Не секрет, что малый бизнес в нашей стране испытывает большие трудности. На протяжении многих лет доля малого бизнеса в России составляет не многим более 20% и не растет. Почему?
С одной стороны государство вроде бы как заинтересовано в росте малого бизнеса: примерно раз в год высшее руководство страны об этом заявляет, есть даже некая государственная программа по поддержке малого бизнеса. Правда, это не очень помогает. С другой стороны, наше правительство делает все, чтобы малый бизнес не рос. И вот это у него хорошо получается.
Я вижу несколько причин, по которым малый бизнес не растет.
1. Высокая налоговая нагрузка.
Видим, что в России налоговая нагрузка на бизнес является одной из самых высоких в мире. Налоги на труд занимают львиную долю в структуре налогов на бизнес. Именно поэтому нанимать официально работников и платить им "белую" зарплату невыгодно.
А ведь кроме налогов есть различные неналоговые платежи, типа платы за систему "Платон", утилизационные, экологические сборы и другие. Всего, по оценкам экспертов, в России от 30 до 50 неналоговых платежей. Это очень и очень много, они никак не регулируются и в Налоговом кодексе они не прописаны.
2. Тотальный контроль и надзор.
У нас в стране более 140 видов госконтроля и около 40 ведомств, которые этим "добрым" делом занимаются. Эти все надзорные органы, кроме как штрафовать, ничего не умеют, и воспринимают малый бизнес как "заклятых врагов государства". Для них нет понятия "презумпция невиновности". В таких условиях вести бизнес очень проблематично.
3. Высокие процентные ставки по кредитам.
Для развития бизнеса нужны дешевые деньги для пополнения оборотных средств и приобретения основных средств.
В еврозоне ставка по кредитам в размере до 1 млн. евро и до 1 года составляет примерно 1,6%. У нас в стране рублевые кредиты для малого и среднего бизнеса сроком до 1 года выдаются под 11-12% годовых (данные ЦБ РФ). О каком развитии может идти речь?
4. Низкий спрос населения.
Вполне возможно, что это самая главная причина, из-за которой малый бизнес в стране не получает своего развития. Ведь он в основной своей массе продает товары и оказывает услуги населению, 57% малых предприятий заняты в торговле (2017 год). Когда в стране отсутствует средний класс, а большая часть населения живет "от зарплаты до зарплаты", рассчитывать на большие объемы продаж не приходится.
5. Отсутствие стартового капитала.
В нашей стране для большинства населения не так просто накопить стартовый капитал. Можно попробовать взять кредит, но с такими процентами... К тому же не развито у нас долгосрочное кредитование на 5-10 лет. Можно попробовать найти инвестора, есть даже специальные интернет-площадки для этого. Но не могу сказать, какой процент людей находит там инвесторов, но думаю, что небольшой.
Наконец, есть государственные программы по поддержке бизнеса. Можно попробовать получить грант в Центре занятости или в каком-нибудь органе поддержи предпринимательства, если в регионе есть такая программа. Но суммы, как правило, не такие большие и требуют вложения собственных средств.
Можно еще назвать такие причины, как коррупция, административные барьеры, высокие тарифы монополий, конкуренция. У каждого бизнеса какое-то свое сочетание факторов, мешающих развиваться.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Мне приятно, вам несложно)