Нэтан Ист (Nathan East): «Настоящий музыкант – это музыкант с профильным образованием»
Таковы уж исполнительские требования в джазе, джаз-роке и фьюжне, что большинство виртуозов бас-гитары – выходцы именно из этих стилей музыки. Не последняя персона в этом большинстве – 58-летний Нэтан Ист (Nathan East), прославившийся своими совместными работами как инструменталиста и композитора с первыми именами рок-, поп- и джазовой сцены – от Майкла Джексона (Michael Jackson) и Эрика Клэптона (Eric Clapton) до Аниты Бэйкер (Anita Baker) и The Manhattan Transfer. И уж никак нельзя пройти мимо роли музыканта как сооснователя модерн-джазового квартета FOURPLAY. А в прошлом году карьера Нэтана выписала пару невероятных загогулин – он принял участие в записи сверхуспешного альбома французских электронных умельцев DAFT PUNK «Random Access Memories» и съездил в мировое турне в составе одних из первопроходцев «рока для взрослых» TOTO. При всей этой занятости у Нэтана в 2014 году хватило времени и на запись сольного альбома «Nathan East», и на визит на музыкальную выставку NAMM Musikmesse в Москве, где Music Box взял у музыканта интервью.
Music Box: Как сложился ваш уникальный стиль игры на бас-гитаре?
Nathan East: Об этом меня спрашивают все и постоянно, но я не буду оригинальничать, а просто скажу, что мой стиль – следствие собственного длительного опыта игры, ведь я профессионально играю на бас-гитаре уже почти 45 лет. Если вы – музыкант, и хотите развить свой собственный стиль игры, вы обязаны посвящать занятиям на инструменте все свое время и, я полагаю, даже несколько больше! И самое сложное в такой ситуации – найти время для занятий музыкой вне концертных выступлений и студийной работы.
MB: Недавно вы выпустили свой сольный альбом «Nathan East», оказавшийся, всем на удивление, вашей дебютной работой такого рода. Почему вы так долго шли к его созданию?
Nathan East: Материал для этого альбома не то чтобы создавался в течение долгого времени, но некоторые мелодии с него звучали в моей голове уже много лет. Да, альбом потребовал сотрудничества с музыкантами, которых я знаю уже лет по 35, поскольку только они способны сыграть вместе со мной ту музыку, которая доставит удовольствие всем нам. К примеру, композицию Стива Уинвуда (Steve Winwood) «Can't Find My Way Home» я неоднократно исполнял на сцене вместе с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), но мне хотелось, чтобы она прозвучала именно на моем сольном альбоме. Могу сказать, что все музыканты, которые приняли участие в записи альбома – мои хорошие друзья: Стиви Уандер (Stevie Wonder), Боб Джеймс (Bob James), Майкл МакДональд (Michael McDonald), Чак Лоеб (Chuck Loeb), все мои коллеги по FOURPLAY… Аранжировка партий бас-гитары в композиции «America The Beautiful» является моей данью уважения великому Джеко Пасториусу (Jaco Pastorius) и выполнена именно в его стилистике. В общем, я счастлив, что мне удалось наконец-то записать сольный альбом.
Повторюсь, что с музыкантами, принявшими участие в записи «Natahn East», я дружу уже много лет. С большинством из них я не просто знаком, а и работаю уже не один десяток лет. Понятно, что мы все время общаемся – и по телефону, и по электронной почте, и по факсу… Поэтому, когда у меня возникало чисто музыкантское представление о том, что в такой-то композиции должен играть Эрик Клэптон, а в другой – Стиви Уандер, то я просто звонил им и говорил: «Эй, старик, сыграешь на записи моего альбома?» Ну, раз они меня знают уж много лет – не будут же они мне отказывать! Я счастлив, что мне довелось работать на записи своего альбома с такими величинами, и абсолютно доволен результатом нашего сотрудничества.
MB: Стал ли этот сольный альбом вашей сбывшейся мечтой?
Nathan East: Можно сказать, что мой альбом – это только начало претворения моих мечтаний в жизнь, а можно и наоборот: что вся моя жизнь музыканта – это и есть сбывшаяся мечта! Получается, что мои музыкальные мечты несколько растянуты во времени, но насколько же приятно держать в руках CD, на обложке которого имеются твое имя и фамилия. В любом случае, мой альбом – это совершенно новый опыт для меня как музыканта. Ко всему прочему он открывает для меня новые территории для концертной деятельности – ведь в рамках его промоушна я планирую мировое турне. В ноябре у меня состоятся концерты в Японии, а затем я отправляюсь в Европу – Германия, Дания, Великобритания… Словом, я сейчас занят тем, что люблю больше всего в жизни – дарить свою музыку людям. И, конечно же, я заодно хочу поблагодарить парней из DAFT PUNK – благодаря их последнему альбому о мне и моей музыке узнало очень много новых слушателей!
MB: Можно понять, что ваша работа с DAFT PUNK была в некотором смысле скандальным опытом…
Nathan East: С этим альбомом DAFT PUNK получилась совершенно сумасшедшая история – о нем написала масса крупных газет во всем мире, в частности U.S.A. Today, и по телевидению о нем говорили тоже немало. В результате меня все называли в этих материалах не иначе как «бас-гитаристом Daft Punk»! Серьезные музыкальные обозреватели, конечно, подозревали, что я сошел с ума – но вся эта шумиха вокруг альбома Daft Punk оказалась для меня очень позитивной. Ведь обо мне наконец-то узнали широкие слушатели! Вот такая ирония судьбы – 35 лет я играл с людьми уровня Эрика Клэптона и Фила Коллинза (Phil Collins), а публика узнает меня по альбому DAFT PUNK.
MB: Как началось ваше сотрудничество c Yamaha как производителем бас-гитар?
Nathan East: В 1980 году я работал студийным музыкантом, и мне довелось присутствовать при записи великого бас-гитариста Эбрэхэма Лабориеля (Abraham Laboriel), и его инструмент звучал просто фантастически. И я спросил у него: «Эб, на чем ты играешь?» Оказалось, что его бас-гитара – Yamaha. В общем, когда я первый раз после этой истории оказался на гастролях в Японии, я обратился к парням с Yamaha с просьбой – сделать бас-гитару по моей спецификации. Так появилась на свет модель BB–1000, а затем – BB–3000. Затем я приступил к более тесному сотрудничеству с отделом исследований и разработок лос-анжелесского представительства Yamaha, и мы потратили уйму времени на эксперименты со звукоснимателями, грифом и корпусом моей собственной модели бас-гитары. Эти работы шли до получения идеального с моей точки зрения звучания инструмента и удобства игры на нем. Также в моей модели бас-гитары Yamaha применен встроенный эквалайзер, аналогичный эквалайзеру Magic Box, с которым я многие годы работал на сцене. Нашей совместной с Yamaha задачей было создать инструмент, на котором я могу играть в студии, на сцене или на записи у кого-то у своих друзей.
MB: Будучи музыкальным журналом для профессионалов, мы не можем не задать вам вопрос о том оборудовании, которое вы используете в концертной и студийной работе.
Nathan East: И в студии, и на концерте я стараюсь использовать один и тот же набор оборудования, причем сводить его к минимуму. Мои усилители – TC Electronic Blacksmith мощностью 750 Вт с акустикой TC Electronic, а также Radial Engineering Direct Box Firefly. Из эффектов я использую дилэй, подключаемый к TC Electronic Blacksmith по входам Effects Loop (Send / Return). Бас-гитара – естественно, мои собственные модели фирмы Yamaha. Основной инструмент – моя модель BBNE2; часто играю и на шестиструнной бас-гитаре TRB6, поскольку она обеспечивает легкий доступ и к верхнему, и нижнему регистру. Также я использую электрический контрабас Yamaha SLB–200 Limited Edition Silent Bass.
MB: Можно ли сказать, что ваши рабочие бас-гитары – это инструмент вашей мечты?
Nathan East: Я счастлив обладать бас-гитарами, созданными фирмой Yamaha по моим спецификациям. При этом я понимаю, что в мире существует огромное число аппаратуры и инструментов, разработанных разными компаниями – и выбор каждого из них зависит только от конкретного музыканта. Каждый музыкант должен выбирать те инструменты, на которых ему элементарно удобнее будет играть с его собственным стилем, будь то бас-гитары Fender или инструменты любого другого производителя. У каждого исполнителя, конечно же, свои предпочтения – но я сделал свой выбор давно: Yamaha разработала и изготовила для меня именно такие бас-гитары, на которых мне комфортно играть и на сцене, и в студии.
MB: Вы – один из музыкантов-виртуозов старшего поколения, разработавший свой интернет-видеокурс обучения игре на бас-гитаре. Нельзя ли рассказать о нем поподробнее?
Nathan East: Мой онлайн-курс обучения игры на бас-гитаре находится на сайте Artistworks.com, он был создан мною как раз в содружестве с компанией Artist Works. Там имеется несколько программ обучения для бас-гитаристов с разным уровнем подготовки. Самой важной, с моей точки зрения, особенностью этого курса является возможность видеоответа – вы записываете свой видеоролик, высылаете мне, и я оцениваю вашу игру. Для меня очень важно поддерживать такой интерактивный контакт с учениками со всего мира.
MB: Не секрет, что цифровое распространение музыки в Интеренете подняло проблему музыкального пиратства на совершенно новый уровень – масса людей получают музыку совершенно бесплатно…
Nathan East: К сожалению, в наше время подобные процессы неизбежны – за всеми пользователями Интернета не уследишь, да и далеко не все понимают, что запись хорошего альбома требует времени и денег и на выстраивание менеджмента записи, и на дотошную работу в студии. Тем более в моем стиле музыки в современных условиях очень трудно двигаться вперед – ее запись оказывается очень дорогой, так же как и организация концертов. Но я сильно надеюсь, что капитаны шоу-бизнеса наконец осознают, что музыкант не за бесплатно работает, и найдут способ финансово поддерживать музыку даже при ее stream-прослушивании или загрузке из Интернета.
MB: Насколько, с вашей точки зрения, необходимо музыкальное образование для исполнителя неклассических стилей музыки?
Nathan East: Наличие музыкального образования очень важно для практикующего музыканта, и я счастлив, что получил степень бакалавра искусств в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Профессиональному музыканту постоянно приходится использовать навыки, полученные в процессе обучения – неважно, уметь играть по нотам или читать партии симфонического оркестра или собственной будущей сессии со, скажем, Барброй Стрейзанд! Только музыкант с профильным образованием – это настоящий музыкант.
MB: И, традиционно, ваши пожелания начинающим музыкантам…
Nathan East: Я хотел бы сказать всем музыкантам, и не только молодым, буквально следующее: занимайтесь музыкой тогда и только тогда, когда чувствуете к ней настоящую страсть. Занимайтесь ей ради любви к ней, но ни в коем случае из-за денег. Используйте каждую малейшую возможность, чтобы донести свою музыку до всего мира. Только в этом случае вы добьетесь высочайшего уровня мастерства и мировой известности.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •