Не секрет, что отечественный кинематограф бесит многих старых киноманов до белых глаз. И не всегда заслуженно: есть классика допотопных советских времен, шикарные ленты, которые можно пересматривать до бесконечности. Они – о чем-то искреннем, настоящем, без жалких и нелепых попыток создателей влиться в мировую киноиндустрию, выдав себя за «Европу». Эти фильмы – о том, какими были русские и советские люди на самом деле, без ретуши. Фильмы о людях с самоуважением, не пытавшихся притворяться кем-то другим, и потому ярких, запоминающихся и интересных. В этих героях и их историях была и жизнь, и пассионарность, и интрига.
Встречаются и более свежие «продукты», которые смотришь, во всяком случае, без отвращения и засыпаешь уже после фильма, а не в процессе. Единицы таких фильмов запоминаешь, 99% - нет, и шаришь по просторам рунета дальше, в поисках чего-то стоящего. Все это стоящее, как несложно догадаться, выпущено далеко не у нас.
А что у нас? «У нас» - это не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Часто - то же самое, что в инсте или в светской тусовке. Только там – «пластиковые» девки, перекроенные в нимфы из вчерашних колхозниц, а в кино – такая же «пластиковая» реальность, с ничем не подкрепленными претензиями на космополитизм. А еще – откровенный плагиат. А если «свое» - то настолько унылое, что смотреть на это не хочется от слова «совсем» (благо, выбор есть).
И ладно бы это «свое» было жизненным, реалистичным, правдоподобным! Но, в основном, это попытки выдать за настоящую историю какую-то псевдореальность, наспех сколоченную авторами фильма «из говна и палок», и потому не вызывающую ничего, кроме разочарования и скуки.
Даже имена героев часто напоминают погоняла из периферийной средней школы советских времен, типа «Дэн», «Шмен» и так далее, а их быт призван доказать немногочисленному зрителю, что эти герои (а, главное, создатели фильма) «ничем не хуже» западных аналогов. Но они хуже, потому что другие. Они – из другой культуры, другого бэкграунда, другой среды. Проще говоря, с другой планеты. Это как если бы среднеазиаты (среди которых много прекрасных людей, но речь не об этом) в каком-то страшном бредовом кошмаре задумали постановку о быте представителей московского upper middle class. Или сняли бы претенциозный триллер о разборках российских олигархов, играть которых решили бы самостоятельно. Как комедия и ржака такая идея побила бы все рекорды, но как серьезная заявка в мире киноиндустрии – вряд ли. Вот если бы они сняли что-то жизненное, про изнанку торговых сетей, быт в подсобках и прочее, что им понятно и близко, Станиславский бы им поверил. А если они начнут играть тех, кем не являются, возмущенный зритель закричит «иди воруй», и правильно сделает.
И даже не понятно, что бесит больше, суррогат или реальность. Собственно, любой кинематограф отражает реалии времени. Если наши реалии – это попытка хоть как-то примазаться к «цивилизации», доказать, как вчерашние колхозницы с периферии, что мы «ничем не хуже тамошних», значит, так тому и быть. Но все это напоминает старый советский фильм «Карнавал», героиня которого, безотцовщина из провинции Нина Соломатина (Ирина Муравьева), очень хочет влиться в светскую киношную тусовку столицы. Но у нее это плохо получается, и в итоге жизнь жестко ставит Соломатину на место.