Первая заповедь, которой удостоились евреи, это «Этот месяц для вас будет началом [отсчета] месяцев» (Шмот 12:2). Раши написал в самом начале своего комментария, что Тора должна была быть начатой со стиха «Этот месяц для вас будет началом (отсчета) месяцев» (Шмот 12:2), так как это первая заповедь, которая была дана евреям. Почему же Тора содержит в себе все, что предшествует этой главе? «Силу своих деяний сообщить Своему народу, чтобы отдать им удел народов» (Тээлим 111:6). Необходимо было написать, на каком основании народ Израиля претендует на свою землю, а именно, что Творец создал весь мир по Своей воле и поэтому является его хозяином. По Своей воле дал землю Израиля другим народам, по Своей же воле забрал ее у них и дал нам. Из этих слов Раши видно, что если бы Тора занималась только нашим уделом, то можно было бы ее начать с главы «Этот месяц...», так как это наше начало. Все, сказанное в Торе до этого относится к уделу народов, а система, которая дана через «Этот месяц...» принадлежит только нам, народы не имеют к ней никакого отношения.
Передача Торы началась словами «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства»(Шмот 20:2). Дающий Тору раскрывается нам как выведший нас из Египта. Тора базируется на выходе из Египта. И большинство отдельных заповедей тоже даны вместе с упоминанием о выходе из Египта, такие как Шабат, тфилин, запрет присмыкающихся, процентных ссуд, фальшивых мер и т.д. Тора дана вышедшим из Египта, и про это сказано: «Когда ты выведешь народ из Египта, то будете служить Б-гу на этой горе» (Шмот 3:12). Отсюда взял Рамбан основу для своих известных слов: скрытые чудеса являются основой всей Торы. И нет у человека удела в Торе нашего наставника Моше, прежде чем он не постигнет и признает, что все, что с нами происходит, – касается ли это всего общества или одного человека, – все это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий».
Все жители Земли живут в рамках первозданного творения, а мы живем в другой системе, которая проявилась и была дана нам при выходе из Египта, корень ее в этой заповеди: «Этот месяц вам…». Когда Яаков и Эсав делили миры, то Яаков взял себе будущий мир, а этот мир ему не принадлежит. У него нет тут и пяди, кроме минимума, необходимого для достижения будущего мира. Относительно нашей принадлежности к будущему миру, мы находимся здесь в уделе народов на своем месте, так как мы выше причин и обстоятельств, в отличие от народов, выбравших себе уделом этот мир. Так что, живя здесь, Яаков находится только в системе жизни, порожденной жизнью будущего мира.
Выход из Египта показал нам, что все природные процессы не имеют никакого значения для еврейского народа, вышедшего из Египта. С выходом из Египта, мы вышли одновременно их под естественных систем в мир вышедших из Египта, получателей Торы. Там не властвуют законы природы, построенные на причинно-следственных связях. Законы торы определяют здесь существующую реалию. Выход из Египта позволяет нам подняться выше рамок природы, и хотя это не удается до конца, исполнение Торы ставит нас в некое новое пространство времени, проявившееся при выходе из Египта.
Пришёл Йирмия и сказал: «Чужие копаются в Его зале! Где же его грозность (нора)?» и не сказал «Грозный» (по отношению к Творцу (см. Йирмия 32:18). Истинный трепет ощущается в первом Храме. Поэтому когда чужие копаются в Его замке, Йирмия не может восхвалить Творца эпитетом «Вызывающий трепет». Во втором Храме Шхина уже не раскрывалась в такой степени, и чудес было намного меньше. Мужья «Великого собрания» (рав имеет в виду сказанное в трактате Йома (69б)) раскрыли, что теперь это качество перешло к нам самим, оно проявляется через еврейский народ. На это намекает стих: «Грозен Ты, Б-же, в святилище Своем! Б-г Израиля дает силу и мощь народу!» (Теелим 68:36). Это значит, что Шхина раскрывается двумя способами: или «из Храма», или «дает силу и мощь народу». Из объяснения Маарша следует, что Мужья «Великого собрания» постигли, что теперь это качество перешло к нам в чуде Пурима, когда по законам природы у нас не было права на существование. Мы живем только чудом, «одна овечка между 70-и волков» раскрывает мидат нора.
