Приближается учебный год. Мы побеседовали с экспертами единого детского абонемента ClassKid (@classkid.ru) о том, как подготовить ребёнка к школьному английскому, как по-настоящему заинтересовать его, а не отбить желание учиться.
В каком возрасте лучше начинать изучение английского языка
Основываясь на многолетнем опыте преподавания, советую начинать занятия чуть ли не с рождения: с 1,5 лет ребёнка можно водить на занятия, где есть англоговорящая среда. Если такой возможности нет, изучение английского с первого класса школы — это приемлемый вариант, а вот позже 7 лет скорость усвоения резко падает. Чем меньше ребенок, тем легче он воспринимает иностранные языки, ведь говорить на иностранном языке — игра для него! Надо использовать эту возможность, и дать ребёнку шанс легко заговорить на иностранном языке.
Как учить английский дома с ребёнком
Все эти захватывающие вещи вы можете делать и сами — готовить, обсуждать важные темы, ходить по магазинам, выбирать одежду, но только на английском языке! Хотя бы один день в неделю, и ваш ребёнок будет любить английский и говорить на нём! Вспомните опыт царских семей: хотя бы один день в неделю вся семья говорила на французском языке — именно так он становился для детей родным.
- Смотрите мультфильмы и фильмы на английском языке с субтитрами — это прекрасное семейное времяпрепровождение. Вы услышите реальные голоса героев, услышите естественную английскую речь и, конечно, английский станет вашему ребенку ближе и любимее — это для школьника самое важное! Не используйте фильмы с русскими субтитрами: тогда английская речь будет рассматриваться как помеха просмотру.
- Если вы можете говорить на английском о простых вещах — делайте это! Если вы не помните какое-то слово, вместе найдите его в словаре. Так ребёнок почувствует, что английский живой и нужный язык, и даже если ты чего-то не знаешь — это всегда можно найти!
- Читайте книги, слушайте их озвучку в аудиоформате. Можно начинать с адаптированных книг, а потом переходить на неадаптированные.
- Сопровождайте все действия полноценными предложениями на языке без перевода. Если же языкового навыка у родителя не хватает, можно обратиться в специализированные группы по изучению языка. Об успехе такого подхода свидетельствует опыт родителей и детей из городского лагеря Magic Castle Superheroes Summer, которые за две недели выучили язык лучше, чем за год школы!
Нужны ли ребёнку дополнительные занятия по английскому
В российских школах программа по иностранным языкам академическая, структурированная по грамматике и словарным темам. Дети с аналитическим складом ума успешно разбираются во временах, формах глаголов и других грамматических хитросплетениях. Но далеко не всегда это означает, что ребёнок может говорить на английском.
Детям более творческим грамматика дается не так легко, и они часто теряют интерес к языку. А зря! Ведь именно они станут говорить на языке интуитивно, легко и естественно, если им дать шанс.
Конечно, мы рекомендуем такие занятия, которые будут интересны для ребёнка. Харизматичный преподаватель, захватывающие темы, увлекательные задания — всё это позволит вашему ребёнку заговорить на английском.
Например, на наших кулинарных занятиях или в школе живописи Magic Castle Talent Academy, где занятия проходят на английском языке, любой ребёнок начинает говорить, занимаясь интересным ему делом, и языковой барьер исчезает, как будто бы его и не было. И даже на более серьёзных занятиях по подготовке к Кембриджским экзаменам дети создают проекты, играют в игры, обсуждают актуальные темы и весело проводят время в компании друзей и любимых преподавателей.
Обязательно обращайте внимание на то, чтобы во время занятия преподаватель не переводил свои фразы на русский язык.
Небольшие подсказки со стороны других детей или ассистентов на первых занятиях не в счёт, так как всё остальное время ребёнок погружён в атмосферу английского языка с носителем.
Что важно учитывать при выборе дополнительных занятий по английскому
Существует множество разновидностей дополнительных занятий для детей: курсы, разговорные клубы, языковые лагеря или индивидуальные занятия с репетитором. В каждом из вариантов важно правильно определить уровень исходных знаний для последующего подбора программы. Подобное тестирование позволяет опытному педагогу выделить зону актуального и потенциального развития. Первое подразумевает уже имеющиеся знания, а второе результат, которого можно достичь в ближайшем будущем.
Грамотно организованные занятия — это путь к наиболее эффективному изучению английского языка. Родителям стоит обратить внимание на отношения ребёнка с преподавателем и на саму структуру занятий. Любые возникающие конфликты нужно решать, а урок должен состоять не только из монотонного изучения очередного правила, но и из игровых и коммуникативных методик. Не стоит забывать и о контроле успеваемости школьника. Преподавателя стоит спрашивать о том, как ребенок занимается, насколько хорошо справляется и какие у него возникают трудности.
