Что же получается? Неужели реакция народа на убийство российского императора свелась лишь к сочувствию некоторых (не всех) обывателей, к случайным разговорам, публикациям за рубежом и молчаливым не оправдавшимся надеждам крестьян на нового царя (якобы живого Михаила Александровича)? — Ведь, вспоминая историю великих революций, в рамках английской революции ХVII века казнь короля Карла I прекратила гражданскую войну, в рамках французской революции XVIII казнь Людовика XVI стала Рубиконом, переходом к новому этапу революции. Ну а в рамках Русской Революции 1917-1918 гг казнь императора вызвала лишь разговорам в трамваях?
Хороший вопрос. Насколько я знаю, у нас в России до сих пор чётко на этот вопрос никто не ответил. Как это ни странно, наиболее "глобальный" ответ я прочитал у кого-то из зарубежных писателей, исследовавших тему русской революции (кажется, у Питера Курта). Он считает, что это убийство — точка невозврата к нравственности в политике в мировой истории — не только в России, но и в мире (поскольку и в мире это знаковое преступление было "проглочено" почти без внимания).
Я тоже склоняюсь к этому выводу: да, это была точка невозврата к нравственности в политике, по крайней мере в России. Да ведь и сами уральские большевики надеялись этим убийством повязать всех своих — "пути назад нет, сдаваться белым нельзя". Ну и "повязали" всю Россию этим преступлением.
Ну и ещё можно сказать, что лидеры большевиков после июля 1918 совершенно осатанели — в августе 1918 в Свияжске поставили памятник Иуде (как первому "революционеру"), а вскоре и официально объявили красный террор.
Иногда спрашивают, чем убийство невинных детей 17 июля 1918 года отличается от убийств других детей во время Гражданской войны, и вообще в истории. — Отличается тем, что 17 июля дети были убиты по распоряжению властей (как местных, так и в Москве). И затем это убийство было ОФИЦИАЛЬНО одобрено центральной властью в Москве. Вот этим и отличается.
***
Ну, а неисправимым «романтикам» большевистской революции, которые готовы если не оправдать, то «объяснить» все её кровавые преступления, я советую перечитать главное стихотворения главного поэта первого послереволюционного поколения, Павла Когана (1918−1942) «Монолог» (1936),. — и задумайтесь над двумя главными строками этого стихотворения:
Честнейшие — мы были подлецами,
Смелейшие — мы были ренегаты.
Ну, а самое точное стихотворение о том, что тогда происходило в России — это, по моему, «Звонарь» Жанны Бичевской. Напомню здесь последние строфы:
Льется сивуха, ликует разврат.
Боги летят с пьедесталов.
Зычно скликает погромный набат
К падали красных шакалов.
Зычно скликает погромный набат
К падали красных шакалов.
Шапка упала к ногам звонаря —
Ждать, мол, осталось немного.
Выкинул он из России царя,
Выкинет кстати и Бога.
Грозно удары гудят и гудят,
Колокол плачет и стонет.
Пьяный народ под зловещий набат
Совесть навеки хоронит.
P.S. В этой теме нельзя не напомнить также о двух Посланиях Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода (1993 и 1998 гг) с призывом к всенародному покаянию за убийство Царской семьи.
"Убийство Царской Семьи — тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом".
На основании покаянного чина 1607 г., а так же призывов к покаянию Патриархов нашего времени, от св. Тихона до Алексия II, был составлен Чин всенародного покаяния русского народа.
Подробнее см. сайт "Покаяние" http://www.pokaianie.ru/article/repentance/read/37616