Найти тему
Человек и ВездеХод

Покупка яхты в Швеции| На что я обращаю внимание и как снизить цену

Оглавление

В прошлом году я пригнал себе яхту из Швеции в Самару(модель Maxi 77), она стала заменой старенькому таллинскому четвертьтоннику, который тоже служил мне верой и правдой

Это было интересное приключение и бесценный опыт. После этого я еще несколько раз ходил по Балтийскому морю, изучал маршруты плавания по Аландским островам; а в августе помогал в перегоне еще одной яхты, купленной в Швеции - Shipman 28. Все эти приключения описаны на моем канале, а некоторые еще будут
В море...
В море...

В Швеции можно купить б/у яхту в отличном состоянии, т.к. строились подобные яхты на местных верфях с надлежащим качеством, чтобы ходить по суровым северным морям, и выдерживать разные нагрузки

Я понял, что многие в поисках яхты обращают свой взгляд именно на шведские яхты

В этой статье я напишу на что смотрю, когда покупаю яхту, какие основные элементы стоит проверить и как можно снизить цену и добиться скидки(практика показывает, что это возможно)
А в конце статьи напишу, как можно добиться скидки
Кстаи да, это я
Кстаи да, это я

Я выделяю несколько ключевых элементов(назовем их так) яхты: корпус, паруса, двигатель, палубное оборудование и такелаж, салон, дополнительное оборудование

Корпус яхты

Иногда яхта стоит на стапеле, на берегу, и у некоторых возникают опасения, а не протекает ли корпус? и вообще, как понять, что он в хорошем состоянии?

Я уже говорил, что шведские яхты - качественные, поэтому просто так корпус не будет течь. Поэтому, если визуально нет никаких трещин, особенно в районе киля, краска лежит ровно, то с большой вероятностью сам корпус течь не будет
А это моя Maxi 77 уже на Волге
А это моя Maxi 77 уже на Волге

Я обращаю внимание на пластик. Когда ходишь по палубе, то она не должна прогибаться или пружинить, и вообще падуба - это ровная и жёсткая поверхность(конечно, это и так понятно)

Когда пластик хорошо сохранился, то палуба под ногами "стоит" жестко; также и с рубкой

Я осматриваю корпус целиком, по пластику видно состояние. Если нет мелких трещинок, следов частого ремонта, что косвенно может говорить о неаккуратности использования, то корпус считаю неплохим

-4

Леерные стойки и релинги

Они тоже должны стоять крепко и не болтаться. Я имею ввиду их крепление к корпусу. Иногда бывает на пластике, вокруг стоек, такая паутинка мелких трещинок. Это не очень хороший знак. Лучше избегать таких лодок

. . .

Когда спускаюсь в салон, то заглядываю абсолютно во все отсеки, небольшие закрытые лючки и т.п. Иногда там можно найти ровный след(черный или желтый), а это знак того, что здесь стояла вода

Значит лодка либо когда-то тонула либо где-то течет, и надо узнать, где. Если есть конкретное место и хозяин точно покажет его. Например, через щели в люке, то можно поторговаться, а потом просто заделать. Но, в любом случае, эот повод хорошенько подумать перед покупкой такой лодки

Во время осмотра корпуса смотрю на рулевое управление. Нужно, чтобы руль ходил плавно и легко

Паруса

Это один из важных элементов при покупке яхты. Если паруса будут откровенно плохими, то яхту можно уже не покупать, либо просить большую скидку. Т.к. пошить новый парус будет гораздо дороже. Иногда стоимость новых парусов может быть сравнима с половиной(а то и больше) стоимости б/у яхты

Поэтому еще заранее нужно уточнить наличие и состояние парусов. Обычно уже в объявлении указывается, что-то вроде: "паруса грот, стаксель, штормовой стаксель, спинакер, основные пошиты в 2015 году"
Тогда понятно, что они свежие, значит можно уже разговаривать

При осмотре даже неопытный человек может отличить хороший парус от уставшего. Более менее новый парус из дакрона, обычно белого цвета, по ощущениям довольно жесткий, по сравнению со старым, который просто мнется, как тряпка, да и цвет у него уже желтоватый, грязный.

Паруса могут служить и десять лет, если их аккуратно использовать. Поэтому перед тем, как ехать, я спрашиваю у хозяина состояние парусов, как часто он ходил. Иногда бывает, люди держат второй комплект парусов - гоночные. Это вообще идеальный вариант

На некоторых яхтах стоит закрутка. Надо попросить поставить парус, раскрутить и закрутить его, чтобы удостовериться в работоспособности. Наличие закрутки тоже приятный бонус, т.к. хорошая, новая система стоит порядка 100-150 тысяч рублей, а то и больше

А эта лодка чуть больше - Maxi 87, стаксель на штаге закрепляется с помощью карабинов
А эта лодка чуть больше - Maxi 87, стаксель на штаге закрепляется с помощью карабинов

Двигатель

В этом вопросе я менее компетентен.

Если брать яхту с подвесным двигателем, то дело проще. Такие яхты значительно дешевле и, в крайнем случае, можно купить новый движок, относительно недорогой, т.к. мощность для яхты нужна не больше 10 л.с.

Хотя, стоит заметить, что шведы обслуживают технику регулярно. Я брал локу с подвесным мотором Suzuki 9.9 1997 года. За год перед продажей хозяин провел капитальный ремонт и сейчас у меня проблем с ним не возникает

-8

Дизельный двигатель на яхте

Сначала я осматриваю поддон, место под движком. Там не должно быть подтеков масла, и других следов.

Дальше можно посмотреть, в каком состоянии шланги, ремни(и их натяжение)

Обязательно стоит завести двигатель. Если яхта стоит на берегу, то можно снять шланг забора воды для охлаждения и погрузить в ведро с водой

Иногда в полный штиль приходится идти только под мотором
Иногда в полный штиль приходится идти только под мотором

Стоит отметить, что яхтенные двигатели, в отличие от автомобильных имеют очень большое соотношение мощности и объема. Например, на Maxi 77 с дизелем, мощностью 7 л.с., объем 1 литр! Это значит, что ресурс у него огромный

Да и работает двигатель в крейсерском режиме, без постоянных изменений оборотов

Палубное оборудование и такелаж

Здесь довольно просто. Мачта и ванты обычно сохраняются нормально.

Я обычно встаю около степса(нижнего конца) и смотрю наверх с разных сторон. Мачта должна быть ровной или иметь плавный изгиб в сторону кормы(небольшой), это уже зависит от настройки

Короче говоря, мачта должна быть ровной и не иметь искривлений, которые встречаются редко

-10

Я проверяю все фалы, тросы, блоки, смотрю на их состояние, наличие спинакер-гика. Также кручу лебедки, они должны ходить ровно и свободно, не заедать. Можно вставить ручку и покрутить под нагрузкой веревки

Обычно уточняю у хозяина количество ручек для лебедки.

Сюда же напишу про якорь. Лучше, чтобы их было два - один основной, другой запасной

Салон

Когда спускаюсь в кают-кампанию, понимаю, насколько аккуратно относились к салону.

Часто бывает, хозяева перешивают подушки, сиденья. Вешают красивые шторки на окна - это приятно и говорит, что о лодке заботились.

На дереве не должно быть следов плесени, это говорит, что лодка находилась во влажной среде. Хотя, смотря какой бюджет мы рассматриваем. Дерево отчищается довольно легко, поэтому если все остальное устраивает, то это не проблема

Я как раз собираюсь восстанавливать деревянные части этой зимой. Те, которые являются окантовкой кармана, под лебедкой и стопорами
Я как раз собираюсь восстанавливать деревянные части этой зимой. Те, которые являются окантовкой кармана, под лебедкой и стопорами

Главное, обратить внимание на аккумуляторы, чтобы они были в хорошем состоянии(лучше новые или недавно поменянные)

Электрика не у всех работает хорошо. Так что нужно обязательно проверить все кнопочки и лампочки, которые есть. ЧТобы горели ходовые огни и т.п.

