Найти тему
Бери и делай

Все о потребностях человека в простом и наглядном виде

Оглавление

Потребности носят физический и психологический характер, возникают, когда появляется нужда и определяют мотивы и образ жизни человека. Каждая из потребностей располагается на своем уровне по степени важности в иерархическом порядке и что бы жить полноценной и счастливой жизнью, требуется удовлетворять, подменять и подавлять потребности. Потребности существуют личные и социальные, которые делят на два типа – осознанные и неосознанные.

  • Личные потребности относятся к владельцу, а социальные к обществу и к окружающему миру.
  • Осознанные потребности превращаются в интересы, а неосознанные в эмоции.
Потребности человека - движущая сила, как бензин для двигателя автомобиля
Потребности человека - движущая сила, как бензин для двигателя автомобиля

Два этапа зарождения любой потребности

  1. Человек использует информацию, которую знает о потребности с намерением превратить обобщенные понятия в конкретные и правдивые для него.
  2. Человек осознает, чего конкретно хочет, потребность принимает детальный образ и становится мотивом для действий или целью.

Основополагающую роль в каждом начинании играют базовые - физиологические потребности, которые отвлекают, если их не удовлетворить. За исключение возьмем людей, которые не удовлетворяют базовые потребности, а преследуют высшие цели (спортсмены, бизнесмены, люди творческих профессий), что ни всегда положительно сказывается на здоровье.

Три общих категории потребностей

  1. Физиологические и биологические – воздух, еда, вода, сон, продолжение рода или удовлетворение сексуальных потребностей. Несмотря на то, что врожденные и идут на первом месте, не считаются отдельной ступенью, а тесно переплетаются с остальными потребностями и влияют на их удовлетворение и развитие.
  2. Личные и социальные – относятся к личным предпочтениями, увлечениям, выбору круга людей или общества. В пирамиде занимают вторую ступень по степени важности, приобретаются и меняются на протяжении жизни.
  3. Духовные и экзистенциальные – чувства, эмоции, созидание и остальные внутренние ресурсы, которые ориентируют человека по жизни, как карты туристов во время путешествий. Относятся к личным и групповым убеждениям людей и вере в высшие силы, бога, вселенную и т.д. Поддерживаются или меняются в осознанном возрасте и формируют личность на протяжении жизни.
Выбор инструментов по достижению цели зависит от внутренних ценностей человека, а мотивы формируют его, как личность
Выбор инструментов по достижению цели зависит от внутренних ценностей человека, а мотивы формируют его, как личность

Теория американского психолога Абрахама Маслоу

Представляет собой упрощенный вариант изложения потребностей в виде пирамиды по категориям, которая строится в иерархическом порядке от низших потребностей к высшим и наглядно показывает какими мотивами, руководствуется человек. Стоит отметить, что у потребностей человека нет чёткой последовательности и фиксированных положений, как на схеме пирамиды. То есть, что бы добраться до высших ступеней необязательно полностью – до конца удовлетворять потребности на ступенях уровнем ниже.

Первичные – необходимые аспекты для жизни:
1. Физиологические – базовые потребности
2. Безопасность – эмоциональная и физическая
Вторичные – важные аспекты для жизни:
3. Принадлежность к чему либо или кому, либо – отношения с социумом
4. Уважение – достижение успеха и признания
Высшие — внутренние и духовные аспекты жизни:
5. Познание – новые знания и навыки
6. Эстетические – гармония и красота, творчество и искусство
7. Самопознание – стремление к раскрытию внутреннего потенциала

Первые две ступени характерны для человека, как биологического индивида и считаются врожденными или инстинктивными потребностями.

Следующие две ступени характерны для развития человека, как индивидуальности или личности в социуме и окружающем мире.

Большинство людей руководствуется в первую очередь удовлетворением первичных и вторичных ступеней потребностей, уделяя высшим малую часть осознанного времени жизни.

Уделяя должное внимание высшим потребностям и их развитию, человек обретает свободу мысли, начинает понимать истинные ценности жизни и свое предназначение. Духовные потребности напрямую относятся к опыту и внутренним ресурсам, к культурным и историческим ценностям в обществе, к формированию и становлению полноценной личности.

Так же Маслоу считал, что последние три ступени потребностей можно объединить в одну ступень – «Духовные» потребности.
Так же Маслоу считал, что последние три ступени потребностей можно объединить в одну ступень – «Духовные» потребности.

Сами потребности делятся на материальные ценности, блага (называйте, как хотите сути не меняется) – внешние и нематериальные – внутренние.

  • Высшие потребности начинают свое развитие на неосознанном уровне с подросткового возраста.
  • Чем выше потребность, тем сильнее мотив ее добиться и соблазн отложить ее или подавить потребностью уровнем ниже при столкновении с трудностями.
  • Достижение высших целей – потребностей жизни, зависит от качества удовлетворения низших ступеней – биологических потребностей.
  • Высшие потребности отодвигаются среднестатистическим человеком на второй план.
  • Работая над достижением высших целей – потребностей человек наполняет свою жизнь смыслом и стремится овладеть желаемыми навыками, предметами, результатами, что приносит радость и счастье.

Теория американского психолога К.П.Альдерфера

Клейтон Пол Альдерфер взяв за основу теорию А.Маслоу выделил три основных категории потребностей, которые больше всего заботят человека и предложил свою теорию "ERG" основанную на семи принципах мотивации. Так же Клейтон утверждал, что ранее неудовлетворенные потребности с возрастом проходят переоценку и заменяются другими. Такой взгляд показывает, что некоторые интересы людей меняются, а потребности бывают нестабильными.

Три категории
E (англ. Existense или существование) – первичные аспекты
R (англ. Relatedness или связь и социальные отношения) – вторичные аспекты
G (англ. Growth или рост и развитие) – высшие аспекты
Семь принципов
Чем слабее удовлетворено E – cуществование, тем сильнее оно проявляется.
Чем слабее удовлетворены R – социальные отношения, тем сильнее проявляется E – существование.
Чем сильнее удовлетворено E – cуществование, тем активнее проявляют себя R – социальные отношения.
Чем слабее удовлетворены R – социальные отношения, тем сильнее их действие.
Чем слабее удовлетворены G – рост и развитие, тем сильнее становятся R – социальные отношения.
Чем сильнее удовлетворены R – социальные отношения, тем актуальней становятся G – рост и развитие.
Чем слабее удовлетворены G – рост и развитие, тем активнее они проявляются. Чем больше удовлетворены G – рост и развитие, тем крепче они становятся.

Клейтон и его теория показывают, что между тремя категориями потребностей тесная взаимосвязь и что сразу несколько потребностей из разных категорий двигают человеком.

Движение по пирамиде теории Альдерфера отличается от теории Маслоу полным отсутствием иерархического порядка.
Движение по пирамиде теории Альдерфера отличается от теории Маслоу полным отсутствием иерархического порядка.

Цитаты известных философов и писателей

Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу – Демокрит

Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их – Лев Толстой

Роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего – Эпикур

Цивилизация это бесконечное накопление ненужных вещей – Марк Твен

Достойнее не нуждаться в излишнем, нежели им владеть
– Катон Старший

Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали – Мартти Ларни

Кто стремится к многому, у того много не достает
– Гораций

У каждого своя правда и каждый сам решает во что верить и по какому пути идти, даже если он так не думает – мудрость от автора "Бери и делай"
У каждого своя правда и каждый сам решает во что верить и по какому пути идти, даже если он так не думает – мудрость от автора "Бери и делай"

На заметку

Так же стоит обратить внимание на работы:

Немецкого социолога, философа, социального психолога и психоаналитика Эриха Зелигманна Фромма – 5 потребностей человека  

Американского профессора психологии Дэвида Кларенса Макклелланда – Теория мотивации

Развивайтесь адекватно удовлетворяя потребности на всех уровнях по необходимости и постепенно в силу возможностей двигайтесь к своей вершине.
Развивайтесь адекватно удовлетворяя потребности на всех уровнях по необходимости и постепенно в силу возможностей двигайтесь к своей вершине.

Просто Take and do — Бери и делай !

Делись своим мнением по поводу статьи, рассказывай каким потребностям уделяешь больше всего внимания. Поможем друг другу стать лучше.

Подписывайся на канал и оставайся с нами. Спасибо за внимание, хорошего дня и настроения !