Мысль, речь и действие
Как мы уже многократно говорили, еврейский народ имеет духовную форму человека, созданного по образу Б-га, - без изъянов. И эта форма имеет полное соответствие высшей форме.
Имеется в виду то, что показал Творец в видении пророку Иехезкелю (1:26): «А на образе престола - образ человека на нём сверху». Весь Б-жественный замысел, который Творец хочет раскрыть, можно смоделировать в образе человека. А наш народ должен раскрыть этот замысел, т.е. духовное строение нашего народа тоже можно спроецировать в образ человека, так как человек может раскрыть только тот духовный потенциал, который в нём заложен.
Духовное строение человека можно разбить на три части, и они являются корнями мыслей, речей и действий. И так как «это против этого создал Б-г» (Коэлет, 7:14), то должна существовать также и духовная форма злодеев, противостоящая еврейскому народу (желающая его уничтожить), и имеющая корни, противоположные нашей духовной форме. Логично предположить, что у этой отрицательной формы имеется соответствующее разделение.
Есть три народа, противостоящие нам, каждый из которых пытается скрыть проявление соответствующих аспектов нашей духовной формы. Мы уже говорили про соответствие Эсава силе действия и Ишмаэля – силе понимания (т.е. речи). Народ же, противостоящий силе мысли - это эллинистическая Греция. Попробуем разъяснить это.
«Яма пуста, нет в ней воды»
Написано в трактате Шабат (21:1):
«А яма пуста, нет в ней воды» (Берешит 37:24). Разве после того, как сказано: «Яма пуста», я не знаю, что нет в ней воды?» На это говорит талмуд: «Нет в ней воды? Воды - нет, а есть змеи и скорпионы». Именно отсутствие воды является причиной того, что есть змеи и скорпионы!
Написано в «Рая мэhэмна» (название одной из частей Зоара) на гл. «Ки тэце» (279:1):
Четвертое изгнание – огромная бездна, «ореховая пустота». Это и есть «пустота над бездною» (Берешит 1:2). Оно называется «яма, в которую упал бык» (т.е. Йосеф - так образно назвал его Яаков в своём благословении перед смертью, см. Берешит 49:6). И сказано про него: «и бросили его в яму» (там 37:24).
Злая дыра (נוקבא) без правильного заполнения (בלי זכרות) - без Торы…А что там есть? Змеи и скорпионы. Это - 4-е изгнание, поколение злодеев, полное змей и скорпионов. Римляне как змеи, а скорпионы – это те, кто искореняют слова мудрецов и судят несправедливо (слово «скорпион»עקרב и «искоренять» לעקור имеют тот же корень -עקר). Про них сказано: «И станут твои притеснители во главе» (Эйха 1:5)».
Змей – это символ обмана и соблазна, а скорпион – символ искоренения слов мудрецов. И нам предстоит разобраться, что значит «пустая яма», и кто это - «змеи и скорпионы».
Яма и гора
Любой аспект возвышенности и прибавления святости называется гора. «И будет в конце дней отстроена Б-жественная гора во главе всех гор» (Йешаягу, 2:2). В отличие от этого «яма» – это место, куда падают. Поколение раскола намеревалось возвести башню, которая должна была служить им противоположностью Храма. Башня была построена в глубине Вавилона, в одном из самых низких мест Земли. (См. статью про поколение раскола и Авраама). Противостоящий им Авраам обнаружил место Храма на Храмовой горе и назвал его «гора».
Здесь рав пользуется словами мудрецов из трактата Псахим 88: «Авраам назвал место Храма горой, Ицхак - полем, а Яаков назвал домом».
Возвышение всегда символизирует высокую духовность, возвышенность, и ее противоположность – недостатки. Система добра создаёт возвышение, полноту, духовное совершенство. Зло же создаёт пустые пространства, требующие заполнения. Началом появления Храма стало то, что Авраам обнаружил место на горе Мория и назвал его горой. Храм – это возвышение, на которое нужно подняться. Против него стоит «низина в стране Шинар» (Берешит 10:2) - место, в котором строили Вавилонскую башню, низменность, яма, в которую падают.
Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим, что вся сегодняшняя жизнь построена на искусственно созданных потребностях, без которых можно легко обойтись, если освободиться от влияния внешней среды. Т.е. опять создаются пустые пространства, «выкапываются ямы», требующие заполнения.
Кроме пустоты этой системе нечего предложить. Противоположность этому – Тора. Она не предназначена заполнять пустое пространство. Начало пути в сторону святости – это определённый духовный уровень, как сказано (Теилим 34:10): «Бойтесь Б-га, святые Его, так как нет ничего, чтобы недоставало боящимся Его».
Змеи и скорпионы
В такое пустое пространство входит 2 вида тварей: змеи и скорпионы.
Про пустыню, по которой мы шли 40 лет, сказано (Дварим 8:15): «Место ядовитых змей, скорпионов и жажды». Любое чуткое ухо слышит, что «жажда» - это пустая яма, а змеи и скорпионы - это то, что её наполняет.
Что это за 2 вида? Змей – это символ соблазнения и обмана. Их продемонстрировал еще первый змей, и они стали средством, которым пользуется эта сила.
Сегодня кажется, что соблазнам уже нечего предложить - наоборот, из-за пресыщения от различных соблазнов всё уже всем опротивело. Но так как больше ничего нет, то в этой пустоте и полном отсутствии духовности змей способен предложить ещё какие-то соблазны: «А что ещё делать? Делать-то больше нечего!»
Суть же скорпиона - уничтожение с корнем. У змея нет этой силы, он лишь может соблазнить человека на какое-то время, не затрагивая его центральную точку.
В человеке (т.е. в его сознании) есть центральная точка, из которой вытекают все выводы и умозаключения. Так вот змей поражает рассуждения, но сама точка ещё остаётся. Скорпион же поражает в самую точку - «уничтожает с корнем слова мудрецов».
Продолжить молитву
Что это за центральная точка? Написано в трактате Брахот (32:2):
«Даже если змея скрутилась вокруг ноги, не должен он прерывать свою молитву». Сказал рав Шешет: «Это сказано только про змею. А если рядом скорпион, то должен прервать».
Объясняет Агра (в комментарии на Тикуней Зоар, 128:2):
«Даже если змея скрутилась вокруг его ноги, не должен прерывать молитву» – имеется в виду, что даже когда донимают дурные мысли (мысли о разврате запрещены Торой) или он много грешил - всё ещё имеет право молиться. (Понятно, что желательно отогнать неправильные мысли и сосредоточится на молитве, а по поводу грехов желательно сделать тшуву, если возможно.)
Т.е. когда змей пробрался в сердце, то можно продолжить молиться, ведь он не задел главную точку и не приводит к отторжению души от её корня. Поражены только рожденные этим мысли. Поэтому, «если змея скрутилась вокруг его ноги, не должен прерывать молитву».
А скорпион - это мысли об идолопоклонстве, которые уже считаются поступком (т.е. Вс-вышний наказывает за них, как за действие, тогда как за мысли о прочих грехах Творец не наказывает, пока не совершено само действие). И поэтому должен прервать молитву. Такие мысли убивают человека (не так, как дурные мысли змея, которые убивают только определённый орган, ведь идолопоклонство равносильно нарушению всей Торы).
Скорпион поражает веру - начало начал, связывающее человека с Творцом. Один из учеников Виленского гаона заметил, что в слове скорпион содержится намёк на это: его гематрия соответствует гематрии «порча веры». (102 = עקרב = רע אמונה). Если он забрался в сердце, то молиться нет никакой возможности, и нужно снова укрепиться в вере, после чего уже продолжить молиться.
Суть скорпиона
Было 2 случая в истории нашего народа, когда с нами смешались инородные элементы. Это «сброд великий» («эрев рав»), вышедший с нами из Египта, и эллинисты во время греческого гнёта.
Про второй случай сказано: «И смешаетесь с другими народами и научитесь от их поступков» (Теилим 106:35).
Между этими двумя случаями есть принципиальная разница. То, с чем смешиваются, остаётся доминирующим. Понятно, что примесь влияет на всю смесь, однако оно растворено в главном компоненте. Когда «эрев рав» растворился в нашем народе, в нас вошли их дурные влияния, и мы стали выглядеть хуже, но по-прежнему «остались евреями». Когда же мы стали частью Греции и эллинизировались, то Греция стала доминирующей, а мы – её приложением.
«Эрев рав» – это змей, который скручен вокруг нас. В нас вошло много чуждого, но вера осталась незыблемой. С Грецией - другая история. Мы смешались с другими народами и стали второстепенными. Это - суть скорпиона.
Греческое изгнание
Греческое изгнание отличается от всех других. Вавилон был побежден Персией и Мидией, и исчез с карты мира. Тех в свою очередь захватила Греция, и они также исчезли. Грецию же никто не побеждал (в тот период, когда мы были под её гнётом), а ее превозмогли мы - благодаря самоотверженности «твоих святых коhэнов» и, таким образом, избавились от их гнёта.
Когда спасение от наших поработителей приходило вследствие победы другого царства над ними, то они исчезали, и все спасались от их гнёта. Но с Грецией было иначе: она не была побеждена другим царством. Наоборот, Римская империя подобна ветви, выросшей из Греции.
Так объясняет Рамбан в своем комментарии на стих (Бамидбар, 24:24): «И Цэим из рук Китим…». Он говорит, что Цэим - Эдом (римляне), а Китим – это Греция. Т.е. «Эдом возьмёт из рук Греции» - римская культура построена на основах греческой.
Мудрецы говорят (мидраш Эйха 2:13): «Если скажет тебе человек, что у народов есть мудрость - верь, как сказано (Овадья, 1): “И уничтожу мудрецов из Эдома”». Но мы знаем, что Эдом (Рим) не получал благословения на мудрость, и это не является его отличительной чертой. Но они называются мудрецами, потому что Эдом взял их себе, продолжаея воевать за греческую идеологию.
Греция воюет без остановки, насаждая себя по всему миру. Наше спасение зависит от того, как мы продолжим победу, одержанную Хашмонаим [как они сами продолжали воевать с греками на протяжении всех их дней]. Единственная возможность не раствориться – это продолжать войну Хашмонаим, каждую секунду. Тот, кто прекратит эту войну, автоматически будет побеждён ими.
Эсав, Ишмаэль и Греция
Получается, что в этом изгнании мы находимся под влиянием 2-х сил зла:
1-я – это Эсав и Ишмаэль, которые вносят в нас различные плохие влияния через «великий сброд» («эрев рав», как это объяснялось в статье). В этом - соблазны змея. Он не убивает основу основ.
2-я – это Греция, поражающая основы самой веры. Она претендует предоставить новую базу для мировосприятия. Это - укус скорпиона, жалящего в центральную точку. Поражение туда приводит к полному уничтожению, т.е. мы теряем собственное лицо. Понятие «пропавших» в нашем народе появилось во время греческого гнёта:
Про это сказано у Йешаягу (27:13): «И будет в тот день…Прозвучит великий рог и прибудут пропавшие в Ассирии и оттолкнутые в Египет». Пропавшие – это ассимилировавшие и исчезнувшие из-за укуса скорпиона. А оттолкнутые – это соблазнённые и совращённые ядом змея.
Про эти два аспекта написано в «Рая мэhэмна» (см. выше), которая говорит, что яма полна змей и скорпионов.
Но у нас есть заверение, что мы сможем спастись от обоих!
В чём заключается сила Греции?
В трактате Брахот (58:1) написано следующее: «Тебе, Б-г, принадлежит царство и величие!» (Диврей а-ямим 1 29:11): царство - это война с Амалеком, а величие – война Гога и Магога.
Итак, мы находимся между двумя войнами: с Амалеком (вышедшем из Эсава, который присоединил к себе Ишмаэля, как объяснялось ранее) и с Гогом (потомком сыновей Яфета, представляющего греков). Амалек, как известно, сконцентрировал в себе все силы зла Эсава. А Греция – это концентрат всей «прелести Яфета», как говорит об этом талмуд (Мегила 9:2): «Прелесть Яфета находится в греческой письменности».
В последней войне Творцу не достаточно показать Своё царство, нужно проявление Его величия над всеми. Царство – это обладание властью, а величие – это Его превознесённость (возвышенность). Гог – «глава старейшин Мешеха и Туваля» (Иехезкель 38:2,3), т.е. он ставит себя выше всего. И поэтому, чтобы победить Гога, понадобится проявление величия Творца - над ним.
Гог, Ашем и евреи
Это слова Маараля в 3-м вступлении к книге «А-гвурот».
