Псахим 66а: И вызвал Яаков своих сыновей, и сказал: соберитесь вместе и я сообщу вам. Хотел раскрыть им конец (приход Машиаха), Шхина удалилась от него. Подумал: может быть есть порок в моем потомстве, как Авраам, из которого вышел ИШмаэль, и как Ицхак, их которого вышел Эсав? Ответили ему: Шма Исраэль, слушай, наш отец Израиль. Г-сподь, Б-г наш – Г-сподь един (Дварим 6:4), как у тебя в сердце нет ничего, кроме веры в единого Б-га, так и у нас. В эту секунду сказал Яаков: благословенно имя славы его царства во веки веков. Мудрецы, (устанавливающие порядок молитвы) сомневались, как поступить. Сказать эту фразу после «Шма»? Так ведь не сказал Моше. Не говорить? Так ведь Яаков сказал. Постановили читать шепотом. Сказал раби Элиэзер: подобно дочери царя, которая почувствовала запах готовящейся пищи, ей страшно захотелось. Но это очень стыдно для принцессы. Стали ее слуги приносить ей тайком.
Непонятно, что означает «хотел раскрыть конец»? Т.е. ему он был известен, и требовался уход Шхины, чтобы он перестал его видеть? В рамках пророчества нет такого варианта, если пророк нечто постиг, у него это не забирают. Кроме того, нужно понять каким образом ответ сыновей «как у тебя в сердце нет ничего, кроме веры в единого Б-га, так и у нас», - устранил удивление Яакова? Кроме того нужно объяснить реакцию Яакова и рассуждения мудрецов о том, говорить ли «да будет…» или нет, приведенные далее в гмаре.
Маловероятно, что сообщить конец означает назвать дату, когда прейдет Машиах. А уход Шхины – это забывчивость. Следует понимать слова мудрецов, и так написано в Маарале, что изгнание выглядит как постоянная ситуация, которой не видно конца. В темноте нет никакого намека на просветление. Тьма выглядит абсолютно беспросветной. «Яаков хотел раскрыть конец» означает разъяснить так, что сам мрак будет свидетельствовать о том, что приближается конец, «Конец положил мраку» (Йов 28:3). В самой тьме видеть причину ее окончания, воспринимать ее не как постоянность, а как процесс идущий к концу. Яаков хотел раскрыть конец среди самой тьмы, т.е. что злу есть предел, оно не бесконечно.
Понимать эту тему нужно так. Конец жизни Яакова – это конец истории отцов. Так как «произошедшее с праотцами знак для детей», в истории еврейского народа нет ничего, не имеющего корня там. Это и означает «праотцы», что все порождения исходят из них. Они прародители всего произошедшего с народом. Как сказали мудрецы «праотцы – это и есть меркава (карета, образное название системы управления творением). Вся их реалия – это породить ветви и поросли.
В Танахе еврейский народ называется в честь Яакова: Яаков, Израиль, Йешурун. Причина этого в том, что все происходящее с нашим народом от Яакова. У нас нет ничего, что не получено от праотцев. Авраам и Ицхак имели еще порождения, которые свернули с пути, оторвались и не относятся к еврейскому народу. А Яаков только наш праотец, и все, произошедшее с ним, корень для еврейского народа. Он не являлся частным лицом.
Пишет Рамбан во вступлении в книгу «Шмот»: «Произошедшее с праотцами подобно процессу формирования для потомков, потому что все их истории намекают на то, что в будущем произойдет с их потомством». Книга «Берешит» содержит историю сотворения мира и создания еврейского народа. Подобно тому, как в шесть дней творения было создано все и после этого не прибавилось новых творений, так и все связанное с еврейским народом было создано у праотцев, эта тема книги «Берешит».
Будущее окончание изгнания, которое мы ожидаем, тоже имеет корни в произошедшем с праотцами. Это мы тоже унаследовали от праотцев. В «Тана де-бей Элияу»: 17 лет, которые Яаков жил в Египте были совершенно беззаботными, как в будущем мире. Эти дни соответствуют дням Машиаха у потомства. Получается, что в самой жизни Яакова был конец дней. Все проблемы и испытания закончились и то благоденствие, которого он желал, вдруг настало. Для него это был аспект «Конец положил мраку» (Йов 28:3). Именно это хотел Яаков передать своим сыновьям. Как мы объясняли, он хотел передать им всю глубину изгнания и избавления. В этот момент Шхина отдалилась от него. Это означает, что тьма стала настолько непроницаемой, что он сам ничего не видел. «Подумал: может быть есть порок в моем потомстве, как Авраам, из которого вышел ИШмаэль, и как Ицхак, их которого вышел Эсав?» Имеется в виду, если есть кто-то, кто свернул с пути и перестал быть моим потомством, тогда еврейский народ не является полным соответствием модели Яакова, и он уже не полностью их праотец. Они ответили ему, что это не так, у них в сердце тоже нет ничего, кроме веры в единого Б-га. А если так, то вопрос остался в силе, почему удалилась Шхина?
«Благословенно имя славы его имени во веки веков» часть принятия на себя ига Всевышнего при чтении «Шма…». Это благословение соединяется со «Шма» вместе это полное принятия ига Всевышнего. Суть этого в следующем. Мы обязаны принимать на себя ига Всевышнего два раза в день: ложась и вставая. Одно их переводов слова «Шма» -это собирать. Обычно шма переводится как слушать. Но слушать тоже означает правильно собрать все произнесенные звуки, чтобы понять сказанное. Одно из пониманий фразы «Шма Израиль …» - это собрать всех евреев вместе к этому воззванию. (По-русски тоже можно сказать: «Послушайте господа…».), т.е. идите все сюда. В мишне (Бава кама 85б) сказано: если один еврей сделал другого глухим, то платит ему, как всю стоимость. (Имеется в виду, что когда еврей ранит другого, то среди прочего платит убыток, который рассчитывается уподобляя покалеченного рабу, и мы смотрим, насколько уменьшилась его стоимость на рынке рабов). Раб, которого нельзя позвать и нельзя ему ничего приказать не имеет никакой стоимости. Все создано речением Всевышнего, как сказано: «Речением Г-спода сделаны небеса...»(Тээлим 33:6). Это речение обращено к человеку, единственному существу, которое способно услышать его. Именно к нему обращался Творец при сотворении мира. Именно той же способностью слышать он может воспринять речение Б-га. Неспособный услышать, ему не хватает важной составляющей человека, поэтому он освобожден от всех заповедей, к нему нет претензий. Принятие на себя ига Всевышнего выражено в Торе словами «Слушай Израиль…», этот глагол не употребляется в связи с другими заповедями. «Слушай Израиль…» не означает воспринять то, что я говорю сейчас, это само собой разумеется. Имеется в виду, услышать все речение, которое исходит из творения. Все вещи на святом языке называются дварим (буквально, речения), потому они созданы речением Б-га. Выполнение заповеди «Слушай…» заключается не в продолжении фразы, а в понимании, что все творение восклицает «Г-сподь, Б-г наш – Г-сподь единый». Ведь именно в этом суть всего, что вещает творение. Мир полон вещей, которые вещают, и при правильном слухе все их речения складываются во фразу «Г-сподь, Б-г наш – Г-сподь единый».
Мидраш говорит: еврейский народ каждое утро встает и говорит: слушай наш праотец Израиль из «Двойной пещеры». То, что ты нам заповедовал, мы по-прежнему выполняем, «Г-сподь, Б-г наш – Г-сподь единый». Т.е. не только нам говорят «Слушай…», но и мы говорим себе. Мы должны услышать, как все творение вместе провозглашает «Ашем един». Поэтому мы должны присоединиться к нашему отцу Яакову, мы провозглашаем: «Мы продолжаем заповеданное тобой. Как у тебя в сердце нет ничего, кроме веры в единого Б-га, так и у нас». Принятие ига Всевышнего не заканчивается только провозглашением, мы должны услышать речение, состоящие из всех речений этого мира. Приказ о единстве Творца в этой главе гласит о том, что мы мысленно должны соединить все творение так, что оно расскажет о единстве Б-га. Это суть единения Всевышнего, про который говорится в этой главе. Мы видим огромное количество существ, и все сотворенное провозглашает: «Г-сподь, Б-г наш – Г-сподь единый». Каждый переход от ночи ко дню и обратно обязывает нас присоединить весь порядок мира к «един». Поэтому сказали мудрецы: «Тот, кто пропустил «Шма» хотя бы один раз, как будто не читал его всю свою жизнь». Потому что суть «Шма» соединить все творение во все времена к единству. Как только недостает ходя бы какой-то части, это уже не станет цельным. Если одна часть оторвана от другой, это процесс уже не приведет к единству. Неправильно, чтобы наступивший период был оторван от прошлого.
Гмара рассказывает, что когда раби Акиву вывели на смертную казнь, наступило время чтения «Шма». Он протянул так, что его душа покинула его при произнесении «един». Видимо, не случайно это было время читать «Шма», ведь в любом случае есть обязанность читать «Шма» при уходе из этого мира. Понимать нужно так (и так намекают наши учителя): в этот момент было резкое изменение во всем порядке творения. Ангелы горько кричали: «Это Тора, и это награда?!!!» Пока Всевышний им не ответил: «Замолчите. Если услышу еще один звук, верну мир в хаос». Моше, наш учитель, на этот вопрос получил ответ: «Замолчи, так мне вздумалось». Это само неожиданное, что может произойти в мире, противоречащее любой логике. Здесь произошло нечто, не вписывающиеся ни в какие рамки. Сейчас необходимо прочитать «Шма», чтобы и это из ряда вон выходящее событие присоединить к общему процессу раскрытия единства. Это выглядит совершенно неприемлемым, творение было на грани гибели. Даже Моше, наш учитель, пред которым Всевышний провел все будущее благо, все «И увидел Б-г, что это хорошо» (Берешит 1) было им постигнуто. Творец показал ему узел головного тфилина, что означает связь всех творений между собой, как объясняет Рамбам в «Морэ Невухим». Конечную цель всего творения, т.н. «лик Всевышнего», Моше не мог постичь, но все взаимосвязи деталей творения он знал. И даже он не мог понять такое жестокое убийство раби Акива, которое не вписывается ни в какие, известные ему рамки. Такой момент – это новое время, когда нужно сказать «Шма», и только сам раби Акива был способен сказать это «Шма». Для него не было ничего странного, наоборот, всю жизнь он мучился, когда сможет выполнить «И возлюби Г-сподя, Б-га твоего, всем твоим сердцем и всей душой (т.е. погибнуть во славу Всевышнего)» (Дварим 6:5). Как уже было сказано, именно в этом суть заповеди «Шма»: собрать все, что изменяется в мире в одно общее восклицание «Г-сподь, Б-г твой – Г-сподь единый».
Когда Яаков хотел раскрыть конец, т.е. указать, как в самой тьме видно ее окончание, как воспринять сам мрак, как путь, ведущий к свету, именно тогда Шхина удалилась от него. Яаков думал, что есть нечто, что мешает. Однако оказалось, что это не так. Сам мир устроен так, что не показывает, что в конце будет свет. Это мы сами должны раскрыть, противостоя природе. Яаков думал передать нам явный конец, т.е. даже когда мы в глубоком мраке, вещи сами по себе выстраиваются в путь, ведущий к свету. Тьма не ставит нас в другое положение, вещи по-прежнему раскрывают то, что должны были сказать. Однако Шхина удалилась от него. Ему раскрылось, что это мы должны будем сделать сами в полном мраке, когда вещи сами по себе ничего не показывают, соединить все в «Г-сподь, Б-г твой – Г-сподь единый». Не потому что есть недостаток в потомстве, и его «происходящее с отцами» недостаточно. А потому, что именно в этом и заключается наша миссия: взять полный мрак, когда кажется, что света больше не будет, что нет никакого шанса, и в нем услышать «Г-сподь, Б-г твой – Г-сподь единый».
Вера в единство Б-га – одна из основ нашей веры, нет секунды, когда на нас нет этой обязанности. Что же особенного в заповеди «Шма»? Принятия на себя ига Всевышнего в «Шма» обязывает нас принимать все, даже когда разум не способен воспринять такие вещи, как убийство раби Акива, когда все кричит: это Тора и это награда?!! Даже когда это невозможно вынести. Все творение должно говорить нам о единстве Творца, потому что мы точно знаем, что все творение соединится в едином провозглашение «Г-сподь, Б-г твой – Г-сподь единый». Сегодня есть события, которые мы не способны воспринять в ракмках нашей логики, но мы точно знаем, что это честь общего, не может быть исключения.
Другими словами, Шхина удалилась от него не в наказание, это часть заповеди. Отход Шхины создает ситуацию, обязывающую сказать «Шма». В такой период, и особенно в наше время говорит еврейский народ: «Как у тебя в сердце, ведь тебе конец открыт, нет ничего, кроме веры в единого Б-га, так и у нас, несмотря на то, что не дает нам ничего видеть». Тут начало и корень заповеди «Шма». Тат провозгласили колена, которым не раскрылся «Конец положил мраку» (Йов 28:3), единство Всевышнего.
