Близится 100-летие Фёдора Абрамова… И я перечитываю его романы и повести, очерки и дневниковые записи…
Тревожить души людей – не в этом ли призвание литературы? А русской литературы – не в высшей ли степени?..
Выдающийся русский писатель Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области. Крестьянская многодетная семья, забота о хлебе насущном, тяжкий сельский труд, а потом учеба в Ленинградском университете, война, ранения, блокадный госпиталь, обжигающая правда «бабьей, подростковой и стариковской войны в тылу», которую увидел, приехав на побывку из госпиталя в 1942 году…Все это позднее отозвалось в его творчестве.
Романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом», многочисленные повести и рассказы Абрамова стали памятником северному крестьянину – труженику и воину. Особое место в его творчестве уделено простым русским женщинам, крестьянкам… «Встаньте, люди! Русская крестьянка идет с восьмидесятилетним рабочим стажем», - писал он в одном из рассказов…
Сходство личной и творческой судьбы сблизило Федора Абрамова с Александром Яшиным и Василием Беловым. Как Яшина «били» за «Рычаги» и «Вологодскую свадьбу», так Абрамова «били» и травили «письмами земляков» за очерк «Вокруг да около» – оба первыми, открыто, честно, с сердечной болью подняли вопрос о сохранении деревни и крестьянства, традиционной народной нравственности. Именно эту линию их творчества продолжил и В. И. Белов в публицистических повестях «Ремесло отчуждения» и «Раздумья на родине»… Именно творчество Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина и создало феномен «деревенской прозы», явило вершины русского духа в мировой культуре в двадцатом веке…
… Передо мной на столе набор черно-белых открыток «Федор Абрамов», выпущенный в 1990 году: вот Абрамов-мальчик, вот студент, вот – уже известный писатель в родной Верколе, вот с другом и творческим собратом своим Василием Беловым… Русский, архангельский мужик, познавший и высшее образование, помнящий и родную северную избу, чутко глядящий в окружающий мир мыслитель… Он вывел и такую, простую, но емкую формулу: «Душа у человека – самая высокая грамота».
На оборотных сторонах фотографий выдержки из рассказов и очерков Абрамова. Что-то вспоминаю, читал раньше, что-то читаю впервые…
Федор Абрамов
«Почему деревня стала моей преобладающей темой? Я хотел бы, чтобы это понимали не в узком смысле. Деревня – мать наша, это нива, на которой всколосилась русская культура. Убежден: на примере жизни деревенской бабы, которая не выходила за околицу, можно дать не только историю всей страны, но историю человечества…
Моей, всей нашей болью в послевоенные годы была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит, и хлеба духовного, ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности…»
1982
«Не написать «Братья и сестры» я просто не мог… Летом сорок второго года, во время отпуска после второго ранения, я попал в родную деревню. И тогда мне въяве – в работе, в немыслимых лишениях и бедах, в невиданной героике и душевной стойкости – удалось увидеть родное Пинежье, русскую деревню. И это осталось во мне на всю жизнь… Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, может быть, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, – как я мог забыть об этом!»
1974
«Русская женщина давно уже стала и у нас, и за рубежом мерилом духовной силы. Нравственной красоты и чистоты.
И все же, думаю, особой признательности заслуживает наша северная крестьянка, та самозабвенная труженица, которая веками наравне с мужчиной несла все тяготы нелегкой борьбы с суровой северной природой и которая при этом не утратила своей душевной щедрости, сердечности и жизнестойкости, своего исконно русского слова, способного и ободрить, и вдохновить затосковавшую душу, заклеймить зарвавшегося наглеца и многоцветным северным сиянием вспыхнуть в задорной частушке, пронзительной песне.
Нет слов, чтобы сказать о подвижничестве русской северной бабы в тяжкую годину Великой Отечественной войны…»
1973
«… я везде, во всех своих сочинениях… прежде всего отдаю поклон русской женщине. И я не сомневаюсь, я уверен в этом, что придет время, когда одним из самых великолепных и удивительных памятников на Руси будет памятник, воздвигнутый в память о военном подвиге русской бабы и ее послевоенном подвиге».
1981
«Возрождение Нечерноземья, возрождение России – это задача номер один, это задача государственной важности… Нельзя допустить, чтобы продолжалось дальнейшее отставание русской центральной земли от окраинных республик. Нельзя больше мириться с тем, что мы из года в год ввозим из-за океана хлеб. Россия должна вернуть славу хлебной державы мира, Россия должна завалить мировой рынок своим хлебом. Это задача не деревенская, это задача не одногодовая, не однолетняя, это задача не только тех людей, которые сегодня трудятся в деревне. Это задача поистине всенародная».
1980
«Мы ничего не можем, ничего не решаем!» - это самый ненавистный мне образ мышления, с которым необходимо бороться, ибо многое на местах зависит от нашей собственной активности, от поведения каждого человека. И мне кажется, что наиглавнейшая, общегосударственная задача сегодня – активизировать тех, кто погружен в болото равнодушия, безразличия и неверия в свои силы. И все мои писания, все мои сочинения преследуют именно эту цель».
1980
«… социальная перестройка жизни, не подкрепленная душевной работой каждого, не может дать должных результатов. Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку, - судом собственной совести. Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма, коросту всякой затхлости. Это та сила, которая выводит человека на пути широкого братства, требовательности к себе и людям».
1981
«Каковы же итоги? К чему же все-таки я пришел к своему шестидесятилетию? Чему я поклоняюсь? Какая моя вера? Что больше я ценю в своей жизни? И от чего получал радости больше всего?
Работа! Работа! Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница – это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца… Работа – это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу…»
1980