Что делать, если ребёнок отказывается учить язык
В подобной ситуации важно правильно замотивировать школьника. Как правило, осознанная мотивация, разговоры о будущих карьерных успехах в этом возрасте успехом не увенчиваются. Поможет нескучный способ подачи информации: чем ученику будет веселее, тем с большей охотой он будет приходить на занятия. Такой метод обучения предполагает исключительно положительную мотивацию, а именно — поощрение за успех. Ребенка нужно хвалить, это помогает ему понять, что его усилия оправданны. Противоположный метод (плохие оценки, жалоба родителям) не работает, от этого стоит уходить, причём не только в изучении иностранных языков, но и в других предметах.
С чего начать самостоятельное обучение языку
В случае, если родители решили заниматься иностранным языком со школьником самостоятельно, правильно будет проконсультироваться со знакомым преподавателем или учителем из школы. Он поможет подобрать нужную литературу и метод обучения, ознакомиться со всеми и остановиться на более подходящем.
Какие материалы понадобятся в изучении языка
Словари, справочники, учебные пособия, разговорники, художественная литература, а также газеты и журналы.
Английские толковые словари будут полезны, когда малыш уже освоит базовый курс, так как дают не перевод, а толкования слова на английском языке, что помогает учиться мыслить на иностранном языке.
Чтение художественной литературы, желательно оригинальной, а не адаптированной, помогает увеличить словарный запас, употреблять в речи правильные грамматические структуры и познакомит с разговорной лексикой. После приобретения основных навыков можно заняться чтением газет и журналов, в статьях используются более сложные грамматические структуры и лексические формы.
Для работы над произношением желательно начать с детских сборников стихов и поговорок, которые направлены на освоение правильной мимики при произношении английских звуков. Обычно эти книги хорошо иллюстрированы, что помогает школьнику быстро запоминать новые слова.
Организация домашнего занятия требует формирования наиболее комфортных условий: урок стоит строить на позитивном методе. Если школьник, быстро устает или не хочет заниматься, то стоит пересмотреть план занятия.
Рекомендуемая частота занятий — 2 или более раз в неделю, начинать стоит с получаса. Со стороны родителя нужен настрой на каждодневную, кропотливую работу, которая принесёт большое удовлетворение, когда вы увидите, как ребенок бегло говорит на языке.
ОГЭ и ЕГЭ: когда «весёлая» мотивация не работает
Метод «чем ученику веселее, тем охотнее он ходит на занятия» слабо работает в регионах. В Москве и Питере, где иностранцы встречаются на каждом шагу, ребёнку легче понять, для чего ему учить язык. В маленьких городках, где англоговорящего человека они видят только по телевизору, сложно добиться от детей в обычной школе успеваемости по языку. Единственной хорошей мотивацией остаётся обязательный экзамен по английскому в 9 и 11 классах. Здесь уже и ребенку, и родителю придется поработать через «не хочу», потому что «надо». И это тоже плюс, ибо развивает в ребенке осознанность и умение двигаться к своей цели, даже если при этом приходится выполнять не слишком интересную работу. В этом случае важно правильно подобрать хороший учебник, который сделает аудирование, работу над грамматикой и тестами увлекательными и непохожими на стандартные школьные задания.
Юлия Верникова. Методист школы Yellow Sub в Жуковском.
Вопросом как научить современных детей говорить по-английски задалась 8 лет назад. Долгий путь педагогических исканий и обмен опытом с учителями из языковых школ привел в систему критерии моей работы с детьми.
- Быть разной каждый день. Традиционный план урока теперь приходиться камуфлировать, так как каждодневно повторяющаяся структура урока быстро наскучивает школьникам.
- Один урок – одна цель! Четко понимать, что надо отработать и добиваться этой цели разными способами (игры, наглядные пособия, тесты, постеры).
- Превратить обучение в жизнь. Знание иностранного языка – прикладной навык, поэтому без практики не обойтись. Чтобы погрузиться в среду изучаемого языка мы делаем курсы погружения 4 и 8 часового пребывания. Ходим в магазин, готовим, читаем английскую детскую классику, ставим спектакли, много играем. Это повышает мотивацию, раскрывает цель изучения – практическое использование и снимает языковые барьеры!
- Расширять горизонты! Выход на кембриджские сертификаты дает детям возможность проявить себя, не боятся иностранцев, поверить в свои силы и получить объективную оценку своих знаний!
- Саморазвитие. Быть в курсе изменений в языке, обмениваться опытом с другими педагогами, общаться с носителями языка, участвовать в конкурсах, олимпиадах для учителей.