Потребности носят физический и психологический характер, возникают, когда появляется нужда и определяют мотивы и образ жизни человека. Каждая из потребностей располагается на своем уровне по степени важности в иерархическом порядке и что бы жить полноценной и счастливой жизнью, требуется удовлетворять, подменять и подавлять потребности. Потребности существуют личные и социальные, которые делят на два типа – осознанные и неосознанные.
- Личные потребности относятся к владельцу, а социальные к обществу и к окружающему миру.
- Осознанные потребности превращаются в интересы, а неосознанные в эмоции.
Два этапа зарождения любой потребности
- Человек использует информацию, которую знает о потребности с намерением превратить обобщенные понятия в конкретные и правдивые для него.
- Человек осознает, чего конкретно хочет, потребность принимает детальный образ и становится мотивом для действий или целью.
Основополагающую роль в каждом начинании играют базовые - физиологические потребности, которые отвлекают, если их не удовлетворить. За исключение возьмем людей, которые не удовлетворяют базовые потребности, а преследуют высшие цели (спортсмены, бизнесмены, люди творческих профессий), что ни всегда положительно сказывается на здоровье.
Три общих категории потребностей
- Физиологические и биологические – воздух, еда, вода, сон, продолжение рода или удовлетворение сексуальных потребностей. Несмотря на то, что врожденные и идут на первом месте, не считаются отдельной ступенью, а тесно переплетаются с остальными потребностями и влияют на их удовлетворение и развитие.
- Личные и социальные – относятся к личным предпочтениями, увлечениям, выбору круга людей или общества. В пирамиде занимают вторую ступень по степени важности, приобретаются и меняются на протяжении жизни.
- Духовные и экзистенциальные – чувства, эмоции, созидание и остальные внутренние ресурсы, которые ориентируют человека по жизни, как карты туристов во время путешествий. Относятся к личным и групповым убеждениям людей и вере в высшие силы, бога, вселенную и т.д. Поддерживаются или меняются в осознанном возрасте и формируют личность на протяжении жизни.
Теория американского психолога Абрахама Маслоу
Представляет собой упрощенный вариант изложения потребностей в виде пирамиды по категориям, которая строится в иерархическом порядке от низших потребностей к высшим и наглядно показывает какими мотивами, руководствуется человек. Стоит отметить, что у потребностей человека нет чёткой последовательности и фиксированных положений, как на схеме пирамиды. То есть, что бы добраться до высших ступеней необязательно полностью – до конца удовлетворять потребности на ступенях уровнем ниже.
Первичные – необходимые аспекты для жизни:
1. Физиологические – базовые потребности
2. Безопасность – эмоциональная и физическая
Вторичные – важные аспекты для жизни:
3. Принадлежность к чему либо или кому, либо – отношения с социумом
4. Уважение – достижение успеха и признания
Высшие — внутренние и духовные аспекты жизни:
5. Познание – новые знания и навыки
6. Эстетические – гармония и красота, творчество и искусство
7. Самопознание – стремление к раскрытию внутреннего потенциала
Первые две ступени характерны для человека, как биологического индивида и считаются врожденными или инстинктивными потребностями.
Следующие две ступени характерны для развития человека, как индивидуальности или личности в социуме и окружающем мире.
Большинство людей руководствуется в первую очередь удовлетворением первичных и вторичных ступеней потребностей, уделяя высшим малую часть осознанного времени жизни.
Уделяя должное внимание высшим потребностям и их развитию, человек обретает свободу мысли, начинает понимать истинные ценности жизни и свое предназначение. Духовные потребности напрямую относятся к опыту и внутренним ресурсам, к культурным и историческим ценностям в обществе, к формированию и становлению полноценной личности.
Сами потребности делятся на материальные ценности, блага (называйте, как хотите сути не меняется) – внешние и нематериальные – внутренние.
- Высшие потребности начинают свое развитие на неосознанном уровне с подросткового возраста.
- Чем выше потребность, тем сильнее мотив ее добиться и соблазн отложить ее или подавить потребностью уровнем ниже при столкновении с трудностями.
- Достижение высших целей – потребностей жизни, зависит от качества удовлетворения низших ступеней – биологических потребностей.
- Высшие потребности отодвигаются среднестатистическим человеком на второй план.
- Работая над достижением высших целей – потребностей человек наполняет свою жизнь смыслом и стремится овладеть желаемыми навыками, предметами, результатами, что приносит радость и счастье.
Теория американского психолога К.П.Альдерфера
Клейтон Пол Альдерфер взяв за основу теорию А.Маслоу выделил три основных категории потребностей, которые больше всего заботят человека и предложил свою теорию "ERG" основанную на семи принципах мотивации. Так же Клейтон утверждал, что ранее неудовлетворенные потребности с возрастом проходят переоценку и заменяются другими. Такой взгляд показывает, что некоторые интересы людей меняются, а потребности бывают нестабильными.
Три категории
E (англ. Existense или существование) – первичные аспекты
R (англ. Relatedness или связь и социальные отношения) – вторичные аспекты
G (англ. Growth или рост и развитие) – высшие аспекты
Семь принципов
Чем слабее удовлетворено E – cуществование, тем сильнее оно проявляется.
Чем слабее удовлетворены R – социальные отношения, тем сильнее проявляется E – существование.
Чем сильнее удовлетворено E – cуществование, тем активнее проявляют себя R – социальные отношения.
Чем слабее удовлетворены R – социальные отношения, тем сильнее их действие.
Чем слабее удовлетворены G – рост и развитие, тем сильнее становятся R – социальные отношения.
Чем сильнее удовлетворены R – социальные отношения, тем актуальней становятся G – рост и развитие.
Чем слабее удовлетворены G – рост и развитие, тем активнее они проявляются. Чем больше удовлетворены G – рост и развитие, тем крепче они становятся.
Клейтон и его теория показывают, что между тремя категориями потребностей тесная взаимосвязь и что сразу несколько потребностей из разных категорий двигают человеком.
Цитаты известных философов и писателей
Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу – Демокрит
Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их – Лев Толстой
Роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего – Эпикур
Цивилизация это бесконечное накопление ненужных вещей – Марк Твен
Достойнее не нуждаться в излишнем, нежели им владеть
– Катон Старший
Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали – Мартти Ларни
Кто стремится к многому, у того много не достает
– Гораций
На заметку
Так же стоит обратить внимание на работы:
Немецкого социолога, философа, социального психолога и психоаналитика Эриха Зелигманна Фромма – 5 потребностей человека
Американского профессора психологии Дэвида Кларенса Макклелланда – Теория мотивации
Просто Take and do — Бери и делай !
Делись своим мнением по поводу статьи, рассказывай каким потребностям уделяешь больше всего внимания. Поможем друг другу стать лучше.
Подписывайся на канал и оставайся с нами. Спасибо за внимание, хорошего дня и настроения !