Когда еврей умирает, по Закону он и окружающие обязаны сказать «Шма». Причина та же, сейчас происходит сильное изменение ситуации, подобного которому еще не было. Его тоже нужно присоединить к общему процессу, и осознавать, что это не отход от правила, а продолжение раскрытия единства Всевышнего.
Когда Яаков услышал эту потрясающую вещь, он раскрыл принципиально новую похвалу Всевышнему: благословенно имя славы Его царства во веки веков, которое является частью «Шма». Сказано в мишне (Йома 6:2): (В Храме) когда слышали славное и грозное имя (Ашем), открыто выходящее из уст первосвященника, приклонялись и падали навзничь и говорили: «Благословенно имя славы его царства во веки веков». Другими словами, это говорится при упоминании имени Ашем. Это имя означает, что все, что было есть и будет – это часть одной реальности. Все происходящее, со всем неожиданным и непонятным, это проявление единой реальности. Это восхваление «Благословенно имя славы его царства во веки веков» - это молитва о том, чтобы единство раскрывалось все сильнее и сильнее. Глубина сказанного: «Шма» имеет статус имени Ашем, так как это ее тема собрать все в одну общую реальность.
Из сказанного получается, что все в мире, даже выглядящее совершенно невозможным в наших глазах, все это проявление одной общей реалии, которая приведет к раскрытию единства Его имени. Просто пока еще нам это не видно и не понятно. Для этого и есть заповедь «Шма», обязывающая присоединить все происходящее к единой реальности. И после этого говорят восхваление «Благословенно имя славы его царства во веки веков».
Слово шира означает кольцо, когда конец предопределен началом. Этим словом в Писании обозначают песнь. Когда какой-то процесс дошел до логического конца и раскрылось задуманное, стоявшее в его причине. Великая песнь всей Торы – это «Аазину» («Слушайте небеса …») (Дварим 32:1), которая раскрывает всю картину полностью от начала и до конца, начиная с «И дал Всевышний удел народам» (там 8) до «искупил землю и Его народ» (там 43). Рамбан написал, что в эту песню должны были поверить, даже если бы она была написана астрологами, потому что все сказанное в ней сбылось. Тем более когда это сказано в Торе из уст Всевышнего.
«Тогда Г-сподь будет судить Свой народ и о рабах Своих примет иное решение, когда увидит, что крепнет рука (вражеская) и нет спасенного и укрепленного. И скажет: Где их божества, твердыня, на которую полагались? Которые туки их жертв ели, пили вино их возлияний? Пусть встанут они и помогут вам, пусть будет над вами их сень! Узрите теперь, что это Я, Я это «тот», и нет других сил при Мне. Я умерщвляю и оживляю, Я раню и Я исцеляю, и никто от руки Моей не спасет». Другими словами, в конце дней не будет никакого шанса спастись, все будет выглядеть как полная безысходность. Это наше сегодняшнее положение. Единственная возможность продолжить, это «Узрите теперь, что это Я, Я это «тот», и нет других сил при Мне». Имеется в виду, что везде, где вам казалось, упаси Г-сподь, что это не Я, это «тот» тоже был Я. «Я умерщвляю и оживляю, Я поранил и Я исцелю». Задача смерти раскрыть жизнь, а ранения – исцеление. Причиной всего является единство Творца. Не возможно, чтобы проявился следующий стих – «Ибо Я поднимаю к небесам руку Мою (т.е. клянусь) и говорю: Жив Я вовеки (выражение, обозначающее клятву) ! Когда наточу до блеска Мой меч, возьмется за суд рука Моя, обращу Я (силу) мщения на врагов Моих, и Моим ненавистникам воздам. Опьяню стрелы Мои кровью, и меч Мой пожирать будет плоть за кровь (всех) убитых и плененных, начиная с первых брешей, (пробитых) врагом» - прежде, чем мы раскроем предыдущий. Это наша задача в данный период. Чтобы раскрылся коней дней, мы должны по-настоящему сказать «Шма», чтобы все события адресовать ко Всевышнему. Из ужасной тьмы прочитать истинное «Шма» - это раскрылась тогда сыновьям Яакова при удалении Шхины, именно в этом подлинное единение Всевышнего.