На многих лодках стоит солнечная батарея, которая является приятным бонусом. Мы, например, ни разу не заряжали аккумуляторы во время перехода(а он занял целый месяц), при этом пользовались светом, холодильником и заряжали телефоны и планшет
На некоторых яхтах солнечные панели выносятся на отдельную стойку и крепятся в корме. У меня батарея лежит на рубке
На некоторых яхтах солнечные панели выносятся на отдельную стойку и крепятся в корме. У меня батарея лежит на рубке

Плита. На многих яхтах стоит спиртовая, т.к. газ в Швеции и Финляндии дорогой. Баллон на 5 литров стоит 70 евро(около 5000 р), в то время как у нас я запрвляю его на 150 рублей

Этот момент важен уже скорее для перехода, чтобы взять необходимое топливо для горелки

Опять же, для перехода можно посмотреть, есть ли кастрюли, сковородки, тарелки и приборы на камбузе

Такая "спиртовка" стояла у нас
Такая "спиртовка" стояла у нас

Туалет(гальюн, как поправят меня просоленные моряки) - это тоже дополнение, не особо важное в момент покупки.

На Maxi 77 по проекту предусмотрен биотуалет. На моей был в комплекте, да еще и новый. Это хороший бонус.

На яхтах побольше стоит прокачной стационарный туалет. Главное, чтобы все резинки были целые, не потрескавшиеся. Проверить его работу не так сложно, хозяин поможет

Дополнительное оборудование

Этот пункт я вынес не для проверки, а скорее, как факт. Обычно с яхтой у шведов идет много приятных мелочей.

Таких, как автопилот, навигатор(который мне не пригодился), зарядник от аккумулятора. Еще можно спросить у хозяина про дополнительные веревки, которые не будут лишними

-14

Кранцы тоже входят в комплект обязательного снаряжения яхты. Нужно, чтобы их было соответствующее количество. Например, для яхты 7-8 метров должно быть, хотя бы 5 кранцев, а лучше 7

Я расспрашиваю хозяина обо всем, и он с радостью рассказывает, что есть в его драгоценной яхте, которая с ним уже много лет...
Классика - фолькбот
Классика - фолькбот

Итог

Как вы поняли, осмотр яхты, как и осмотр любой сложной вещи, требует скурпулезного отношения.

Перед осмотром я прошу хозяина рассказать историю яхты, сколько она у него в руках, как использовалась, где ходила раньше. Потом рассказать, какое оборудование и что есть. Чтобы он сам показал все.

А потом уже осмотреть каждый элемент один за другим

Как просить скидку?

Как вы поняли, есть элементы важные и дорогостоящие, а есть не очень, которые легко подремонтировать и сделать "как новые"

Итак, на чем можно акцентировать внимание:

  • веревки - они не у всех бывают новые, их можно будет заменить потом. Понятно, что они тоже стоят денег, поэтому можно просить скидку
  • старый салон, подушки и тенты - шведы тоже обращают на это внимание. В России перешить салон будет стоить гораздо меньше, чем в Швеции, но это еще один повод сбавить цену
  • грязная палуба - как ни странно, это работает. Если лодка долго стояла на берегу, то она покрывается пылью, иногда грязью. Отмыть ее не так сложно, но это уже не "продажный вид", хозяин это понимает
  • дерево в салоне - все деревянные элементы не так сложно восстановить, при желании. На ходовые характеристики это не влияет, но это еще один повод поторговаться
  • беру сейчас - это тоже работает, если вы приезжаете смотреть, понимаете, что лодка идеально подходит(конечно, не показывая вида), тогда можно предложить купить сейчас и скинуть пару тысяч крон(а это около 14 000 рублей)

Все эти сведения основаны на моем опыте и надеюсь, помогут при выборе своей первой(или очередной) яхты

Павел Минаев

Было интересно и полезно, подписывайтесь на канал ВездеХод и поделитесь с другом, который давно мечтает о яхте!

Только личный опыт и истории из жизни

Я на YouTube: