Я отношусь к тем мамам, которые не любят песочницы. С момента как дочь начала ходить и активно интересоваться окружающим миром, я выбираю разные маршруты, но подальше от песочных залежей. Конечно, мы там бываем, но недолго. Во-первых, это скучно-все эти разговоры мамочек о «покакал, аллергия, новый комбинезон, развивалка, а как у вас?». Конечно, иногда я тоже участвую, но уж совсем по крайней нужде, ибо поговорить на «взрослые» темы мне интереснее. Во-вторых, и это тема моего сочинения, делиться куличиками то ещё испытание.
Моя позиция такая, что если не хочешь-можешь не давать. Объясняю, что мы игрушки никому не отдадим, что малыш просто посмотрит. А если этот малыш вдруг начинает хватать и не отдавать, то делаю ему замечание, что брать без спроса нельзя. И, да, я считаю, что дочь права в своих чувствах. Ну с чего она должна отдавать свои вещи первому встречному ребёнку, если тот вдруг захотел поиграть? Но конечно же, сколько людей - столько и мнений.
В очередной раз гуляя с дочерью в парке, мы забрались в песочницу. Моя девочка замечательно играла, пела что-то себе под нос, когда к ней подошла девочка постарше (лет четырех) и предложила поиграть вместе. Ульяна ответила, что хочет играть сама и "Не трогай, пожалуйста, мои игрушки". Девочка продолжает настаивать, пытаясь уже выхватить злополучные куличики. Родители девочки молча наблюдают. Я еще пытаюсь предложить Ульяне поиграть вместе, если она захочет. Но градус уже накаляется и вот-вот разразится истерика от настойчивости одного ребенка и нежелания вступать в контакт другого. Итог: девочка не отошла, Ульяна расплакалась самыми крупными слезами, я пытаюсь успокоить дочь всеми доступными мне способами. И вот когда более-менее все разошлись и конфликт был исчерпан, я начинаю улавливать краем уха разговор тех самых родителей и бабушки, сидящей по соседству на скамейке. Товарищи начинают обсуждать поведение моей дочери и заодно меня, говоря, что как же так можно, а вот мама-то потакает, надо же учить делиться и все в этом духе... Я не показала виду, что слышу, потому что не хотелось конфликта, хотя сейчас думаю, что возможно и стоило ответить. Но как объяснить людям, чьи понятия, судя по всему, ограничились советским коллективным, что для двухлетнего малыша эгоцентризм - это естественно, а отстаивание своих интересов - логичное проявление становления личности, которая будет свободна в своем выборе в будущем?
Вот сидит этот дядька, который так яро меня осуждал, и болтает по своему айфону последней модели. А мне, ну жуть как хочется, тоже им "поиграть". Едва ли он адекватно воспримет мою просьбу воспользоваться телефоном, даже если я его потом и верну. А если уж я буду настаивать, выхватывать и не отдавать сей предмет, то глядишь меня и в полицию сдадут за такие выходки. В чем разница аналогичных детских ситуаций? В том, что ценность предметов разная? Да нет никакой разницы! Это такая же личная вещь малыша, которой он один хочет обладать, как и всё, чем единолично владеем мы - взрослые.
Так что давайте не будем навешивать ярлыки на малышей, называя их жадинами и публично стыдя. Тем более не стоит поощрять попытки взять чужое, даже если и непременно вернем обратно. Учить с уважением относиться к вещам другого, объяснять, что чужое трогать без разрешения нельзя - вот чему нужно в первую очередь учить ребенка. А реализовываться за счет ребенка, демонстрируя сообществу песочницы, как вы замечательно воспитываете чадо - не стоит. Ведь все мы в конечном итоге мечтаем вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека. Но таким можно стать только умея отстаивать свои интересы, делая собственный, не навязанный никем выбор. И пусть этот выбор пока только в том, давать свой совок или нет.
Что думаете?