных технологий строятся стволы для вентиляции и водоотвода в Московском метро. Фото довольно старые, сам ствол сейчас уже действующий, но принцип работы будет понятен. Сейчас такие же стволы строятся на других участках.

Волею судеб удалось в своё время побывать на строительной площадке Большой кольцевой линии метро, а именно на его ныне сданном в эксплуатацию и действующем северо-западном пусковом участке. Данный участок был сдан в феврале 2018-го года. Включает в себя станции Петровский парк (с пересадкой на станцию Динамо Замоскворецкой линии), ЦСКА (проектное название - Ходынское поле), Хорошёвская (с пересадкой на Полежаевскую Таганско-Краснопресненской линии), Шелепиха (переход на одноимённую станцию МЦК) и Деловой центр (переход на станцию Выставочная Филёвской линии). В данном репортаже я хочу осветить строительство ствола на перегоне Хорошёвская - Шелепиха, который необходим для строительства водоотливной установки (ВОУ) на данном перегоне.

Водоотливная установка представляет собой зумпф, который находится в самой нижней точке ствола, ниже уровня уже построенных перегонных тоннелей. Глубина ствола примерно 60 метров, вода из тоннеля сливается в зумпф, откуда по стволу насосами откачивается наверх, в городскую систему канализации.

Данный ствол был построен с помощью уникального комплекса – стволопроходческой машины немецкой фирмы «Herrenknecht AG» VSM-10000, самой новой и современной, которые эксплуатируются в мире. Всего таких машин существует около 10. 4 из них – в России. Я не буду здесь вдаваться во все технические подробности данного комплекса и его собратьев, расскажу вкратце, кому интересно почитать подробности во всей красе – рекомендую вот это обсуждение на прекрасном
форуме «Наш транспорт».

Давайте посмотрим, как строился данный ствол.

1. Ствол. Сначала ставится ножевое кольцо, которое вгрызается в грунт, потом монтируется сама машина, которая на лебёдках идёт вниз, параллельно разработке породы на глубине ножевое кольцо опускается, а сверху ставят новое. И так до конца. По окончании проходки - комплекс поднимается, ствол осушается.
1. Ствол. Сначала ставится ножевое кольцо, которое вгрызается в грунт, потом монтируется сама машина, которая на лебёдках идёт вниз, параллельно разработке породы на глубине ножевое кольцо опускается, а сверху ставят новое. И так до конца. По окончании проходки - комплекс поднимается, ствол осушается.
2. Площадка была очень чистая и компактная, расположена на территории действующего вполне автосервиса. Вот её моют.
2. Площадка была очень чистая и компактная, расположена на территории действующего вполне автосервиса. Вот её моют.
3.
3.
4. Провода-шланги.
4. Провода-шланги.
5. Сепараторная. Сюда выдаётся порода и вода, закачанная в ствол на время работ.
5. Сепараторная. Сюда выдаётся порода и вода, закачанная в ствол на время работ.
6. Центрифуга. Она перерабатывает размельчённую породу, смешанную с водой. Всё это подаётся на-гора по шлангам из ствола, а устройство разделяет их. Вода на время работы возвращается в ствол...
6. Центрифуга. Она перерабатывает размельчённую породу, смешанную с водой. Всё это подаётся на-гора по шлангам из ствола, а устройство разделяет их. Вода на время работы возвращается в ствол...
7. Вот по этому монитору за центрифугой следят и управляют её работой.
7. Вот по этому монитору за центрифугой следят и управляют её работой.
8. Отделённая от воды порода откатывается вот так. Потом её с помощью экскаваторов грузят на самосвалы и вывозят за пределы Москвы.
8. Отделённая от воды порода откатывается вот так. Потом её с помощью экскаваторов грузят на самосвалы и вывозят за пределы Москвы.
9. Всё это тянется под воду, где ведёт работу стволопроходческий комплекс.
9. Всё это тянется под воду, где ведёт работу стволопроходческий комплекс.
10.
10.
 11. Юмор проходчиков Мосметростроя :)
11. Юмор проходчиков Мосметростроя :)
12. Шланги-кабели опять.
12. Шланги-кабели опять.
14. Элементы колец ствола. Кольцо в данном случае составляет три таких блока. Кстати, проходка ствола составляет примерно 2 метра в день, так что всё строится довольно быстро и ударно. Для комплекса это была 9-я проходка ствола вообще, а для ВОУ - 2-я, ранее он поработал на Дмитровском радиусе Люблинско-Дмитровской линии, а также на северо-восточном участке Большого кольца в районе Электрозаводской. Недавно также видел его на строительстве в районе Проспекта Маршала Жукова.
14. Элементы колец ствола. Кольцо в данном случае составляет три таких блока. Кстати, проходка ствола составляет примерно 2 метра в день, так что всё строится довольно быстро и ударно. Для комплекса это была 9-я проходка ствола вообще, а для ВОУ - 2-я, ранее он поработал на Дмитровском радиусе Люблинско-Дмитровской линии, а также на северо-восточном участке Большого кольца в районе Электрозаводской. Недавно также видел его на строительстве в районе Проспекта Маршала Жукова.
15. Ствол. Комплекс где-то на глубине 42-х колец :) Лебёдки, которые его держат с трёх сторон, ну и всякие шланги-кабели опять. А через трубочку слева (справа тоже такая есть, но не попала в кадр), наращивая её заодно со стволом, замеряют глубину ствола.
15. Ствол. Комплекс где-то на глубине 42-х колец :) Лебёдки, которые его держат с трёх сторон, ну и всякие шланги-кабели опять. А через трубочку слева (справа тоже такая есть, но не попала в кадр), наращивая её заодно со стволом, замеряют глубину ствола.
16. Вот обратите внимание как стоит верхнее кольцо. Скоро его будут опускать вниз и ставить сверху очередное.
16. Вот обратите внимание как стоит верхнее кольцо. Скоро его будут опускать вниз и ставить сверху очередное.
 17. Пошла обратно в ствол технологическая водичка из сепараторной.
17. Пошла обратно в ствол технологическая водичка из сепараторной.
18. Домкрат. После погружения ствола шахты на 1 м с помощью специальных гидравлических домкратов, расположенных на опорной раме, производится монтаж очередного кольца железобетонной водонепроницаемой обделки.

Комплекс гидравлических домкратов, обеспечивающих усилие до 2000 тонн, нужен не только для оказания дополнительной нагрузки при опускании ствола шахты в прочных грунтах, но и для поддержания ствола от неконтролируемого оседания в слабых грунтах.
18. Домкрат. После погружения ствола шахты на 1 м с помощью специальных гидравлических домкратов, расположенных на опорной раме, производится монтаж очередного кольца железобетонной водонепроницаемой обделки. Комплекс гидравлических домкратов, обеспечивающих усилие до 2000 тонн, нужен не только для оказания дополнительной нагрузки при опускании ствола шахты в прочных грунтах, но и для поддержания ствола от неконтролируемого оседания в слабых грунтах.
19. Местный "музей". Что выкопали помимо обычной породы. Как это оказалось на такой глубине - тайна, покрытая мраком.
19. Местный "музей". Что выкопали помимо обычной породы. Как это оказалось на такой глубине - тайна, покрытая мраком.
20. Пульт управления комплексом.
20. Пульт управления комплексом.
21. Справа диаграмма - на ней в режиме реального времени отображается проходка по секторам ствола. Серым отмечено то, что уже пройдено, жёлтым - то, что нужно, а зелёным то, что в процессе.
21. Справа диаграмма - на ней в режиме реального времени отображается проходка по секторам ствола. Серым отмечено то, что уже пройдено, жёлтым - то, что нужно, а зелёным то, что в процессе.
 22. Внимательные заметят, что кольцо готово и ствол, съев ещё грунта, опустился ниже отметки, которая была на фото № 16.
22. Внимательные заметят, что кольцо готово и ствол, съев ещё грунта, опустился ниже отметки, которая была на фото № 16.
23. А тем временем ещё одно кольцо надо собирать. Вот первый блок на подходе.
23. А тем временем ещё одно кольцо надо собирать. Вот первый блок на подходе.
24. Раз и готово!
24. Раз и готово!
25. Ещё один...
25. Ещё один...
 26. ...И тоже готово. Установлен. Процесс занимает совсем немного времени.
26. ...И тоже готово. Установлен. Процесс занимает совсем немного времени.
27. Третий блок тоже установили, очередное кольцо готово. Работники Мосметростроя скрепляют его и заливают щели.
27. Третий блок тоже установили, очередное кольцо готово. Работники Мосметростроя скрепляют его и заливают щели.

И на этом на сегодня закончим. И ещё раз огромное спасибо работникам ММС за тогдашнюю интереснейшую экскурсию по площадке!

P.S. Вручную такой ствол тоже можно пройти, и большинство из них так и проходятся, но иногда это может затянуться даже не на один год, ибо на глубине 15-20 метров начинает хлестать вода, а вот этому девайсу она нипочём, поэтому с помощью него стволы проходятся гораздо быстрее, чем по-старинке.

Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание!

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!