Найти тему

Восемь рецензий на CD из журнала “Music Box” №68 (сентябрь 2014)

THE BLACK KEYS

Turn Blue

Nonesuch

Дуэт певца и гитариста Дэна Ауэрбаха (Dan Auerbach) и барабанщика Патрика Кэрни (Patrick Carney) опять удивил публику – да так, что девятый альбом THE BLACK KEYS сразу же по выходу оказался на вершине Billboard Top-200. Собственно, «Turn Blue» еще раз доказал, что любовь к классической рок- и поп-музыке былых эпох способна обеспечить артисту широкий коммерческий успех при условии бережного подхода к таковым первоисточникам. Но если на альбоме «El Camino» (2011) музыканты громко клялись в любви к соулу и буги 60-х, то «Turn Blue» – почти целиком акустическая камерная песенная программа, выдающая неподдельную любовь Дэна и Патрика к поп-психоделической ипостаси THE BEATLES («In Our Prime») и, самое главное, PINK FLOYD. Схожесть номера «Weight Of Love» с «Breathe (In The Air)» не отметил только ленивый, и практически весь материал альбома наследует вменяемым песням PINK FLOYD грани 60-х – 70-х годов. Да, слышно, что THE BLACK KEYS – группа американская: представьте себе молодой PINK FLOYD, музицирующий в сарае в американской глубинке с дешевыми инструментами… Но сопротивляться этим песням невозможно – оцените хотя бы номер «Waiting On Words», бережно пророщенный из флойдовской «Cirrus Minor».

ERIC CLAPTON & FRIENDS

The Breeze: An Appreciation of JJ Cale

Polydor / Universal

-2

Эрик Клэптон числит себя выдающимся поклонником американского автора-исполнителя Джея Джея Кэйла (JJ Cale, 1938–2013) со времен своего первого сольного альбома (1970) и записи для него кавер-версии «After Midnight». И почти все последующие работы Эрика были в той или иной степени трибьютами м-ру Кэйлу – один из лучших гитаристов мира поднял лаконичный шаффл своего героя на технократические высоты. Казалось бы, совместная работа обоих музыкантов «The Road To Escondido» (2006) подвела итог восхищения Эрика своим героем, но кончина Джея Джея естественным образом навела музыканта на мысль записать «настоящий» трибьют. «Друзья» же, вынесенные в заголовок альбома, лишь чуть менее имениты, нежели Эрик – это, в числе прочих, Марк Нопфлер (Mark Knopfler), Том Петти (Tom Petty) и Вилли Нельсон (Willie Nelson), а большинство вокальных партий записаны оклахомцем Доном Уайтом (Don White), весьма схожим по манере исполнения с покойным Маэстро. Отбор 16 композиций для записи осуществлял явно Эрик – эти пьесы совершенно типичны для Джея Джея, и аранжированы близко к оригиналам. Манеру же подачи материала точнее всего можно назвать «страстным профессионализмом», и нигде здесь он не проявляется ярче, чем в пьесах «I’ll Be There (If You Ever Want Me)» и «Cajun Moon».

LANA DEL REY

Ultraviolence

Interscope / Polydor / Universal

-3

Невзирая на всю холодность своего песенного творчества, американка Лана Дель Рей стала поп-звездой мирового масштаба с выпуском всего-то второго полноразмерного альбома «Born To Die» (2012). А звезде позволены эксперименты, не так ли? И ее новейшая работа «Ultraviolence», невзирая на понятный коммерческий успех, заставляет морщить нос не только пресловутого широкого слушателя, но и эстетствующих модников и музыкальных обозревателей, на которых она и оказалась непроизвольно рассчитана. Дело в том, что менеджеры Ланы смогли найти для нее идеального продюсера нового альбома – им стал лидер ретро-рокеров THE BLACK KEYS, гитарист и певец Дэн Ауэрбах. Формально в творчестве Ланы не поменялось ничего – это все тот же плохо идентифицируемый по песням балладный материал (единственное исключение – среднетемповый номер «West Coast»), спетый крайне манерно, будто бы с огромным скрытым значением. Но спартанские аранжировки Дэна с применением почти исключительно акустических инструментов, заменивших оркестровые синтезаторы, сообщают нам, что Лана теперь пробирается поп-огородами к полноводной реке блюза. А такую эволюцию артистки можно только приветствовать.

TOM PETTY & THE HEARTBREAKERS

Hypnotic Eye

Reprise / Warner Bros.

-4

Имя певца, гитариста и композитора Тома Петти и понятие «качественный мэйнстримовый рок-альбом» вот уже 35 лет – синонимы, но в новом веке все без исключения работы Тома тянут на художественные подвиги. Однако «Hypnotic Eye» выбивается даже из этого ряда: просто удивительно, как далеко не молодому артисту удалось записать работу столь витальную, крепко держащуюся корней и максимально допустимую по жесткости звучания в рок-мэйнстриме. Разгадка проста – на сей раз Том и его коллеги по THE HEARTBREAKERS черпали вдохновение в гаражном роке 60-х, который артист популяризирует в собственном радиошоу «Buried Treasures». Удивительно, но весь материал звучит не только резко, но и в нужной степени тепло, и производит впечатление знакомого не один год. Том знает правила игры – среди быстрых номеров с зафуззованными гитарами и переливами органа Farfisa обнаруживаются совершенно выдающиеся баллады («Red River» и «Sins Of My Youth») и жесткие ритм-энд-блюзовые хиты, обреченные на вечное звучание «от океана до океана» («Burnt Out Town» и «Shadow People»). Так что попадание в первую же неделю этого CD на вершину альбомных чартс Billborad не случайность, но закономерность.

