Я совершенно случайно, стала фанатом гипнотических композиций Зарии - ультра- талантливого художника, рисующего картины айсбергов и ледников пальцами рук, с использованием пастели.
Большинство людей, так или иначе, притягиваются к воде. Она составляет более 75% наших тел и покрывает большую часть поверхности Земли. Нам нужна вода, чтобы выжить, но мы также тяготеем к ее красоте, мерцанию и движению, которые она добавляет к ландшафту.
«Я думаю о воде как о метафоре жизни - вечно преображающей, и пугающей. Это бесконечный источник вдохновения для меня, поскольку он постоянно меняется, принимая новые формы. Я всегда буду стараться как можно больше узнать о методах подачи воды в пастельных тонах, и я наслаждаюсь этим бесконечным испытанием»
- поясняет Зариа-
«С точки зрения того, куда я иду дальше? Я следую за льдом, и он тает. На полюсах лед тает с беспрецедентной скоростью. Этот тающий лед является одним из крупнейших факторов повышения уровня моря, который, среди многих других проблем, тонет в низменных островных государствах. По сути, я следую за талой водой от Арктики до экватора».
О детстве и о том, как зародилось творчество…
Зариа Форман выросла в Пирмонте, штат Нью-Йорк. Вдохновение для рисунков началось в раннем детстве, так как её мать - Рена Басс Форман, была фотографом-пейзажистом, и один месяц во время летних каникул, они всей семьёй, посвящали для путешествий по живописнейшим странам планеты. Она высоко оценила красоту и обширность постоянно меняющегося неба и моря, любила наблюдать за ураганами на западных равнинах, муссонными дождями на юге Индии, и за холодным арктическим светом, освещающим воды Гренландии.
Мама научила её всему, что она знает о свете: как научиться ждать правильного природного освещения; как распознать эти волшебные моменты и с какого ракурса запечатлеть.
Зариа и её мама были очень похожи - она унаследовала ее эстетический вкус, и хотя их цели были разными (дочь рисует, а мама фотограф), их композиции были очень похожи. Рена уводила дочь в далекие, отдаленные и часто пустынные пейзажи, воздействуя на её глаза с раннего возраста.
Во время планирования второй экскурсии в Гренландию, маме Зарии, поставили страшный диагноз- рак головного мозга. Через шесть месяцев болезни, она скончалась. А после реабилитации от пережитых потрясений и выйдя из шокового состояния, девушка решила проверить видение своей матери и отправилась в Гренландию с группой ученых и художников, после которого и начала делать гигантские рисунки льда.
Немного о самом процессе…
Когда Зариа путешествует, то проходя тысячи миль, для сбора исходного материала, делает множество фотографий, чтобы до мелочей прочувствовать пейзаж и хрупкость мира. Вернувшись в студию, она извлекает из своей памяти опыт и фотографии для создания масштабных картин. Иногда заново изобретая воду или небо, изменяя форму льда или смешивая и сопоставляя несколько разных изображений, чтобы создать композицию. Начинает с простого карандашного наброска, а затем добавляет слои пигмента на бумагу, размазывая все ладонями и пальцами и разбивая пастель на острые осколки, чтобы сделать детали более мелкими.
Процесс рисования пастелью прост и понятен, нужно разрезать бумагу и сделать отметки. Материал требует минималистического подхода, так как нет места для ошибок или доработок. Зариа редко использует ластик, предпочитая работать со своими недочетами:
«Я не думаю, что могу рисовать лед. Это кажется невозможным».
Белый цвет очень сложен в использовании и манипулировании. В начале карьеры она пропускала изображения льда и концентрировалась только на море и небе. Но позже поняла- для того, чтобы сосредоточить свою работу на изменении климата и решении этой проблемы, должна будет выйти из зоны комфорта, бросить вызов самой себе и нарисовать лед.
За последние несколько лет, Зария путешествовала с научными миссиями НАСА, чтобы отследить смещение льда, пролетая на вертолёте, всего лишь в сотни футов над Антарктидой и Арктикой. После чего, была создана коллекция картин, которая в точности отражает диапазон эфемерных ландшафтов. Заглядывая в тревожную скорость таяния наших полярных регионов, Зария изображает уязвимость истончающегося льда и поглощающей тепло чернил морей с глубокой детализацией и присущей им драматичностью. Каждая часть богата нюансами, наполняя эту серию большим разнообразием и тематической сплоченностью. В резкости этих взглядов с высоты птичьего полета, нарисованных в ее характерном крупномасштабном формате, Зариа создала глубоко интимные портреты среды, которую мы можем потерять.
Ее серия пастельных рисунков, в частности Антарктиды, запечатлевает пейзажи в движении.
«При повышении температуры ледники тают быстрее, чем растут. Многие из нас интеллектуально осознают, что изменение климата является нашей величайшей глобальной проблемой, и все же проблема может казаться абстрактной, а опасные ландшафты - отдаленными. Масштаб и детализация её рисунков предназначены для того, чтобы сделать великолепие и эфемерность Антарктиды интуитивно понятным для зрителя, имитируя невероятный опыт пребывания рядом с ледником»,
- поясняет героиня.
И в заключение…
Зариа не только художник, но и активист. Она была показана по телевидению на каналах «CBS», «Sunday», «Morning», «CNN» и «PBS», выступала на «TEDTalk», «Амазоне», «Google» и «Центре космических полетов имени Годдарда» при НАСА, выставлялась в «Dismaland» Бэнкси и была художником-резидентом на борту «National Geographic», «Explorer» в Антарктиде. Ее работы появились в таких изданиях, как «The New York Times», «National Geographic», «The Wall Street Journal» и «Smithsonian Magazine». А в настоящее время работает и проживает в Бруклине, Нью-Йорк.
А ведь мы, жители России, проживающие внутри «своего» континента, и лишь частично омываемые, в отдельных городах страны, водами океанов, «не сильно» знакомы с мировыми проблемами по изменению климата. Цель Зарии достигнута и на одного просвещенного, с помощью картин, о масштабах трагедии, в моем лице, стало больше, а теперь еще и в вашем.