Netflix — американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа. Основан 29 августа 1997 года. Тогда Рид Хастингс и Марк Рэндольф придумали рассылать DVD в прокат. Свой сервис они представили в 1998-м, а в 1999 году ввели систему подписки — за определенную плату можно было заказывать сколько угодно фильмов. В 2007 году Netflix заработал как стриминговая платформа. (Стриминговые сервисы работают по принципу передачи контента от провайдера к пользователю) С 2013 года Netflix производит собственные фильмы, сериалы и телепрограммы. В 2016 году компания выпустила 126 оригинальных сериалов и фильмов — больше, чем любой другой сетевой или кабельный канал. По состоянию на январь 2019 года у компании насчитывалось 139 миллионов подписчиков по всему миру, в том числе 58,49 млн в США
Netflix стремится изменить наш подход к просмотру киноиндустрии в целом. Учитывая, что у Netflix были долги в районе 6 млрд долларов, когда компания расширялась на другие страны, некоторые аналитики считали, что прибыльность бизнес-модели, основанной на подписчиках, под вопросом. Но на Уолл-стрит прогназировали успех начинающей медиакомпании. И были правы! В июне 2018-го суммарная рыночная стоимость компании составила 150 млрд долларов. Таким образом, Netflix обошел своего серьезного конкурента Disney, став самой ценной и просматриваемой медиакомпанией в мире.
Чем Netflix отличается от других телеканалов?
Одно из самых главных отличий Netflix заключается в заказе и съемках сразу целого сезона сериала. Они не тратят миллионы долларов на создание пилотных серий проектов, а запускают в производство сериал целиком. Благодаря такому подходу подписчик может посмотреть весь сезон сразу, не ожидая выхода новой серии каждую неделю.
Netflix делает все возможное для более приятного нахождения на своем сервисе. На главной странице показывается большое количество сериалов и фильмов, чтобы пользователи долго не искали их сами. Если навести курсор на любое видео, сразу начнет проигрываться трейлер. Вдобавок у Netflix все работает быстро, в том числе и загрузка 4K-видео.
Вместо того чтобы продавать права на показ своих сериалов в другие страны, Netflix решил представить свой сервис во всем мире, чтобы новый сериал или фильм одновременно был доступен как в Америке, так и в России, Германии или Индии. Подверглась пересмотру даже святая для телевизионщиков модель оценки зрительской демографии, благодаря которой вычленяли наиболее интересные для необходимой целевой аудитории проекты. На Netflix появились так называемые «вкусовые блоки» (taste clusters), основанные на точных зрительских предпочтениях, а не на предполагаемых. Компания собирает и анализирует интересы своих подписчиков, что в итоге выливается в индивидуальные рекомендации. Таким образом, Netflix выстроил удачную бизнес-модель на основе зрительских предпочтений.
Как рынок реагирует на Netflix?
Ходят слухи, что планерки многих телеканалах начинаются с вопросов: "Что сейчас снимает Netflix?", "Как с ним соревноваться?". Готов ответ пока только у Disney - 12 ноября 2019 они запускают собственный стриминговый сервис, который будет стоить дешевле чем Netflix.
Странно, что крупные корпорации не могут понять простую логику Netflix: больше контента — больше просмотров, больше просмотров — больше подписчиков, больше подписчиков — больше прибыль, больше прибыль — больше контента. Пока что схема работает идеально. Когда только начался показ «Карточного домика», у Netflix было 33 миллиона подписчиков в мире. Сейчас их более 125 миллионов. Аналитики предсказывают, что к концу 2020-го их будет более 200 миллионов по всему миру.
Как Netflix делает такой разносторонний контент?
Netflix снимая каждый фильм или сериал делают его уникальным и непохожим не на что больше. Он старается учесть вкусы и предпочтения разных возрастных категорий, расовой и половой принадлежности. Благодаря своему сервису Netflix способен анализировать взаимодействие зрителя и контента. Вместо того чтобы группировать подписчиков по стандартным данным (возраст, пол, раса, страна проживания), Netflix оперирует 2000 микроблоков, в которые попадает каждый пользователь сервиса. Данные о просмотренных сериалах дают гораздо больше информации о пользователе сервиса, нежели его возраст и пол.
Самое примечательное, что сервис подмечает как пользователь смотрит тот или иной сериал. Если зритель включили сериал, но через пару серий забросили его, сервис считает что программа неинтересна. Сериалы которые не досматривают не получают продолжения. Иногда даже не смотрят на хорошие рецензии.
Какие сериалы самые популярные?
Netflix не оглашает данную информацию для прессы. Так что утверждать, будто «Очень странные дела» — самый популярный, было бы неверно. Вообще подсчитать количество зрителей непросто, ведь подписку на сервис может купить семья т.е. пользоваться будут сразу несколько человек. Сарандос предполагает, что размер аудитории стриминг-сервиса достигает 300 миллионов человек. С таким охватом какой-то сериал Netflix запросто могут смотреть от 40 до 50 миллионов зрителей.
Заграничные проекты Netflix
Многие сделанные в США сериалы популярны за границей. В частности, «13 причин почему» в Индии смотрят столько же подписчиков, сколько и в Америке. Но чтобы предоставлять интерес для разных стран, сервису нужен контент, произведенный за рубежом, на языке иностранного зрителя и со знакомыми ему актерами.
Среди несомненных удач иностранных проектов Netflix — немецкий сериал "Тьма" и испанский "Бумажный дом".
Кстати, 16 августа на американском сервисе Netflix состоялась премьера сериала «Лучше, чем люди» — первого проекта российского производства, вышедшего под брендом Netflix Original (заявленного как оригинальный проект платформы и переведённого на несколько языков).
Когда Нетфликс появился в России?
Сервис Netflix стал доступным для граждан России начиная с 7 января 2016 года. Для того чтобы начать пользоваться сервисом Netflix, нужно зарегистрироваться на официальном сайте или в приложении. У приложения Netflix есть приветсвенный бонус - первый месяц можно использовать абсолютно бесплатно.