Гог придёт в будущем, чтобы вознестись и утверждать, что ему принадлежит величие. И это понятно знающим, что, будучи потомком Яфета, про которого сказано «Брат старшего (великого) Яфета» (Берешит, 10:21), захочет он вознестись из-за этого величия. Но просто вознестись не будет ему достаточно, и он захочет вознестись выше Вс-вышнего. Ведь имя его брата - Шем. Из-за того, что Шем стал уделом Ашема (из него вышли евреи), а Яфет старше его, захочет он вознестись над Вс-вышним.
Т.е. греки пришли полностью уничтожить то, что дали нам праотцы: веру, которую Авраам укоренил в мире. Они делают это из-за того, что они - сыновья Яфета, который старше Шема, из которого вышел Авраам, основоположник веры.
Гематрия имени Вс-вышнего Г-сподь (א-ד-נ-י) равно 65, и она соответствует гематрии слова Храм (היכל). Гематрия же Греции (יון) равна 66, и это намекает на то, что Яван как бы возвышается (внешне) над царством Вс-вышнего и над Его Храмом (им удалось осквернить все масла в Храме). Однако у евреев имеется особая связь с мидат бина (качество понимание), и гематрия бина (בינה) равна 67. Поэтому мы - те, кто могут победить даже Грецию.
Таким образом, Яван поражает корни корней - веру. В этом их сила скорпиона. И греки вознесутся выше царства (выше имени Г-сподь), поэтому Вс-вышний должен раскрыться ещё более высоко (глубоко).
Победа над Грецией
Далее приведем определённые намёки, которые начинающему читателю могут быть непонятны. На них не стоит задерживаться, т.к. их невозможно понять без определённой подготовки. Однако со временем эти намёки станут доступны старательным ученикам. Но уже можно понять, что корень «греческой болезни» очень глубок, и победа над ней возможна только посредством проявления гораздо более высоких духовных планов, чем тех, которые проявляются обычно.
Ишмаэль и Эсав, хотя и портят различные аспекты, вытекающие из корней (Эсав – против силы действия, а Ишмаэль – против силы понимания, как говорилось выше), не могут задеть саму основу.
Ведь они сами происходят от праотцев, и потому не могут задеть корень, из которого произошли и откуда черпают свою силу. Поэтому Эсав и Ишмаэль (при всех искривлениях) проповедуют веру в Творца. Они не отрицают саму веру, а поражают (т.е. искажают) то, что из этого выходит. Это «извивающийся змей» (Ешая 27:1), как сказали мудрецы: «Амалек – от корня искривление».
В отличие от них, греки происходят от старшего сына, Яфета. Поэтому их духовный корень формально находится выше праотцев, и они хотят уничтожить основу, заложенную отцами, воюя с самим принципом монотеистической веры. (На самом деле наши корни доходят до Адам а-ришона до греха, как сказано в Бава Меция (84:1): «лицо Яакова подобно лицу Адама».)
(См. более подробно в статье, посвященной празднику Шавуот)
Возвышение Греции
Есть ещё один аспект в вознесении Греции - как потомка Яфета.
В молитве на Рош Ашана мы встречаем: «Царствуй над всем миром в славе Твоей, и возвышайся над всей землёй в величии Твоём!» Говоря «царствуй», мы просим Вс-вышнего проявиться как Г-сподин всего мира, а для возвышения необходимо проявление явных достоинств, и это есть величие (почет).
Прекрасные вещи любят все, и их достоинство общепризнанно: «чем прекраснее – тем более ценно». Яфет предлагает максимально прекрасное в мире («Яфет» происходит от корня «яфэ» - прекрасно, прелестно). Именно это даёт Греции основание возвышаться над всем миром и претендовать быть самой почитаемой державой.
И против этого выступили Хашмонаим, семейство первосвященников, носители одежд коэн а-гадоль, сделанных для «величия и украшения» (Шмот 28:2), несущих в себе проявление Б-жественной славы, что является настоящим величием.
Талмуд в трактате Йома (69:1) рассказывает о том, что Александр Македонский (греческий император в период максимального могущества греков, т.е. наиболее великий из всех греков) поклонился Шимону а-Цадику, одетому в одеяния первосвященника.
Хашмонаим показали, что нет большего достоинства в мире, чем Творец - Он и есть Вс-вышний.
Победить Яван
Победа над Грецией может придти только через самоотверженность, которая выше всех объяснений и логик. Источник этого поступка находится в центральной точке - в вере.
Когда человек отдаёт свою жизнь за что-либо, это показывает, что эта вещь – основа его жизни, нет возможности существовать, когда этой вещи грозит уничтожение. Самопожертвование показывает: я являюсь только раскрытием той основы, за которую отдаю жизнь. Если я – лишь продолжение этой основы, то я вынужден отдать за неё свою жизнь. А если я важнее, чем она, то чего вдруг я отдам самое дорогое за что-то менее важное? Самопожертвование – это передача и возвращение души к её корню. (Человек может покончить жизнь самоубийством, но в этом нет самопожертвования, это всплеск эмоций.)
Только так возможно превозмочь греков - ведь они превосходят всё, что есть в мире, возвышаются над всеми. Они выше любой вещи, доступной пониманию. Подняться над греками можно только посредством самопожертвования, ибо оно выше понимания.
Другими словами, в системе аргументаций, которая сегодня принята, нет возможности полностью освободиться от эллинизма. В ситуации, когда что-то возможно «перевести на древнегреческий язык» (т.е. переложить в систему логических рассуждений) у греков будет преимущество.
Победить можно только с помощью более глубокого, более внутреннего понимания, которое невозможно представить улице.
«А яма пуста, в ней нет воды»
Когда нет Торы, то велика жажда, и на этой почве заводятся два вида сил зла: змеи и скорпионы. Змеи соблазняют заполнить духовный голод всякими пустыми вещами, а скорпионы вносят в жизнь новые мировоззрения. Это две силы, господствующие сегодня в мире.
В пророке Иехезкель (20:35) написано, что перед избавлением Творец проведёт нас «по пустыне народов», «месту ядовитых змей, скорпионов и жажды» (Дварим 8:15). В этой пустыне мы находимся сегодня, и с этими змеями и скорпионами нам нужно бороться.
Гог придёт воевать против Б-га и машиаха, и тогда Творец вознесётся над миром. Каждый день при чтении «Шма Исраэль» мы принимаем на себя царство Вс-вышнего. Но также необходимо возвысить Творца, вознести Его выше всего. Для этого нужно обдумывать разницу между ямой и горой.
“Тебе, Б-г, принадлежит война и величие”
Два праздника установлены мудрецами: Пурим и Ханука. На Пурим: «Тебе, Б-г, принадлежит война» - это стирание с лица земли Амалека. А «Величие» – это война Гога и Магога, в величии суть Хануки. Это две битвы: при принятии на себя царства Б-га мы побеждаем змея, а когда мы осознаём настоящую ценность духовности, то побеждаем скорпиона.
«Помни дни древности, пойми годы всех поколений...» (Дварим 32:7).
Комментирует Раши:
Помни дни древности: [Вспомни,] что сделал Он с прежними [поколениями], которые гневили Его.
Пойми годы всех поколений: Это [про] поколение Эноша, на которое обрушил Он воды океана, и [про] поколение потопа, которое унес Он водами.
Следовательно, нам заповедано помнить и размышлять о событиях в тех поколениях, чтобы сделать необходимые выводы.
Мишна в «Пиркей Авот» (5:2) говорит, что 10 поколений было - от Адам а-ришона до Ноаха, и они сердили Вс-вышнего, за что были уничтожены; а потом были ещё 10 поколений - от Ноаха до Авраама, которые тоже сердили Вс-вышнего, но пришёл Авраам и получил награду за всех.
Мы можем увидеть, что в этом раскрылось 2 типа управления миром:
1) уничтожение всех сердящих Его;
2) когда все сердят Его, может придти один и получить награду за всех, и этим дать им право на существование. Как это сделал Авраам.
Мидраш Танхума на начало главы «Ноах» говорит:
Да будет благословенно имя Царя царей, Святого, благословенно имя Его, за то, что дал Тору народу своему, Израилю: одну письменную и одну устную! […] Её ревность тяжела, как [муки] в могиле» (Шир а-ширим 8:6) (т. е. она требует, чтобы человек посвятил себя полностью её изучению) […] А про изучающих Тору сказано (Йешаягу 9:1): «Народ, ходящий во тьме, увидел великий свет; над живущими в стране теней смерти – воссиял над ними свет».
Устная Тора приобретается только из ощущения темноты непонимания. Нужно сильно постараться, чтобы понять совершенно непонятную вещь, только так вещи начинают восприниматься правильно и постепенно выясняются.
Но здесь многие задаются вопросом: какое отношение это имеет к главе «Ноах»?
Сургуч и печать
Известны слова Зоар: «Творец смотрит в Тору и создаёт мир».
Вкратце, мир является моделью Торы, т.е. всё происходящее в мире показывает устройство самой Торы. См. подробное объяснение в нашем уроке «Тора и мудрецы» и «Шавуот — сделай свой кубок».
Сначала творение выглядит совершенно непонятным, и только после внимательных наблюдений и раздумий можно понять истину. Обычно правильное понимание будет противоположным первому впечатлению. Поэтому мудрецы называют этот мир «миром обмана» - он как бы пытается нас «обмануть». Первоначальное понимание всегда обманчиво.
А так как корень всего творения находится в Торе, то следует предположить, что и сама Тора воспринимается подобным образом: только после многих стараний можно добраться до истины. Поэтому первоначально Письменная Тора представляется нам в неправильном свете, но после серьёзных усилий в рамках Устной Торы можно дойти до правды.
Следовательно, так устроен мир: прежде, чем постичь правду, нам нужно отстранить заведомо неправильное понимание, и найти правильное путём умственных усилий и напряжённых размышлений.
И так написал Агро в Адерет Элиягу: «И в этом величие нашей устной Торы, что она переворачивается подобно сургучу под печатью. Рисунок, отпечатанный на сургуче, всегда противоположен тому, что на печати: там, где на штампе выступы, на сургуче будут впадины, и наоборот. Письменная Тора предоставляется нам как сырьё, которое переворачивается под воздействием печати устной Торы.
Получается, что задача устной Торы не просто объяснить письменную, а придать ей правильную форму. Можно объяснить, что устная Тора нужно потому, что невозможно записать все необходимые детали. Но это очень поверхностный ответ. Объясним корень этого вопроса.
Тора «переводит» вещи из одной реальности в другую. Мы удостоились такого права совершать эту работы: вносить всё в тораническую реальность, взяв бесформенный материал и превращая его в слова Торы.
Когда мы понимаем слова Торы, то этим мы как бы создаём их, как говорят мудрецы.
Неправильно думать, что вещи, непонятные мне вначале, сами по себе «объективно» понятны - я просто этого еще не вижу. Нет, они ещё не определены, подобно бесформенному материалу. Именно тяжёлый умственный труд придаёт им форму. После тяжёлого умственного труда эти речи высекаются на сердце и превращаются из хаотичных, невозможных к произнесению, в речи устной Торы. Именно таким образом извлекают свет из тьмы.
Письменная Тора лежит перед нами, как данность. А устная представляет собой речи каждого изучающего ее. Написанный текст - один на всех, а уста - у каждого свои.
Если так, то понятно, что когда человек старается и постепенно отбрасывает неправильные предположения, то всё это является Торой - ведь так ведёт себя освещающий тьму и постепенно усиливающийся свет.
Тора Авраама
Мы неоднократно говорили, что вся история мира (в том виде, как мы его представляем) составляет около 6000 лет, которые разделяются на 43 периода: 2000 тоhу, 2000 Торы и 2000 дней машиаха.
Ноах не мог придать миру иную форму, так как жил в период 2000 лет тоhу, а раскрытие Торы, которое позволило бы это сделать, началось позже (в следующие 2000 лет). И хотя он сам учил Тору (так написано в Раши), но спустить её в мир было не в его силах.
Авраам же, начавший процесс спуска Торы на землю, уже имел возможность «взять» всех, кто сердил Творца, и «сделать из них» Тору. Но из той среды «гневивших Вс-вышнего» вышел Авраам, чтобы провозгласить по всему миру имя Б-га.
Весь тогдашний мир был полон идолов. Мы знаем, дом его отца был рассадником идолопоклонства в мире (да и сам Авраам, как пишет Рамбам, служил идолам). Оттуда появился Авраам и искоренил одного идола за другим.
Из полной тьмы он достиг такого уровня, что ему раскрылся Творец. Это была устная Тора нашего праотца Авраама: бороться в темноте идолопоклонства, до полной победы.
В этом корень слов мудрецов, что «пришёл Авраам и получил награду всех». В его борьбе с идолами было раскрытие Торы, устраняющее ошибки всех «гневящих Творца». Подобно тому, как во время учёбы исключение всех неправильных предположений — это часть учёбы. Это единственная возможность получить награду за всех.
Понял — значит ошибался
Говорит талмуд (Мегила, 12а):
Даниэль также сосчитал [70 лет вавилонского изгнания] и ошибся. Откуда [мы знаем, что ошибся]? Как сказано: «А я, Даниэль, понял из книг годы...» (8:1). Понял — значит ошибся.
Из гмары видно, что кажущееся верным не называется понятым. Понять означает разобраться в каком-то заблуждении. И само собой разумеется, что чем больше ошибок исправлено, тем более глубоким является достигнутое понимание. Настоящее понимание — это опровержение всех возможных заблуждений.
Авраам изучал мир и опроверг все возможные заблуждения. Именно так постигается полное понимание («мидат бина»), поэтому сказано: «Пойми («бину», от корня «бина») годы всех поколений...».
Отсюда мы видим: поскольку истина постигается через опровержение ошибок, то без всех заблуждений поколения Авраама не возникли бы слова Торы, которые опровергли их. Поэтому поколение Араама смогло уцелеть, несмотря на свои грехи.
Вот понимание слов мудрецов «Авраам получил награду всех»: все эти заблуждения превратились в Тору, т.к. их существование дало основу для возникновения этих речей (Торы Авраама).
И об этом сказано (Дварим 32:8): «…Когда Вс-вышний оделил народы, когда разделил сынов человеческих, установил он границы народов по числу сынов Израиля…».
Комментирует Раши:
…Когда Вс-вышний давал уделы народам: Когда Святой, благословен Он, оделил гневивших Его - затопил их и унес их водами.
…когда разделил Он сынов человеческих: Когда смешал Он поколение рассеяния, в Его власти было истребить их из мира, однако Он не сделал этого, но...
…установил пределы народов: Он дал им существовать и не погубил их.
…по числу сынов Израиля: По числа сынов Израиля, которые произойдут от сынов Шема; и по числу семидесяти душ сынов Израиля, которые сошли в Мицраим, установил Он пределы народов - семьдесят языков [Сифре].
«И был на всей Земле один язык и единые речи» (Берешит 11:1).
Авраам был один против всего мира. Они не опасались его, так как «этот мул (т.е. не способный породить) – бесплоден он, нет у него продолжения» (слова мидраша).
Святой язык
Святой язык выражает истинную суть каждой вещи, т. е. отражает также её назначение в системе святости. Поколение рассеяния говорило на святом языке, и они постигали эту суть. Именно там они хотели сделать изменения, «подняться на небо и сделать с ним войну» (слова мудрецов, приведённые в Раши). И это было в их силах, как сказано (Берешит 11:6):
«И сказал Б-г: "Ведь народ один, и речь у всех одна. И вот, что начали делать. А теперь не будет для них ничего невозможного…».
Что это может означать?
«И вдохнул в его ноздри душу жизни и стал человек живой душой» (Берешит 2:7)
Таргум Онкелоса переводит живой душой как говорящим духом (руах). Человек создан говорящим. Силой речи можно изменять реальность - «и вложу слова Свои в твои уста, основать небеса и установить землю» (Йешаягу 51:16). Человечество определяет форму, которую принимают все вещи. Когда мировое сообщество говорит определенным образом, то вся реальность принимает соответствующую форму. Поэтому Творец сказал (Берешит 11:7): «Давай, спустимся и смешаем там их языки». Он спустил их с уровня понимающих святой язык.
С тех пор это уже не речи подобных Творцу. Но у Авраама осталась та речь, тогда-то и начались 2000 лет Торы, когда появилась возможность использовать силу речения, придающую творению нужную форму. Это - корень устной Торы.
И Авраам получил награду за всех, так как он произнёс правду, вышедшую после всех заблуждений.
«Построим город и башню, вершиной уходящую в небо» (Берешит 11:4).
Город — это распространённость в ширину, а башня — в высоту, от земли до неба. Город растянут на 4-е стороны света, это распространение по горизонтали, а башня — по вертикали. Длина — это переход от точки к точке, а ширина — это распространение самой вещи,
«Длиннее земли её мера и шире моря» (Йов 11:9). Длина относится к земле, так как на ней есть пути между двумя точками. Ширина относится к морю, так как море – это распространение самого себя. Это и есть «башня и город», которые построили люди. Стремлением тех людей было распространиться до желаемых ими границ. Наши границы длины и ширины устанавливаются Торой, «Длиннее земли её мера и шире моря», другими словами, её [Торы] меры - внеземные.
То поколение хотело противопоставить себя Торе, разорвать соединение между «верхними» и «нижними». Поэтому святой язык, корень устной Торы, был у них отнят. Он остался только у Авраама. Башня была разрушена благодаря изучению устной Торы. Родина современной устной Торы — Вавилон, место разрушения башни. Её изучают потомки Авраама, у которого осталась сила святого языка.
Башня
Написано в Талмуде, что строители Вавилонской башни разделялись 3 группы.
1) Первые сказали: «Поднимемся и воссядем там!» Имеется в иду, не будем ждать милости сверху, а будем из «высших», как сказал Навухаднецар: «Вознесусь в заоблачные вершины, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаягу 14:14). Ответил ему Вс-вышний: «Злодей, сын сына злодея Нимрода». Т. е. эта претензия была унаследована от Нимрода.
2) Следующая группа сказала: «Поднимемся и начнём с Ним войну».
Те, кто хотели с Ним спорить, проглочены землёй подобно Кораху, так как человек создан из земного праха. Когда он вступает в противоборство со Вс-вышним, то он, как творение, аннулируется, возвращаясь в исходное состояние.
3) Последние сказали: «Поднимемся и будем служит там идолам». Они были сожжены, как и полагается в идолопоклонстве.
А те, кто хотели воссесть на небе, всё ещё существуют.
Объясняет Маараль, что осталась средняя треть («Поднимемся и начнём с Ним войну»), так как главное всегда находится в середине. В этом истинное ядро их взгляда: ведь хотя Творец и дал нам возможность придать форму реальности, это возможно только в случае, если мы провозглашаем истинные вещи и формируем реальность правильным образом. В таком случае действительно проявляется сила «поднимемся и воссядем там».
Эта сила дана потомкам Авраама, который получил награду за всех. Именно оттуда, вместо башни, по всему миру распространилась устная Тора, корень которой именно в этом.
Сказали мудрецы (Псахим 117б), что первая браха «Шмона Эсре» «заканчивается тобой» [т. е. Авраамом]. Наши учителя открыли нам, что тайна вышесказанного в том, что окончание мировой истории будет подобно тому, что произошло во время Авраама.
Тогда именно из мрака ошибочных утверждений вышел Авраам и «получил награду за всех». Так и в конце дней - когда будет беспредельная тьма, и всевозможные заблуждения будут царствовать среди человечества, подобно поколению рассеяния, именно там раскроется свет.
Только в заслугу тех, кто прикладывают все усилия, чтобы устранить заблуждения поколения, существует мир. Мы живём в поколении, в котором должен раскрыться Авраам, наш праотец. Тот, кто задумывается и опровергает ошибки поколения, тот получит награду всех. Про него сказано «заканчивается тобой».
Поэтому именно в этой главе (Ноах) мидраш Танхума показал нам величие устной Торы – ведь там заложен пик мрака, из которого пробилась устная Тора.
ח] וַיָּשָׁב יִצְחָק וַיַּחְפֹּר אֶת בְּאֵרֹת הַמַּיִם אֲשֶׁר חָפְרוּ בִּימֵי אַבְרָהָם אָבִיו וַיְסַתְּמוּם פְּלִשְׁתִּים אַחֲרֵי מוֹת אַבְרָהָם וַיִּקְרָא לָהֶן שֵׁמוֹת כַּשֵּׁמֹת אֲשֶׁר קָרָא לָהֶן אָבִיו]
[יט] וַיַּחְפְּרוּ עַבְדֵי יִצְחָק בַּנָּחַל וַיִּמְצְאוּ שָׁם בְּאֵר מַיִם חַיִּים:
[כ] וַיָּרִיבוּ רֹעֵי גְרָר עִם רֹעֵי יִצְחָק לֵאמֹר לָנוּ הַמָּיִם וַיִּקְרָא שֵׁם הַבְּאֵר עֵשֶׂק כִּי הִתְעַשְּׂקוּ עִמּוֹ:
[כא] וַיַּחְפְּרוּ בְּאֵר אַחֶרֶת וַיָּרִיבוּ גַּם עָלֶיהָ וַיִּקְרָא שְׁמָהּ שִׂטְנָה:
[כב] וַיַּעְתֵּק מִשָּׁם וַיַּחְפֹּר בְּאֵר אַחֶרֶת וְלֹא רָבוּ עָלֶיהָ וַיִּקְרָא שְׁמָהּ רְחֹבוֹת וַיֹּאמֶר כִּי עַתָּה הִרְחִיב יְהֹוָה לָנוּ וּפָרִינוּ בָאָרֶץ:
[18] «И поселился Ицхак, и стал откапывать колодцы с водой, выкопанные [еще] в дни Авраама, отца его, [которые] засыпали плиштим после смерти Авраама; и назвал их именами, которыми назвал их Авраам, отец его».
[19] «И копали рабы Ицхака возле ручья, и нашли там источник живой воды».
[20] «И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря: “Вода наша!” И он назвал источник Эсек (возня), ибо из-за него спорили».
[21] «Когда вырыли другой колодец, то спорили и по поводу него. И называл его Ситна (кляуза, препятствие)».
[22] «И ушёл он оттуда, и выкопал другой колодец, и не спорили о нем. И дал ему название Реховот (от корня “широко”) и сказал: “Так как теперь расширил нас Г-сподь, и расплодимся на земле!”»
(Берешит 26:18-22).
Эта глава полна загадок и совершенно непонятна. Рамбан говорит, что Писание долго описывает историю с колодцами, но в простом понимании от этого рассказа нет никакой пользы, и также нет особой славы Ицхаку – ведь он делал все это подобно своему отцу. Однако есть здесь скрытая вещь, которая сообщает нам будущее. Колодец живой воды намекает на Бейт а-микдаш, который построят дети Ицхака [имеетя в виду Яаков, см. далее], как сказано (Ирмиягу 17:13): «...Б-г, источник живой воды».
«…назвал источник Эсек…» - потому что во время Первого Храма постоянно ссорились с нами, и были раздоры, а также несколько войн (с соседями, с Санхеривом, Сисрой и с Навуходнецаром), пока не разрушили Храм. События той эпохи описаны в Малахим и в Диврей а-Ямим.
«…И назвал его Ситна…» - еще более «жёсткое» имя, чем первое (Ситна - кляуза, препятствие). Ведь уже в самом начале царствования Ахашвероша была написана кляуза на жителей Иудеи и Иерусалима (т.е. еще до строительства Второго Храма). И всё время существования Второго Храма чинились нам постоянные препятствия, пока не был уничтожен Храм, а мы были отправлены в ужасное изгнание.
«…И дал ему название Реховот…» - это Третий Храм (да отстроится он в наши дни!). И будет возведен он без споров, а Б-г расширит наши границы, как сказано (Дварим 12:20): «И расширит Г-сподь Б-г границы твои...». И это - про будущее.
וַיְהִי בַּיּוֹם הַהוּא וַיָּבֹאוּ עַבְדֵי יִצְחָק וַיַּגִּדוּ לוֹ עַל אֹדוֹת הַבְּאֵר אֲשֶׁר חָפָרוּ וַיֹּאמְרוּ לוֹ מָצָאנוּ מָיִם: וַיִּקְרָא אֹתָהּ שִׁבְעָה עַל כֵּן שֵׁם הָעִיר בְּאֵר שֶׁבַע עַד הַיּוֹם הַזֶּה:
«И было, в тот день пришли рабы Ицхака и сообщили ему о колодце, который выкопали, и сказали ему: “Мы нашли воду”. И назвал его Шива (клятва), поэтому называется город Беэр-Шева («Колодец семи») по сей день» (Берешит 26:32, 33).
Написал Рамбан:
Мне кажется, что это - тот колодец, который выкопал Авраам (Берешит 21:25), где принес он [клятву и в дар] 7 овец в знак союза Авимелехом. Но плиштим засыпали этот источник вместе с другими [колодцами]. А Ицхак снова раскопал его, и дал имя – такое же, что и отец. Поэтому город называется Беэр-Шева («Колодец семи») - в честь того колодца, который вырыли и отец, и сын, и оба там поклялись (заключили союз).
И такое объяснение намекает на Мишкан (переносной Храм), который [после вступления евреев в Эрец Исраэль] находился в Шило, где филистимляне «закопали» его, пленив Ковчег завета. А «выкопали» источник - символизирует возврат Ковчега [в Шило] вместе с даром Б-гу, [который тогда принесли плиштим (см. Шмуэль I, гл.6)].
Итак, Рамбан показал нам, что четыре колодца, которые упоминаются в нашей главе, соответствуют трем Храмам и переносному Мишкану. Он также объяснил, что уничтожение колодца в Беэр-Шеве соответствует захвату Ковчега завета. Однако всё ещё не раскрыто: почему колодцы были засыпаны именно плиштим (которых к моменту разрушения Первого Храма, к тому же, уже и не было)?
Знак для детей
Известно правило: «произошедшее с отцами – знак для детей». А эта история повторилась дважды: вначале колодцы выкопал Авраам, и плиштим их засыпали, а затем их заново выкопал Ицхак. Это означает, что была необходимость в том, чтобы их создали и Авраам, и Ицхак.
Точнее говоря, если бы не Авраам, то Ицхак сам не смог бы их выкопать. И если бы не Ицхак, то построенное Авраамом не могло бы существовать (ведь произведённое им уничтожили плиштим).
То же самое относится и к союзу с Авимелехом: его нужно было заключить дважды. Союз с Авраамом был похоронен вместе с колодцами, и нужно было возобновить его действие после восстановления колодцев.
Это очень странная история, и попробуем в ней разобраться. Но вначале нам следует понять, кто такие плиштим.
Плиштим
Говорит гмара (Авода Зара 19а):
Сказал Рашбан [то, что] сказал Ри: «Счастлив человек, который не последовал за обществом злодеев, и не стоял на пути грешников, и не задерживался в местах собраний насмешников» (Теилим 1:1). Это – про нашего праотца Авраама, который не был заодно с поколением разделения (которые были злодеями), и не был вместе с жителями Сдома (которые были грешниками), и не принимал участия в сборищах плиштим (которые были насмешниками), как сказано (Трактат Судьи, 16:25): “Позовём Шимшона, и посмешит нас!”»
Видим мы из гмары, что особенность плиштим — это забавы и насмешки. Очевиден факт, что корень насмешек состоит в занятии глупостью вместе с отверганием власти Вс-вышнего, как сказали мудрецы (Трактат Авот, 3:13): «Смех и глупость приближают к разврату». Т.е. это качество противопоставляется серьёзности и рассудительности. Отличительная черта плиштим - забавы и насмешливость - является полной противоположностью человеческого достоинства. Откуда это у них?
«А Мицраим родил […] Петрусим и Каслухим, от которых пошли плиштим» (Берешит 10:13).
Комментируя это место, Раши приводит мидраш, из которого следует, что плиштим произошли от них обоих, так как они (Петрусим и Каслухим) обменивались жёнами. Рождённые в результате смешения, и у них нет какой-либо родословной.
Голиаф называется в Танахе просто – «плишти» (см. Шмуэль I, гл. 17, ст.8 и далее). Он произошёл «от 100 отцов и пса», которые были в ту ночь с его матерью Орпой, сестрой Рут (трактат Сота, 42а).
У всех народов бог представляет собой их идеал, вознесенный до уровня божественности. У плиштим это был Дагон: идол в виде полу-рыбы и полу-человека, причем назван в честь рыбьей половины (от корня даг - «рыба»). Какая божественность может быть в рыбе?
Написано в Баве Батра 74б, что рыбы - распущены. Они существует с допотопных времен, т.к. потоп не уничтожил их. А ведь суть поколения потопа заключалась в максимальном распространении - без границ (до такой степени, что смешивались с другими видами).
Это символизирует рыба: не имеющая ограничений, всё водное пространство открыто пред ней. И это было мечтой плиштим, их идолом.
Когда Авраам остановился в Граре, Авимелех забрал Сару. Б-г наказал его за это, на что Авимелех возразил (Берешит 20:4): «Народ, даже праведный, уничтожишь?». Поясняет Раши: «Что, как обычно поступаешь Ты, ни за что уничтожая целые народы? Ведь так ты сделал с поколениями потопа и раскола... Так ты сделаешь и со мной: убьёшь меня ни за что!»
С его точки зрения поколение потопа было уничтожено «просто так». Понятно, что имея Дагона в качестве идола, поколение потопа выглядит в его глазах очень достойно.
Именно этот корень сходства с рыбами (рав намекает здесь на очень глубокую тайну, которую мы не можем объяснить), проявляющийся в полной распущенности без границ, он определяет их характер: насмешничество и полное отсутствует уважения.
В этом аспекте можно дойти до крайней наглости против самого Творца: например, во время получения пророчества. Ведь именно Авимелех, царь плиштим, способен заявить перед Вс-вышним о несправедливости решения Творца поразить его, подобно тому, как были уничтожены поколения потопа и раздела. Он свидетельствует о себе, что относится к тем поколениям: поколению потопа, которое перешло все границы и поколению раздела, которое дерзко решило воевать со Вс-вышним.
Т.е. перед нами народ, суть которого — глупости и насмешки. Плиштим стремятся полностью уничтожить понятие уважения через унижение и надругательство.
«Грозный» - а-нора
Известно, что праотцы раскрывали определённые мидот. Яков соединяет в себе «доброту Авраама» (Миха 7:20) и «трепет Ицхака» (Берешит 31:42). После полного само-аннулирования Ицхака приходит «и распространишься на запад и восток, на север и юг» (28:14).
Это и есть мидат нора («грозный»), которую упоминает Моше (Дварим 7:21 , 8:15, 10:17): «…Б-г великий (הגדול), могучий הגבור)) и грозный והנורא))...» С помощью соединительного союза «вав» («и») соединяются 2 предыдущих качества: הגדול הגבור והנורא. Другими словами, это - уважительный трепет.
Кого по Торе полагается уважать, того полагается и бояться - т. е. чувствовать свою незначительность и отдалённость по отношению к нему. В этом качестве соединяются вместе восхваление и трепетное почитание.
На самом деле, в этом заключена суть понятия уважение (или почитание): желание быть рядом с объектом уважения, сочетаемое с чувством трепета (желании отдалиться и стать незаметным) и ощущением собственной малости (на фоне того, кого почитают).
Когда Яков приблизился к уровню праотца, он сказал: «И испугался он, и сказал: “Как страшно («нора») это место! Это не что иное, как дом Б-га!”» (Берешит 28:19). Он раскрыл в этом мире качество Творца, которое является корнем Храма (см. об этом подробнее в уроке «Сжёг в огне и в огне ...»), и так сказано (Йешаягу 2:3, Миха 4:2): «Пойдём и поднимемся на гору Г-сподню, в Храм Б-га Яакова».
Основа Храма — это качество «грозности» (а-нора), раскрытое Яаковым посредством сочетания качеств Авраама и Ицхака. И тогда понятно, что колодцы - корни Храмов - должны были быть выкопаны обоими праотцами, Авраамом и Ицхаком.
Мишкан и дар от плиштим
Говорит Талмуд (Трактат hорайот 12а):
Когда был спрятан Ковчег Завета, также были спрятаны: масло помазания, сосуд с маном, посох Аарона […], и ящик, который послали плиштим в дар Б-гу.
Йошиягу, царь Иудеи, знал, что в скором времени Храм будет разрушен, и спрятал некоторые особо важные принадлежности Храма в специальные тайники, заранее приготовленные царём Шломо (который также знал о будущем разрушении Храма).
Ящик присоединили к Ковчегу и спрятали их вместе. Что символизирует ящик? Силу Ковчега поразить даже плиштим. В книге Шмуэль рассказывается, что жители тех городов, в которых размещался захваченный плиштим Ковчег, подверглись различным необычным наказаниям. И когда они обратились за советом к их жрецам, те сказали отослать Ковчег обратно, вместе с даром.
Присоединение ящика (с дарами от плиштим) к Ковчегу означает, что там, где находится Ковчег, нет места для насмешек. Ведь даже главные «шутники», плиштим, сдались перед ним, послав дар, выражающий осознание ими всесилия Творца.
Это объяснение слов Рамбана (см. выше) о том, что один из колодцев символизирует мишкан в Шило (Берешит 21:31): «...Поэтому город называется Беэр-Шева по сей день». Тот колодец (Беэр) нельзя засыпать по сей день, ведь он - слава Ковчега.
Аризаль объясняет, что если составить буквы, образующие слово арон (Ковчег завета - арон а-кодеш), в обратном порядке, то получится нора (грозный). Яков лежал на камне, на котором в Храме стоял арон а-кодеш, откуда выходит в мир «мидат нора» (качество грозности).
Яаков появился благодаря Аврааму и Ицхаку. Также и эта корень качества «а-нора», раскрытого Яаковым, состоит в соединении качеств, раскрытых Авраамом и Ицхаком: «а-гадоль» и «а-гибор». Именно эту точку пытаются поразить плиштим.
Еврейский царь
Главный аспект царя — это слава (как мы говорим в благословении на еврейского царя: «...выделивший от Своей славы боящимся Его»). Именно Давид, «несущий» в себе еврейское царство, возвратил славу нашему народу, убив Голиафа (Шмуэль I 17:10):
И сказал плишти (Голиаф): «Я сегодня позорил армию Израиля. Дайте мне человека, и мы сразимся с ним!» 40 дней он позорил еврейские войска, и никто не выходил к нему из-за страха. Давид вышел и убил его. Кроме того, Давид женился на Михаль (дочери первого еврейского царя, Шауля) в результате того, что убил 100 плиштим. И тем самым он связал себя с царской семьёй.
В устранении позора и насмешек со стороны плиштим рождается основа нашей славы - царство Давида: «В этот день отдал тебя Г-сподь мне в руки, и устраню я позор, и узнает весь мир, что есть Б-г в среде Израиля» (Шмуэль I 17:46).
Написано у рабейну Бхайя, что те колодцы - это источник веры, а откапывание этого источника есть устранение праха - пищи Змея, который является самым твёрдым материалом. Задача каждого из нас - раскопать и удалить прах плиштим, чтобы снова забил, разлился источник живой воды.
Это ещё одно понимание сказанного мудрецами: «В будущем Вс-вышний устроит большой пир для праведников, когда воздаст добро потомству Ицхака». А именно: потенциал заново откопать то, что завалили плиштим, имеется у нас от Ицхака. А полная победа над ними - это потенциал Давида, который убил «того плишти» и захватил впоследствии всю их землю, и уничтожил их.
Сила склеивания
«И поцеловала Орпа свою свекровь [Наоми, и ушла], а Рут же приклеилась к ней [к Наоми]» (Рут 1:14). Говорят мудрецы: «Придут сыновья целовавшей, и падут от рук сыновей приклеившейся».
От поцелуя произошли плиштим, а из склеивания — евреи.
В ту ночь, когда Орпа ушла от своей свекрови Наоми, был зачат Голиаф.
Рав намекает на очень глубокие понятия, о которых говорят здесь мудрецы. Очень грубо можно сказать так: силы зла тоже «питают» свои жизненные энергии из источника святости, однако это происходит только в отдельные «моменты» - подобно поцелую. Евреи же постоянно соединены с источником, и это называется склеивание.
Победа над силой, которую представляют плиштим, может прийти только в состоянии неразрывного «склеивания».
Это качество - быть постоянно приклеенными к Творцу - мы получили от Ицхака, как сказано (Ваикра 26:42): «И вспомню Я союз Мой с Яаковом, и Мой союз с Ицхаком, и Мой союз с Авраамом вспомню, и страну вспомню». Про Ицхака не упомянуто вспомню, так как он никогда не отделяется. Только того, кто отделяется и оставляет, нужно вспоминать его; а тот, кто постоянно прилеплен и соединён, не нуждается быть вспомненным.
Не дай Б-г подумать, чтобы у Авраама или Яакова был какой-то недостаток в этом отношении, просто речь идёт об устройстве и соединении мидот в высших мирах, которые раскрывали праотцы, и мида Ицхака имеет такое отличие.
Только за счёт этого мы сможем победить силу плиштим, «заваливающих все колодцы»: силу насмешек и надругательства. У них полностью отсутствует понятие чести, и только Ковчегу они подчинились. Потому что там, в месте расположения крувим (ангелы над Ковчегом завета), осуществляется соединение («склеивание»), и там же находится ящик с дарами плиштим - почесть, которую оказали сами плиштим.
«А вы, прилепившиеся к Г-сподю, Б-гу вашему, все живы сегодня» (Дварим 4:4). Мы всё время ждём с нетерпением «источники спасения» и исправления, так как сегодня (Йеремия 2:13): «Меня оставили, источник живой воды». Скорее бы исполнилось (Ишаягу 12:3): «И черпайте воду с восторгом из источников спасения!»