Восемь с половиной лет прошло с момента начала войны в Сирии. Внутренний конфликт, который начался как попытка государственного переворота, перерос в международную арену войны
с террористическими группировками. В сентябре 2014 года начинается операция "Непоколебимая решимость". Именно так США и их союзники назвали свою интервенцию на территории суверенной Сирии, начавшейся с нанесения авиаударов по северным районам страны, которые, на тот момент, контролировались различными бандформированиями. Кроме того, до конца 2014-го появляются несколько сообщений о том, что специалисты армии США находятся на территории Сирии и выполняют работу по "координации дружественных сил по борьбе с террористическими группировками". Естественно, никто разрешения на эти действия у легитимного правительства Сирии не спрашивал. Хотя, все уже привыкли, что США вытирают ноги
о международное право.
Через год, осенью 2015 года, когда положение сирийской армии
и её главнокомандующего, президента Сирии Башара Асада становится все более безнадежным под ударами различных террористических группировок, в конфликт официально вступает Россия. Главные её силы были развернуты на авиабазе Хмеймим, в провинции Латакия. Незамедлительно ВКС России начинают наносить авиаудары, основной целью которых становится "филиал Аль-Каеды" в Сирии - международная террористическая группировка "Джебхат ан-Нусра", костяк которой составлял настоящий исламистский интернационал. В группировку входили боевики, прибывшие из Ливии и других стран Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и Северного Кавказа.
Следует отметить, что после официального вступления России
в войну в Сирии, войска Асада локально переходят в контрнаступление на группы террористов в центральной части страны. Год бомбардировок
со стороны США законному правительству Сирии в борьбе с терроризмом никак не помог. Более того, зачастую американская авиация якобы ошибочно наносила удары по сирийским подразделениям, без того находящимся
в тяжелом положении. Так было, например, 17 сентября 2016 года, когда 2 штурмовика США А-10 в сопровождении двух Ф-16, нанесли массированный удар по сирийским позициям в районе Дейр-эз-Зор. Тогда это привело к гибели более 60 сирийских солдат. Сразу же после нанесения этого удара боевики ИГ, осаждающие город, перешли в наступление и смогли занять ряд ключевых высот.
Но сравнение эффективности авиаударов двух сторон
по террористическим группировкам в Сирии это тема для отдельной статьи. Сейчас же хотелось бы поговорить о более конкретном примере, а именно – сравнить штурм Алеппо и Ракки. Первый город – это сирийский промышленный и экономический центр с населением более чем в 2 миллиона человек и площадью в 200 квадратных километров. Второй – "столица ИГ в Сирии", с довоенным населением 300 тысяч человек и площадью в 35 квадратных километров, основной достопримечательностью которого являлся (об этом ниже) археологический музей. То есть разница в масштабах примерно, как между Челябинском и… каким-нибудь административным центром городского округа.
Алеппо до начала 2017 года был захвачен "Джебхат ан-Нусрой"
и другими террористическими группировками, поддерживаемыми Турцией, Саудовской Аравией и США. Ракка с 2014 и до октября 2017 года контролировалась боевиками "Исламского Государства". Общая численность боевиков в Алеппо превышала 20 тысяч (большинство из них боевики "Нусры", наиболее подготовленной в военном плане группировки), в то время как в Ракке, по самым смелым подсчетам, составляла около 5 тысяч. В принципе, такие цифры полностью коррелируют со стратегической значимостью этих городов и масштабом боевых действий на данных направлениях в целом.
Что касается противостоящих террористам сторон, то тут уже пропорции разнятся. В штурме Алеппо всего было задействовано, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч бойцов как сирийской армии, так и дружественных им вооруженных формирований (Хезболла, КСИР и другие). Поддержку им обеспечивали ВКС России, военные советники российской армии и Силы специальных операций МО РФ. В Ракке войска коалиции, возглавляемой США, составляли уже от 30 до 40 тысяч человек, костяк которых составляли курдские вооруженные формирования.
Активная фаза штурма Алеппо началась в конце июня 2016 года, которая завершилась полным разгромом "Нусры" и её союзников в декабре того же года. Ракка была взята в октябре 2017-го, через 4 месяца после начала операции.
Потери сторон, учитывая масштаб двух штурмов, несопоставимы. При освобождении Алеппо в течение полугода погибло до 800 сирийцев и их союзников, свыше тысячи получили ранения. При штурме Ракки курды и арабы, сражающиеся на стороне коалиции, потеряли только убитыми 700 человек (террористы заявляют о 1200 убитых курдов). По раненым данных нет, поэтому предположим, что, как и в любом военном конфликте, в среднем на одного убитого приходится 2-3 раненых бойца.
Что касается жертв среди местного населения, то во избежание обвинения в предвзятости я намеренно возьму данные максимально проамериканского источника в лице "Сирийской обсерватории по правам человека". Данная структура, зарегистрированная в Великобритании, сообщает нам, что при штурме Алеппо от ударов ВКС России и ВВС Сирии погибли 1 640, в то время как в Ракке свыше 1 800 человек. Учитывая плотность застройки и довоенное население двух городов, складывается ощущение, что ВВС США намеренно наносили удары именно по скоплениям гражданского населения. В принципе, если вы взглянете на фото и видео из Алеппо и Ракки, то все вопросы о количестве жертв среди населения городов у вас отпадут. Для сравнения приведу несколько медифайлов. Вот видео из Алеппо https://www.youtube.com/watch?v=6AO4s3inzEM (кстати, рекомендую данный канал War is Over всем, кому интересно, как живет Алеппо после войны). А вот фото и видео из Ракки cпустя год после штурма https://www.youtube.com/watch?v=JSurIrKbYu0 .
Думаю, выводы очевидны. Несмотря на то, что Алеппо был гораздо более значимым в стратегическом плане городом, одновременно являясь крайне тяжелым объектом наступления, Россия и Сирия обошлась гораздо меньшей кровью, по сравнению с США и их союзниками в Ракке, особенно если учитывать масштабы двух наступательных операций. Что немаловажно, сама Ракка была практически стерта с лица земли авианалетами и артиллерийскими ударами США. От города остались только разрушенные дома, зияющие пустыми оконными проломами, невольно вызывающими параллели с бомбардировкой Дрездена 1945 года. Помните, я говорил о музее, который является основной достопримечательностью города? Так он выглядит сейчас.
К счастью, Алеппо не постигла подобная судьба.
В следующей статье мы рассмотрим эффективность борьбы
с терроризмом России и США на примере подготовки прокси-подразделений, затронув определенные политические мотивы сторон.