RADIO MOSCOW

Magical Dirt

Alive Records / Naturalsound Records

-5

Именно такие группы, как трио Radio Moscow из Айовы, обеспечивают в наши дни популярность ретро-року среди тех, кто еще не забыл, какая музыка и как записывалась в конце 60-х и первой половине 70-х. На календаре лидера Radio Moscow, 28-летнего гитариста и певца Паркера Гиггса (Parker Giggs) пока навеки 1969-й, а его фаворитами являются, судя по материалу и звучанию пятой работы группы, Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Blue Cheer, Mountain и Cream. Что еще больше подкупает в «Magical Dirt» – полная достоверность звукорежиссуры, включая намеренно архаичное панорамирование инструментов (вспомните-ка ранние альбомы Deep Purple и Uriah Heep!) и полный отказ от цифровых обработок. На фоне оптимистичного гитарного забоя, преисполненного радости за то, что динамики вот-вот вывалятся из колонок, удачно выделяются стилизации под самые тяжелые номера Хендрикса с увлекательными гитарными партиями («Death Of A Queen» и «Got The Time») и малость наивные полуакустические пьесы «Sweet Lil Thing» и «Stinging», напоминающие о ранних работах опять же Uriah Heep. Вряд ли группа покорит арены, но такого рода напоминания о том, откуда взялся «классический рок», хороши в любую эпоху и будучи изданные любыми тиражами.

TOTO

35th Anniversary Tour: Live In Poland (2 CD)

Eagle Records / Eagle Rock

-6

Одной из лучших групп стилистики AOR (то есть «рока для взрослых») всегда есть чем обрадовать поклонников, ждущих обещанного в ближайший год первого за десятилетие студийного альбома. Ведь величайший профессионализм и неправдоподобная исполнительская мощь TOTO всегда лучше всего раскрывалась на сцене, и потому каждый концертный альбом группы – а «35th Anniversary Tour: Live In Poland» пятый из них – тоже совершенно ожидаем и успешен. Этот двойник записан в ходе «полуюбилейного» мирового турне группы с выступления в Лодзе, и здесь группа демонстрирует тот подход к материалу, который можно назвать «железной рукой в бархатной перчатке»: теоретически безопасные и комфортабельные композиции играются жестко и виртуозно и, следовательно, энергетическое взаимодействие музыкантов с аудиторией просто невероятно. Размер бэк-каталога Toto таков, что теперь группе можно позволить исполнение не самых очевидных композиций – к примеру, «Wings Of Time» и «White Sister». К тому же концертник ознаменовал возвращение в состав вокалиста Джозефа Уильямса (Joseph Williams), работавшего в TOTO в 1986–1989 годах, и клавишников Дэвида Пэйча (David Paich) и Стива Поркаро (Steve Porcaro) из числа старожилов коллектива.

YES

Heaven & Earth

Frontiers Records

-7

Альбом «Fly From Here» (2011) ветеранов арт-рока Yes был великолепен, и оттого их следующей работы ждали с нетерпением – на очередную смену певца внимания особо не обращали. Тем более всем было интересно, как сработается группа и именитый продюсер Рой Томас Бейкер (Roy Thomas Baker), впервые пытавшийся работать с Yes еще в 1979 году. К величайшему сожалению, гора родила мышь: «Heaven & Earth» производит впечатление работы Yes, которая записана с надеждой не обмануть надежд мифического слушателя, который что-то слышал о группе, но, не дай бог, не поймет ее излишне сложных композиций. Львиная доля материал написана новым вокалистом Джоном Дэвидсоном (Jon Davidson, также Glass Hammer) и представляет собой максимально облегченный и лишенный энергетики AOR («рок для взрослых») с упрощенными инструментальными партиями и очень мягким звуком – даже фирменная мощная бас-гитара Криса Сквайра (Chris Squire) прибрана в миксе непростительно низко. С таким подходом к записи и певец не радует – да, тембрально Дэвидсон очень близок к ветерану Джону Андерсону (Jon Anderson), но в сочетании со столь легковесным материалом его вокал звучит странновато. И только финальная пьеса «Subway Wall» изощренным инструментарием напоминает о классическом Yes.

ZZ TOP

The Very Baddest Of ZZ Top (2 CD)

Rhino / Warner Bros.

-8

В нашу эпоху разброда и шатаний в традиционной грамзаписи выход каждого толкового сборника великой группы становится важным доводом в пользу традиционного физического носителя. А фирма Rhino плохих сборников не делает: в случае с данным двойником интересно то, что 40 композиций представляют материал, записанный в 1970–2003 годах для трех фирм – London Records, Warner Bros. и RCA / BMG. «The Very Baddest Of ZZ Top» – первый сборник творчества техасских бородачей с таким широким временным охватом, и изобилие материала позволило компиляторам разместить его вовсе не в хронологическом порядке, что усилило эмоциональное воздействие песен на слушателя. Не секрет, что творчество ZZ Top за пределами альбома «Afterburner» (1985) довольно однотипно в рамках техасского блюзового шаффла, и потому понятно наличие на сборнике номеров, ставших в разные годы хитами не по замыслу музыкантов, но по симпатии публики. Для привлечения к двойнику внимания коллекционеров сюда помещены в сингловых версиях шесть композиций 1979–1992 годов, однако новинка все же рассчитана на широкую аудиторию, которая хочет иметь в коллекции только один сборник ZZ Top. Зато действительно лучший из лучших.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •