Октябрь 1998г., в Осташков пришло печальное известие о закрытии локомотивного депо ТЧ-34 в связи со спадом грузопотока на линии. Транзитное грузовое движение здесь ещё сохранялось на тот момент времени. Поэтому в связи с увеличением тяговых плечей обслуживания участка, образовавшихся после ликвидации ТЧ-34 Осташков, оставили лишь пункт подмены локомотивных бригад, выделив для этого отдельное здание уже на самой станции, пустующий второй этаж товарной конторы.
В самом депо до 2000 года ещё продержался цех ремонта кранов на жд ходу, после чего и он был окончательно ликвидирован. А позднее и транзитное движение грузовых поездов на линии прекратили. Участок от Бологое до Великих Лук протяженностью в 310 км перевели как магазин на дневной режим работы и дорога Бологое-Полоцк постепенно стала приходить в упадок.
Не трудно посчитать, что вот уже больше 20 лет старое паровозное депо Осташков остаётся заброшенным. Причем картина запустения становится с каждым годом всё более угнетающей.
Решил пробраться в него внутрь, тем более что здание давно уже ни кем не охраняется, а многочисленные разбитые оконные проёмы создают бесприпятственный доступ - заходи жук и жаба да бери что хочешь. Взять там собственно уже нечего, как говорить там уже до нас всё с***но. Но посмотреть ещё есть на что.
Я застал паровозное депо в 90-х ещё действующим, причем паровозы, проходящие в нём процедуры консервации и переконсервации, там ещё были. Целыми сплотками стояли на деповских путях с заколоченными окнами и забитыми проходами в будки машиниста. Это были товарные паровозы серии Л, знаменитые "Лебедянки". Сегодня картина запустения выглядит вот так...
Закрытые наглухо ворота в деповские цеха да зарастающие кустарником железнодорожные пути ведущие в паровозные "стойла". У меня собран неплохой личный фотоархив по Бологое-Полоцкой дороге и в том числе есть старые снимки сделанные в депо. Взгляните же сами в 80-х годах прошлого века здесь все было иначе.
Старые деповские стены. Сколько же всего они повидали на своём веку. Облупившаяся местами штукатурка большими кусками осыпается на землю, обнажая оригинальную кирпичную кладку, всю в осколках и выбоинах от многочисленных ран, оставшихся со времён Великой Отечественной войны.
ПТОЛ
Полный хаос и запустение теперь царят здесь. Хотя и этого то уже нет. Его снесли окончательно пару лет назад. Поэтому даже это фото можно сказать что уже архивное. Раньше здесь производили осмотр экипажной части локомотивов, смазку МОП, экипировку песком и т.д.
Но вернёмся снова в советские времена в середину 80-х прошлого века. Чувствуете разницу?
Паровозные "стойла"
Перемахнув через вынесенный оконный проём, оказываюсь в ремонтном цехе. Здесь достаточно светло, благодаря характерному устройству кровли деповских здания типа "фонарь". Поток света напрямую врывается через оконные проемы выполненные под кровлей, позволявшие экономить электроэнергию для освещения.
Под ногами повсюду лежит наваленный битый кирпич и осколки стекла. Бродить здесь очень опасно. Запросто можно споткнуться и затем пораниться. Поэтому стараюсь двигаться как можно аккуратнее.
Вот они те самые арочные своды негабаритных мест паровозных "стойл", через которые заходили на ремонт локомотивы. "Стойло" - профессиональный термин, пришедший в обиход железнодорожников ещё со времён гужевой тяги, как многие другие из них (например конь, упряжь, жеребёнок).
Рельсы внутри здания уже полностью разобраны - не иначе как сданы целиком в лом.
В следующем крыле нахожу оставшиеся подкрановые пути и кран-балку, но без электродвигателя. Вероятно, что он ушёл туда же куда и рельсы. В былые времена здесь в Осташкове выполняли промывочный и подъёмочный ремонт паровозам.
Брошенный грузовик МАЗ. Уж его то зачем бросили тут прежние собственники, которым достались после закрытия ТЧ деповские здания? Кабина, рама, двигатель всё на месте. Вот и сдали бы его в металлом. Столько добра пропадает.
Вот ещё один старый снимок депо Осташков ТЧ-34 из архива ВОЛЖД.
Это примерно конец 70-х начало 80-х прошлого века. Вдалеке мы видим те самые арочные своды проходов в "стойла" ремонтного цеха, поворотный круг, паровоз серии Л и паровой кран ПК-6 с деревянной кабиной "голубятником", ещё восстанавливающий послевоенную разруху. После Великой Отечественной войны наша страна долго ещё лежала в руинах, пытаясь оправиться после колоссальных разрушений, нанесенных немецкой военной машиной. Однако поставленная задача за годы правления советской власти в итоге все же была выполнена. Разрушенные депо были восстановлены, подняты из пепла разбомбленные города, заводы, сельское хозяйство. Экономика заработала и взяла курс на социальную направленность для своих граждан. Но это к сожалению уже совсем другая история...
Ремонтные мастерские
Из ремонтного цеха можно сразу попасть в смежные помещения ремонтных мастерских. Здесь тоже сегодня глубокая тоска и уныние.
Но так было не всегда. Следующее фото даст нам представление об ушедшей эпохе.
Кругом стояли импортные токарные, сверлильные и фрезерные станки, полученные ещё после войны по репарации из Германии. А на стене в этом цеху висела огромная репродукция картины Перова "Охотники на привале". Что и говорить тут, ушедшая безвозвратно эпоха, строившая когда-то наше светлое будущее - коммунизм.
Памятка на стене с номером внутреннего телефона:
"Немедленно сообщить о случившемся дежурному по депо, а при его отсутствии - в пожарный поезд по телефону 6-60, указав при этом точное место загорания, свою фамилию и номер телефона".
Выписка из инструкции на стене по пожарной безопасности
Сообщить в пожарный поезд. Был и такой на станции Осташков, как и восстановительный поезд, штаб гражданской обороны и ещё масса хозяйств и служб пути: ПЧ, ШЧ, ЭЧ, НГЧ, ДС, ВЧД, сокращенные впоследствии не то что до предела, а до безобразия, соразмерному сегодняшнему развалу.
Я знал зачем зашёл в эти старые стены, в которых долго обслуживали здесь не только тепловозы в последние годы своего существования, но и паровозы не один десяток лет. В одном из открытых шкафов нашёл вот эту книгу.
Вся грязная, покрытая несколькими слоями пыли, вся подзатёртая, залежавшаяся, но наполненная в содержании очень интересными мне паровозными терминами:
сажесдуватели, сальники, увеличитель сцепного веса, искрогасители, водоочиститель, пресс-маслёнки, дышловый механизм...
Книгу я забрал с собой, думаю обязательно мне пригодится для новых публикаций, в которых буду рассказывать о принципах работы и устройства паровозов.
Теперь остаётся лишь вспоминать как здесь это было, как здесь когда-то бегали и тревожно гудели своими гудками паровозы.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК