Найти тему

ПОНЯТИЕ СЧЁТА

«Это исчисления (пкудэй) (относительно) скинии, скинии свидетельства, подведенные по велению Моше, — служение левиим под шначалом Итамара, сына Аарона-священнослужителя» (Шмот 39:21). Слово пкудэй означает счёт. Вся глава говорит о подсчёте, который делали в переносном храме.

«И назначил царь чиновников(пкидим) ...» (Эстер 2:3) таргум переводит как чиновников, достойных доверия. Мудрецы называют чиновника мемунэ, от корня эмуна, вера. Получается, что корень пакод кроме того, что означает счёт, ещё имеет отношение к вере. Тот, кто даёт вещь на хранение (пикадон), доверяет тому, которому даёт.

На стих «Б-г верный, и нет искривления суда»(Дварим 32:4). Надёжный хранитель порученного. Т.е. на Него можно положиться и назначить хранителем. Есть два типа счёта: либо набрать нужное количество, либо сосчитать, сколько единиц у меня есть. Во втором случае каждая единица имеет свою значимость, и именно поэтому я хочу знать, сколько их у меня есть. Это написано в стихе «Приказы (буквально пикудэй — счёта) Г-сподя правильные, радуют сердце» (Тээлим 19:9). Имеется в виду, что каждая заповедь имеет самостоятельное назначение. Каждый приказ обязывает уделить внимание на его выполнение, как сказано: « И вспомнил (пакад) Г-сподь Сару» (Берешит 21:1). Т.е. мы видим, что этот корень связан и со счётом, и с назначением.

В мидраше про этот стих сказано: Так начинал учёбу этого стиха рав Танхума бар Аба: «Муж верный и (ему) много благословений» (Мишлей 28:20). Ты находишь, что через надёжных людей Творец приводит благословения. «Муж верный» - это наш учитель Моше, который доверенное лицо Творца, как сказано «ему доверен весь Мой дом» (Бамидбар 12:7).

Мудрецы сказали: «1-го адара оповещают о мицве жертвовать шекели для нужд Храма и жертвоприношений, потому что открыто и известно пред Тем, кто сказал и был создан мир, что Аман отвесит свои шекели( Ахашверошу, чтобы тот разрешил убить евреев см. в «Мегилат Эстер»  3:9).Поэтому сказал Всевышний: “Да опередят ваши шекели его” » В отличие от пустыни, когда евреев сосчитали с помощью полшекеля, в дальнейшем это было обычным пожертвованием для нужд Храма. Сегодня мы объявляем о пожертвовании шекелей чтением главы «Шкалим», которые дали для подсчёта евреев. Надо понять, как эти вещи связаны между собой, ведь те шекели не предназначались для общественных жертвоприношений, а для изготовления подножий забора переносного храма и ими сосчитали евреев. А те шекели, о которых говорят мудрецы, предназначены для общественных жертв.

На самом деле, счёт предназначен не только для того, чтобы узнать сумму, как раскрыли нам учителя. Истинная суть числа такова:

Мицраим (Египет) = миспар (число).В трактате Бава Меция говорится (42:1): Благословение не встречается ни в во взвешенных, ни в измеренных и не в посчитанных вещах, а только в том, что скрыто от глаз. Это потому, что число ставит вещь в чёткие рамки и не даёт возможности выйти наружу. Сказано: «Это пусть дадут они, всякий, переходящий к сочтенным: половину шекеля по (весу) шекеля священного; двадцать гер в шекеле, половина такого шекеля — возношение Г-споду» (Шмот 30:13). Шекель = нефеш. Сразу после выхода из Египта начинаем считать 50 дней. Когда добавляем к миспар (380) 50, то получаем нефеш или шекель (430). Сразу же при выходе из Египта мы сходим в систему счёта.

