Найти в Дзене
Stanko Comics

Кто убил Джокера?! Мрачный детектив о сходящем с ума Бэтмене - Batman Damned

(Закрытый гештальт #8)

В октябре 2018 года издательство DC анонсировало новый импринт под названием Black label. В рамках этой “черной” серии планируется издавать комиксы о самых популярных героях издательства вне рамок основного канона. Первым вышедшим комиксом этой линейки стал Batman: Damned от автора Брайана Азарелло (“Чудо женщина”, 100 Bullets) и художника Ли Бермехо (Hellblazer, "Бэтмен: Ноэль”). В этом материале я расскажу, чем этот комикс сможет вас заинтересовать, а главное, чем он отличается от других и историй о Тёмном рыцаре выпущенных ранее.

Для начала стоит сказать, что для первого комикса новой линейки был выбран очень именитый творческий дуэт. Азарелло и Бермехо, не раз уже работавшие вместе, создали несколько весьма популярных и любимых фанатами комиксов - “Джокер” и “Лютор”. Их самостоятельные проекты тоже пользуются немалой популярностью, например, комикс “100 Пуль” Брайана Азарелло периодически попадает в различные топы лучших комиксов, а в таланте Бермехо, как художника, вообще сомневаться не приходится, стоит только взглянуть на его работы. Именно поэтому, когда был оглашен авторский состав комикса Batman: Damned, многие воодушевились.

Комикс Batman: Damned является прямым сюжетным продолжением “Джокера” от того же авторского состава. Темный рыцарь и Принц преступного мира Готэма схлестнулись на Готэмском мосту. Итоги их битвы неизвестны. Читатель застает Бэтмена в карете скорой помощи на пороге смерти. Как он в ней оказался, наш герой не помнит. Из лап смерти Бэтмена вытаскивает известный оккультист Джон Константин, который играет роль рассказчика всей этой истории. После спасения Бэтмен узнает, что Джокер убит. Бэтмен и Константин начинают расследование, однако, наш герой очень быстро понимает, что многие ответы он может найти в своих детских воспоминаниях. Как это все связано с детством Брюса и почему его начинают терзать воспоминания в которых присутствует Чаровница? Это загадку и предстоит разрешить читателю.

В первую очередь стоит обратить внимание, что сюжеты, где во главу угла ставятся ментальные проблемы Брюса Уэйна не новы. Такие авторы, как Грант Моррисон, Скотт Снайдер, Джефф Лоэб и многие другие не раз разыгрывали эту карту. И опытный читатель может без труда предугадать паттерны движения сюжета. Можно сказать, что проблемы с психикой у Бэтмена — это уже, своего рода, клише.

Брайан Азарелло идет по проторенной дороге и пишет историю, в которой Бэтмен не герой, а жертва. Его терзают кошмары и видения, он сталкивается с потусторонними силами. И самое главное, он теряет контроль над ситуацией. Герой, который привык всегда диктовать свои условия, и который всегда бьется по своим правилам и на своей территории, теперь представляет собой мрачный образ загнанного зверя.

Интересно ли такое читать? И да и нет. У комикса очень рваное повествование. Героя бросает из локации в локацию, сводит с различными персонажами. И все это без каких-либо плавных переходов. Сцены сменяются слишком быстро. Комиксу не мешает уменьшить темп повествования. Я допускаю, что такой подход к построению сюжета мог быть выбран сознательно, чтобы показать тот хаос, в который попал Бэтмен. Однако же это не идет комиксу на пользу — история пролетает весьма быстро, но запоминающихся моментов в ней мало.

Отдельно стоит сказать о подаче истории через рассказчика Джона Константина. После прочтения первого выпуска сложилось четкое убеждение, что все это отдает какой-то графоманией. Были надежды, что весь этот мистический и библейский символизм приведет в какому-то катарсису, но вся эта мешанина текста только пускает пыль в глаза. Изначальная задумка ясна — рассказчик призван погружать в мрачную историю, но закадровый текст Константина выглядит до безобразия претенциозно.

Сама же история предельно проста. За напускной таинственностью и готической атмосферой скрывается банальный сюжет о детской травме Брюса, который мы читали уже множество раз. Заявленной в начале детективной истории нет, да и интрига основной загадки слабо поддерживается.

Но все же в комиксе присутствуют запоминающиеся сцены. Например, сцена из первого выпуска, в которой Бэтмен сталкивается с Мертвецом — одним из самый необычных персонажей DC. Или когда Константин и Бэтмен приходят в ночной клуб, чтобы допросить демона Этригана, который перевоплотился в модного рэпера. Азарелло умеет создать интересные ситуации, но в общей массе слабого сюжета они могут легко потеряться.

Отдельно стоит сказать о смысловом и визуальном переосмыслении некоторых каноничных событий и ряда ключевых персонажей. Азарелло и Бермехо предлагают читателю свой, более суровый и жестокий взгляд на детство Брюса. Последний раз такое переписывание канона я припоминаю в первых сюжетных арках серии “Бэтмен” от Скотта Снайдера.

В этом сюжете детство Брюса не выглядит радужным. Маленький Брюс становится свидетелем раскола в своей семье. Неприятные тайны членов семейства Уэйн накладывают отпечаток на будущего мстителя в маске. А читателю выпадает шанс посмотреть на знакомую историю под новым углом.

Визуальным изменениям подверглись некоторые персонажи — речь идет и о легком редизайне внешности и об образе героев в целом. О демоне Этригане, чья привычка всегда говорить рифмами превратила его в модного рэпера, я уже упоминал. Редизайну подвергся и костюм Бэтмена, и образ колдуньи Затанны. Мертвец теперь не выглядит, как бледный покойник в красной пижаме, а скорее похож на синобита из фильмов “Восставший из ада”. Больше всех запомнилась Болотная тварь. Внешне она никак не изменилась, но я впервые почувствовал, насколько этот персонаж могучий. Визуализация его способностей на запредельном уровне. Самое время поговорить о рисунке.

Ли Бермехо очень талантливый художник, который выработал свой узнаваемый стиль. Его рисунок отличается очень высоким уровнем детализации. Отдельные элементы брони Бэтмена можно долго разглядывать. На лицах персонажей присутствует весьма реалистичная мимика, которая должным образом передает эмоции. До сих пор вспоминаю лицо Джокера из одноименного комикса, когда он, выворачивая карманы, сетовал на то, что сейчас на мели. А от общих планов города просто захватывает дух. Цвета мрачные и грязные — преобладают различные оттенки коричневого цвета и очень много черного. Даже яркие цвета видятся, как тусклые и блеклые. Все это отлично коррелирует с общим настроением истории, что делает рисунок наиболее весомой причиной к ознакомлению с этим комиксом.

Batman: Damned - это не самое плохое, что писали про Бэтмена, но я сомневаюсь, что этот комикс сможет пройти проверку временем. Разве что он запомнится скандалом с наготой Брюса Уэйна. Во всем остальном — это привычная работа Брайана Азарелло, со всеми своими плюсами и минусами. Это не самый интересный комикс, но нарисован он восхитительно. В нем нет сюжетной глубины, но зато мастерство художника вас сможет поразить.