Найти тему
Ирина Заболотская

Песочные дела: делимся игрушками?

Я отношусь к тем мамам, которые не любят песочницы. С момента как дочь начала ходить и активно интересоваться окружающим миром, я выбираю разные маршруты, но подальше от песочных залежей. Конечно, мы там бываем, но недолго. Во-первых, это скучно-все эти разговоры мамочек о «покакал, аллергия, новый комбинезон, развивалка, а как у вас?». Конечно, иногда я тоже участвую, но уж совсем по крайней нужде, ибо поговорить на «взрослые» темы мне интереснее. Во-вторых, и это тема моего сочинения, делиться куличиками то ещё испытание.

Итак, вот моя история. На прогулках с дочкой у меня в запасе полный арсенал лопаток, куличиков и совков. И приходя на площадку, дочка всегда играет со своими игрушками. Она знает, что брать чужие нельзя, можно попросить, но если не дают, настаивать на будет. А ещё у нас период активной индивидуальности и играть с каждым мы не хотим, тем более отдавать своё. Но конечно же это в идеальной картине мира все так гладко. На деле же всегда найдётся ребёнок «без всего», которому очень хочется тоже поиграть с игрушками. И здесь два варианта-или он возьмёт без спроса, или спросит разрешения. Реакция моего ребёнка всегда одинаковая-сильнейший протест, просьба «отдай пожалуйста/не трогай пожалуйста» в сопровождении слез в зависимости от сложности ситуации. 
Итак, вот моя история. На прогулках с дочкой у меня в запасе полный арсенал лопаток, куличиков и совков. И приходя на площадку, дочка всегда играет со своими игрушками. Она знает, что брать чужие нельзя, можно попросить, но если не дают, настаивать на будет. А ещё у нас период активной индивидуальности и играть с каждым мы не хотим, тем более отдавать своё. Но конечно же это в идеальной картине мира все так гладко. На деле же всегда найдётся ребёнок «без всего», которому очень хочется тоже поиграть с игрушками. И здесь два варианта-или он возьмёт без спроса, или спросит разрешения. Реакция моего ребёнка всегда одинаковая-сильнейший протест, просьба «отдай пожалуйста/не трогай пожалуйста» в сопровождении слез в зависимости от сложности ситуации. 

Моя позиция такая, что если не хочешь-можешь не давать. Объясняю, что мы игрушки никому не отдадим, что малыш просто посмотрит. А если этот малыш вдруг начинает хватать и не отдавать, то делаю ему замечание, что брать без спроса нельзя. И, да, я считаю, что дочь права в своих чувствах. Ну с чего она должна отдавать свои вещи первому встречному ребёнку, если тот вдруг захотел поиграть? Но конечно же, сколько людей - столько и мнений.

В очередной раз гуляя с дочерью в парке, мы забрались в песочницу. Моя девочка замечательно играла, пела что-то себе под нос, когда к ней подошла девочка постарше (лет четырех) и предложила поиграть вместе. Ульяна ответила, что хочет играть сама и "Не трогай, пожалуйста, мои игрушки". Девочка продолжает настаивать, пытаясь уже выхватить злополучные куличики. Родители девочки молча наблюдают. Я еще пытаюсь предложить Ульяне поиграть вместе, если она захочет. Но градус уже накаляется и вот-вот разразится истерика от настойчивости одного ребенка и нежелания вступать в контакт другого. Итог: девочка не отошла, Ульяна расплакалась самыми крупными слезами, я пытаюсь успокоить дочь всеми доступными мне способами. И вот когда более-менее все разошлись и конфликт был исчерпан, я начинаю улавливать краем уха разговор тех самых родителей и бабушки, сидящей по соседству на скамейке. Товарищи начинают обсуждать поведение моей дочери и заодно меня, говоря, что как же так можно, а вот мама-то потакает, надо же учить делиться и все в этом духе... Я не показала виду, что слышу, потому что не хотелось конфликта, хотя сейчас думаю, что возможно и стоило ответить. Но как объяснить людям, чьи понятия, судя по всему, ограничились советским коллективным, что для двухлетнего малыша эгоцентризм - это естественно, а отстаивание своих интересов - логичное проявление становления личности, которая будет свободна в своем выборе в будущем?

К сожалению, почти все мы - заложники почти столетней системы, когда частная собственность отрицалась и порицалась и даже наказывалась. На уровне подсознания в нас заложено вот это дурацкое "делиться", которое навязывается детям. Но ведь если поставить себя на место своего малыша, то что мы увидим?
К сожалению, почти все мы - заложники почти столетней системы, когда частная собственность отрицалась и порицалась и даже наказывалась. На уровне подсознания в нас заложено вот это дурацкое "делиться", которое навязывается детям. Но ведь если поставить себя на место своего малыша, то что мы увидим?

Вот сидит этот дядька, который так яро меня осуждал, и болтает по своему айфону последней модели. А мне, ну жуть как хочется, тоже им "поиграть". Едва ли он адекватно воспримет мою просьбу воспользоваться телефоном, даже если я его потом и верну. А если уж я буду настаивать, выхватывать и не отдавать сей предмет, то глядишь меня и в полицию сдадут за такие выходки. В чем разница аналогичных детских ситуаций? В том, что ценность предметов разная? Да нет никакой разницы! Это такая же личная вещь малыша, которой он один хочет обладать, как и всё, чем единолично владеем мы - взрослые. 

Так что давайте не будем навешивать ярлыки на малышей, называя их жадинами и публично стыдя. Тем более не стоит поощрять попытки взять чужое, даже если и непременно вернем обратно. Учить с уважением относиться к вещам другого, объяснять, что чужое трогать без разрешения нельзя - вот чему нужно в первую очередь учить ребенка. А реализовываться за счет ребенка, демонстрируя сообществу песочницы, как вы замечательно воспитываете чадо - не стоит. Ведь все мы в конечном итоге мечтаем вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека. Но таким можно стать только умея отстаивать свои интересы, делая собственный, не навязанный никем выбор. И пусть этот выбор пока только в том, давать свой совок или нет.

Что думаете?