Известно, что 49 врат понимания, бина, сотворены в мире (Точнее говоря, 50. Но в мир спущены 49, рав скажет об этом позже). Истинное полное число — это 7. Это число творения. ( Это слова рава на уроке «Шкалим — Раскрытие красного моря»: Творец создал мир в рамках 7 дней недели и 7 качествами (Добро, правосудие и т.д.). Пространство тоже воспринимается как 7-ми мерное (Т.е. 6 направлений: верх, низ … и  центральная точка, см. об этом подробнее в начале урока «Элуль. Укрепи своё сердце»). Т.е. пространство нашей реальности – это 49, 7 единиц времени умноженных на 7 единиц пространства). Так как каждое из семи связано со всеми, в том числе и с собой, то счёт всегда идёт до 49. Зоар обращает внимание, что значение слова мера מידה=49. Число 50 выше счёта. Считают всегда 49, а когда доходим до 50-и, то счёт прекращается, так 50 находится выше счёта и меры. ) «Длиннее земли её мера и шире моря »(Йов 11:9 ). Гематрия  ям, море 50. Мера существует на земле, однако море для нас не имеет границ. Длина — это расстояние между двумя местами, а ширина — это распространение самой вещи. Про море не скажешь, что оно длинное, к нему относится понятие ширина. Понятно, что измеряется ширина моря, но говорится ого сути. Выход из Египта — это выход из границ счёта, не приводящего к тому, что выше его. Как только нас вывели, сразу стали обучать правильно считать, а именно, так, чтобы благодаря счёту достигнуть соединения с тем, что выше всякого счёта. Это имеется в виду в той песне, которую принято петь по окончании Псхального седэра во всех еврейских домах. «Один. Кто знает?» Ми, кто = 50. Корень числа находится в 50, а счёт доходит до 13, гиматрия слова эхад, один. Мы снова вернулись к одному. Это обучит нас перейти от числа с гиматрией Египет (как мы говорили выше, что Мицраим, Египет = миспар, число) к «числу детей Израиля» (Дварим 32:8).

Во вступлении в Зоар сказано, что слово Эло – им (Б-г) состоит из двух слов: ми (кто) и элэ (эти). Элэ — это распространение и разброс, это и есть понятие числа. Тот, кто остаётся в этих рамках, он остаётся в мире: «Это (элэ) твои боги, Израиль» (Шмот 32:4) (Это то, что сказал сброд евреям, когда сделали золотого тельца). Только соединение «элэ» с «ми» обозначает имя Б-га. «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто (ми) сотворил эти? (элэ)» (Ешая 40:26). Оттуда выходят числа, «ми», который создал «элэ». (Нужно, как всегда, напомнить, что здесь говорится только про проявления Всевышнего, а не про его самого. Тут намекается на мидат бина, корень, из которого выходят все 7-м мидот управления миром.)

Говорит мидраш: Придёт золото переносного храма и искупит грех золотого тельца. Когда вы сделали золотой телец, то разгневали меня «Это твои боги, Израиль». Теперь, когда вы построили переносной храм, то Я прощу вам благодаря «Это...», как сказано: «Это исчисления...». Сказал Всевышний: в этом мире я вам простил благодаря «Это...», в будущем тоже, как сказано: «Вот эти(элэ) из далека придут...» (Ешая 49:12). И сказано: «Кто это летит, как облако, и как голуби – в окна (голубятен) своих?»(Ешая 60:8). Очевидно, корень сказанного заложен в элэ: разделить ли, не дай Б-г, ми и элэ или, наоборот, исходя из элэ достичь ми, который их создал, и соединить обратно имя Эло — им и тем самым исправить элэ. Вы разгневали меня с элэ и Я прощу вам также благодаря элэ.

Мы можем постичь только вещи, которые ограничены числом. Вся система измерений построена на числах. И вся система взаимосвязей между объектами в мире описывается числами. Когда мы говорим про Творца, что он выше всего этого, то имеем в виду: «Его понимание(твунато, от корня бина) неизмеримо» (Тээлим 147:5). Любое понимание в мире — это постижение внутри числа. Нет возможности достигнуть понимания выше этих рамок. Только 49 врат понимания переданы людям. Выше этого понимание Творца, которое неизмеримо. Это выход из рамок этого мира в бесконечность. Про это сказано: «Не сможет увидеть меня человек, а (он) живой» (Шмот 33:20). Однако какое-то соприкосновение с тем, что за пределами числа, у нас может быть. Единственное настоящее соединение с этим — это только вера. Вся система, восприятия сознанием, относится к числу. Она, разумеется, ограничена. (Миспар, число, от корня сфар, граница). Даже когда мы «поднимаем глаза ввысь», то всё наше восприятие — это только «небеса рассказывают (месаприм , от корня сфар) славу Б-га» (Тээлим 19:2), т. е. остаётся в рамках числа. Однако, мы можем через это достигнуть, что «Его понимание неизмеримо ». Однако это только благодаря вере. (Рав объяснял в нескольких уроках, что всё мировосприятие выстраивается на основе начальной точки, которой может быть либо вера, либо её отсутствие. Там же он сказал, что с выход из Египта мы получили веру. Это то, что он имеет ввиду здесь: находясь в египетском плену невозможно подняться выше рамок числа (как он сказал выше, Мицраим = миспар). Только выйдя от туда, можно удостоится связи с 50-ми вратами (шар нун, буква нун означает 50). Сброд, вышедший оттуда вместе с нами, не стоял на горе Синай, т. е. они по прежнему находились в Египетской духовной грязи. Они то и втянули нас в грех золотого тельца, после которого мы потеряли уровень построения на горе Синай. Однако очевидно, что связь с тем построением у нас осталась, и это на основе веры).

