Найти тему
Гербы, флаги, знамена

Российский флот спускает флаг

Флаг с эсминца "Автроил".  Фото из Национального морского музея (National Maritime Museum, Greenwich, London)
Флаг с эсминца "Автроил". Фото из Национального морского музея (National Maritime Museum, Greenwich, London)

Закон военных моряков, идущий еще от петровских времен - "не спускать флаг перед неприятелем даже перед угрозой смерти". Поэтому, увидев в фондах Национального морского музея в Гринвиче, что недалеко от Лондона, сделанный из флагдуха советский военной-морской флаг с вышитыми буквами «РСФСР», я и заинтересовался его историей. Таких флагов и в российских-то музеях днем с огнем не сыскать, чаще всего экспонируются муляжи, но аккуратные британцы сохранили флаг. Он подлинный, 1918 года. По словам музейных работников флаг был передан в музей лейтенантом Альбертом Терлоу, служившим в годы гражданской войны в России на английском корабле «Кардифф», снят им с советского эсминца «Автроил».

Печальная история «Автроила» известна историкам флота, это видимо единственный случай спуска военно-морского флага перед неприятелем. Все этапы этой истории показывают как вредно доверять морскую службу непрофессионалам и политическим горлопанам. Перескажем историю вкратце.

В конце 1918 года Красная армия уже теснила немцев в Прибалтике, против красных действовали эстонские силы, которые поддерживала Англия. В декабре несколько британских кораблей вошли в Балтийское море с целью занять Ревель. Именно тогда на пост заместителя командующего 7-й армией по морской части (то есть практически первым человеком на Балтийском флоте) был назначен некто Ф. Раскольников. В прошлом мичман, не имевший ни специального военно-морского образования, ни опыта службы на флоте, зато член партии большевиков, организатор восстания на своем корабле, инициатор расстрела офицеров, бывший редактор газеты «Голос правды», пользовавшийся доверием Ленина и Троцкого. Некоторое время Раскольников был комиссаром Морского генерального штаба, где ему был поручен контроль за служившими там царскими офицерами «золотопогонниками», затем он командовал Волжской флотилией, и вот наконец был назначен руководить флотом на Балтике. Флот тогда был далеко не в лучшем состоянии и в плане обеспечения ресурсами, и в плане оснащенности экипажей, и в плане технических кондиций. Поэтому начальник морских сил, бывший царский контр-адмирал С. Зарубаев (в прошлом артиллерист на «Варяге», отличившийся при Чемульпо) считал прямые стычки с Королевским флотом Великобритании опасными и сосредоточился на обороне Кронштадта. Но Ф. Раскольникову этого было мало. Троцкий требует действий, мнение Зарубаева игнорируется, и Раскольников лично начинает руководить подготовкой морской атаки на Ревель.

Непрофессионализм и авантюризм дали себя знать сразу же. Позже комиссия Реввоенсовета выяснила, что при планировании операции не было учтено состояние кораблей, возможности экипажей, не было обеспечено достаточное количество угля – топлива для кораблей, Раскольников пренебрег данными радиоперехватов, сообщавших, что в Ревеле уже стоят английские корабли, не организовал взаимодействие между собственными кораблями в походе, не сообщил капитанам кораблей их задачи, в ходе похода многократно менял решения, не уведомляя об этом руководство и соседние суда … Да много чего.

В самом начале похода на Ревель одному из миноносцев группы Раскольникова, «Азарду» , не хватило топлива для выхода в море, миноносец «Автроил» при маневрировании во льду получил повреждения, но Раскольников не прекратил операцию, а самолично направился к Ревелю на миноносце «Спартак», видимо ожидая награды за успешный поход. Но близ Ревеля 26 декабря 1918 года «Спартак» наткнулся на 5 английских кораблей, попытался уйти, но напоролся на камни и был сдан практически без боя англичанам. Раскольников был на корабле, но не сообщил о захвате «Спартака», а переодевшись в матросскую форму и взяв документы матроса-эстонца затаился. Ничего не ведавший об этом инциденте и о присутствии в Ревеле англичан «Автроил» уже 27 декабря также попал в засаду английских эсминцев «Вендетта», «Вортиджерн» и крейсера «Кэрэдок». В самом начале боя английский снаряд попал в фок-мачту и разрушил бортовую радиостанцию. На помощь могли бы прийти крейсер «Олег» и линкор «Андрей Первозванный», но первому не хватило угля, а второй даже и не знал о тяжелой ситуации у Ревеля. «Автроил» сдался, не сделав ни единого выстрела. Вот такая блестящая операция… Английский контр-адмирал В. Коуэн в интервью Р. Поллаку тогда сказал, что причиной легкой победой над большевиками стало «неподготовленность экипажей, беспорядок в управлении, амбициозность флагмана (Раскольникова), нахватавшегося чинов после революции, но никогда на выводившего в море суда». В итоге благодаря действиям Раскольникова англичане получили два почти новых миноносца, они быстро были приведены в порядок и переданы эстонскому флоту, то есть вступили в войну уже на стороне противника.

А что же Раскольников? Попытка выдать себя за матроса-эстонца не удалась, англичане узнали, что взяли в плен «советского лорда адмиралтейства». Раскольников под арестом был переведен в Лондон, а затем, уже в 1919 году, обменен советским правительством аж на 17 (дабы подчеркнуть важность персоны) арестованных в РСФСР англичан-офицеров. После возвращения на родину Раскольников побывал на нескольких высоких флотских должностях, занимался дипломатической работой, вновь продолжил партийную карьеру, редактировал партийные журналы. А вот судьба экипажей «Спартака» и «Автроила» сложилась не так радужно. Небольшая часть личного состава согласилась служить в эстонском флоте, но 94 моряка «Спартака» и 146 моряков «Автроила», отказавшиеся служить врагам, 3-5 февраля 1919 года на острове Нейссар были расстреляны эстонскими конвоирами. За их жизни не вступился никто.

В итоге виновником случившейся драмы был назван Зарубаев, именно тот, кто отговаривал партийного авантюриста от необдуманных действий, в 1921 году он был расстрелян. И не помогли выводы чрезвычайной комиссии Реввоенсовета, которая признала виновным в провале операции Раскольникова. Хотя в выводах комиссии и появилась фраза …пора прекратить пренебрежительное отношение к старым морским кадрам, которые для войны на море готовятся долгие годы".

Подробнее о теме см.: И. Боечин, «Фиаско «красного лорда», В. Шигин. «Дело «Памяти Азова», В. Урбан "Пленение кронштадтского "Спартака" и др. Благодарим за помощь с фотографией флага С. Замятина (Ирландия).

-2