Сказали наши учителя, ковчег завета не занимает места. (Бава Батра 99:1: Сказал р.Леви или р.Йоханан: Этот факт передан нам по традиции от отцов: место, которое занимает ковчег, не имеет физических размеров. Т.е. ковчег имеет физические размеры, но не занимает места: расстояние от стены Святая Святых до первой стенки ковчега и от второй стенки ковчега до противоположной стены равно расстоянию между стенами.) Ковчег сам по себе имеет размеры и в других местах это проявлялось. Но в Святая Святых он места не занимал. В системе законов первозданного творения, в уделе народов, это невозможно. Порядок времени таков, что каждое мгновение является продолжением предыдущего. Зман, время от слова зимун, приглашение – каждое мгновение «приглашает», т.е. подготавливает, является причиной следующего. (Рав много раз объяснял, что имеется в виду, что дискретна подобно кадрам фильма. Т.е. каждое новое состояние реалии является логическим продолжением предыдущего.) Чудо в этом контексте означает, что последовательность нарушается и происходит нечто, противоречащее рациональному ходу событий. ( Т.е. то, что мы все живем в системе чудес, означает, что все происходящее с нами в каждый момент, обусловлено новым решением Творца, принятым конкретно об этом моменте.) Получается, что жизнь еврейского народа основана на сверхъестественных процессах. В наших уроках мы уже упоминали слова Аризаля, что мидат нора проявляется главным образом из ковчега, и намек на это в том, что если перевернуть буквы слова арон, ковчег, то поручится нора. Получается, что когда раскрытие этого качества перешло в руки еврейского народа, то жизнь и существование нашего народа не имеет рамок. Поэтому у нас нет настоящего соединения с другими народами. Поэтому все попытки стать как другие народы, быть вместе со всеми, изначально обречены на провал. Навзарадан, военноначальник Навуходнецера, после того, как убил более миллиона евреев за кровь пророка Захарии, пролитую в Храме, очнулся и принял гиюр. Он вдруг четко понял, что это б-жественный народ, это не естественное наказание. «Если бы были мудрыми, то поняли бы это: как один будет преследовать тысячу, а двое обратят в бегство десять тысяч. Если не предал их Оплот их, и Г-сподь не отдал их» (Дварим 32:30). Таков союз, заключенный с еврейским народом. Если мы выполняем волю Всевышнего, будут благословения и добро совершенно неестественным образом. А если, не дай Б-г, наоборот, то кары тоже будут сверхъестественными. «Узрите теперь, что это Я, Я это «тот», и нет других сил при Мне» (Дварим 32:39). Комментирует Раши: Я – опускаю и Я поднимаю. Для внимательного человека слава Небес раскрывается в обоих случаях. Рамбан говорит, что такого чуда не было в Египте, чтобы весь народ одурел, и зашли в море за евреями. И не поняли, что чудо раскрытия моря было ради евреев, несмотря на то, что все удары они получили, чтобы узнать, что это Г-сподь.
«Когда неевреи вошли в Храм, то увидели крувим обнимаются», что происходило, когда евреи выполнял волю Всевышнего, как сказано там в гмаре, так как мальчик символизировал Всевышнего, а девочка еврейский народ (Йома 54б). Ришоним спросили, как это могло быть, ведь во время разрушения Храма евреи явно не выполняли воли Творца? Отвечает Ритво, это было чудо против нас, Шхина проявилась, чтобы нас наказать. (Мы были этим очень опозорены, так как захватчики, когда увидели эту картину, воскликнули: этим они занимаются в Святая святых!)
Хагига 5б: Раби Йеошуа бен Ханания стоял во дворце у императора. Тот мин показал ему жестом: Вы народ, от которого отвернулся ваш Г-сподь. Мудрец показал ему обратно: И все еще Его десница распростерта над нами. Маарша спросил: ведь распростертая десница всегда символизирует наказание, которое дает Всевышний? Однако вышесказанное отвечает на этот вопрос: Его наказания доказывают, что мы избранный народ, Он не отвернулся от нас, не дай Б-г.
Все происходящее с нами – это раскрытие Щхины, и от нас зависит какими чудесами это будет, хорошими или плохими.
Перевод И.Шнайдера для Limud.ru