Именно в этом заключается связь между числом, счётом и верой. Цель истинного счёта достичь веры. Счёт, не связанный с верой, ставит всё в рамки числа.

Приводят от имени Агро, что слово нефеш состоит из нун и фаш. Фаш означает множество на арамейском. Когда к множеству присоединяют нун, тогда всё множество присоединяется с тем, что выше этого. Это и есть нефеш. Это соединяющее звено между телом, которое находится в рамках Египта и тем, что выше его. Нэфеш называется «шитуфа дегуфа», сотрудничающая с телом. Она входит в тело и соединяет его с высшими. Суть нефеш соединить фаш с нун, т. е. соединить множество и распространение к «Его понимание неизмеримо » (Тээлим 147:5). Вся суть числа достигнуть из самого себя это единства. Эсав сказал: «У меня есть много …» (Берешит 33:9). Он стремится в своём счету к множеству. Яков отвечает ему: «И так как у меня есть всё (коль=50)» (там 11). Разница между множеством и всем очевидна поле всего вышесказанного. Если вера стоит в корне счёта, то его цель — достичь точки единства, которая стоит над счётом.

Написано в мидраше Танхума: И также Моше обучал Торе еврейский народ и направлял их по пути выполнения заповедей и дал им разделение глав, которые читают. … И они упоминают его в каждой главе. А в главе «Шкалим» он не упоминается. Сказал Моше пред Всевышним: «Когда я умру, меня не вспомнят». Сказал ему Всевышний: «Клянусь твоей жизнью, что как ты сейчас стоишь перед ними и даёшь им главу «Шкалим» и считаешь их, так каждый раз, когда будут считать евреев, ты как будто будешь стоять перед ними». Откуда мы это учим? Не сказано «Сосчитай евреев», а сказано: «Когда будешь считать (буквально: когда вознесёшь голову сынов Израиля)» (Шмот 30:12). Пояснение к сказанному: любой счёт еврейского народа происходит при участии Моше. Говорит мидраш: Раби Акива сидел и давал урок. Ученики начали зевать. Хотел их пробудить, сказал им: история про то, как одна женщина в Египте родила 600 тыс., которые были в одном животе. Все тут же проснулись. Сказал им: Это Йохевет, родившая Моше, который был равноценен 600 тыс. (т. е. всему еврейскому народу ). Пояснение: число еврейского народ находится выше нас, точка соединения с ним — это Моше, наш учитель. «Вот я стою между Г-сподом, Б-гом вашим и вами, чтобы сообщить вам слово Всевышнего» (Дварим 5:5). Сообщить (леагид от корня гад, см. в уроке «Счёт омера. Далет + йеш», абзац «Колена гада») означает притянуть слово Б-га. Именно через Моше слова Творца приходят к нам. Он тайна соединения числа с тем, что выше его. Число стремится и желает подняться к этой точке. Хотя Моше и не видел Его лика, но узел тфилина он удостоился увидеть. Узел — это корень, из которого выходят все творения. Невозможно пробудить того, кто уснул до конца. Пробудить возможно только потому, что есть какая-то точка, где человек ещё бодрствует. Если её возбудить, то через неё можно пробудить всего человека. Если эта точка уже не бодрствует, это смерть. Чудо воскрешения мёртвых в том, что даже после смерти есть точка, к которой обратится Творец мира и пробудет нас всех. Говорит гмара: «Я сплю, а моё сердце бодрствует» (Шир аширим 5:2) учит нас, что Святой, благословенно его имя, сердце еврейского народа. «Оплот моего сердца и мой удел — мой Б-г — навеки» (Тээлим 73:26). Та бодрствующая точка — это то, чем любой из еврейского народа присоединён к Моше. Когда раби Акива хотел пробудить учеников, он обратился именно к той точке, которая называется «моё сердце бодрствует». Это точка, где каждый из нас присоединён к Моше, который включает в себя все 600 тыс. в одном животе, и благодаря этому пробудил учеников.

Это было утверждением Моше, нашего учителя: пока он жив, есть возможность вознести голову, т. е. поднять их голову выше того уровня, на котором они находятся. Но как это может произойти после того, как он умрёт и больше не будет упоминаться? Сказал ему Святой, благословенно его имя: Каждый год когда читают главу «Шкалим» ты стоишь и возносишь их голову. Это заверение, что он всегда будет тем, кто возносит голову еврейского народа. Это то, что Зоар называет распространением Моше, нашего учителя в каждом поколении. Он тот, кто соединяет нас с Тем, кто даёт Тору. Каждый раз, когда читают в Торе эту главу, он стоит и возносит нашу голову.

Написано в трактате Мегила: Когда жребий выпал в месяце Адар, (Аман) очень сильно обрадовался. Сказал: мне выпал жребий в месяц, когда умер Моше. Но он не знал, что 7-го адара умер, и 7-го адара родился. Там же. Сказал Рава: нет того, кто умел злословить лучше Амана. Сказал Ахашверошу: Давай, их уничтожим. Ответил ему: Я боюсь, как бы не сделал мне, как сделал предыдущим (царям, которые выступали против евреев). Сказал ему: они спят (и не выполняют) заповеди. Великая радость из-за того, что жребий выпал в месяце смерти Моше в силу того, что евреи спят и не выполняют заповеди. Когда еврейский народ спит, а Моше, наш учитель отсутствует, то невозможно его разбудить. «Но он не знал, что в этом месяце тот родился» (и объясняет Раши, что сила рождения может искупить смерть, т. е. очистить от недостатка, вызванного смертью Моше»). Согласно мнению Амана смерть сильнее рождения и аннулирует его (как мы видим материальными глазами). Так думает тот, чей «конец — полное уничтожение» (слова пророчества Билама об Амалеке, Бамидбар 24:20). Но для нас, верящих в воскрешение мёртвых, смерть не обрывает рождение. Его радость была на короткий период, когда еврейский народ был в трауре из-за написанного и подписанного постановления, которое невозможно вернуть. Именно так выглядит уход Моше, нашего из учителя от еврейского народ, который засыпает так сильно, что это граничит с вечным сном. Спасение было благодаря тому, что заново пробудили силу Моше.

В мидраше «Эстер раба» говорится, что Элияу поднялся на небо и стал кричать праотцам и Моше, нашему учителю. Там написано, что Моше спросил его, какая печать стоит: сургуч или кровь? Тот ответил: сургуч. Моше сказал: значит ещё есть надежда. Потому что кровь — это нефеш, если печать ещё не кровяная, значит души ещё не оторваны полностью от корня, т. е. всё ещё зиждется соединение с точкой нефеш. Через него Моше, наш учитель, возвращается в еврейский народ. Так что Моше, наш учитель, родился в этот месяц во всех аспектах: 1-го адара провозглашают о шекелях и «снова приняли Тору в дни Ахашвероша» (Шабат 88б. Там имеется в виду, что, вроде бы, еврейский народ народ заставили принять Тору, ведь Б-г повесил над ними гору. Но после Пуримкого чуда, евреи снова приняли Тору и подтвердили, что принятие ига Торы на горе Синай было добровольным). Из сна от заповедей снова пробудилась точка Моше, нашего учителя, в еврейском народе, соединяющая нас с «моё сердце бодрствует», которое никогда не засыпает. Благодаря этому дошли до нового получения Торы, что перевесило чашу весов против Амана, хотя он был чемпионом злословия.

Есть точка, соединяющая все счета, из неё всё выходит и к ней всё стремится. Тот, кто связан с ней, спасётся. Это и есть тайна месяца адар : из состояния сна, близкого к смертельному перейти к новой жизни. Мудрецы сказали, что если Израиль не сделает тшуву, он поставит им царя, постановления которого тяжелы как Амана и они сделают тшуву и тут же освободятся. Если мы сами не способны пробудиться, то нет другого пути достичь пробуждения, только постановлениями Амана. Если мы не хотим этих ужасных постановлений, нужно самим пробудиться и присоединиться к корню всей действительности.