Найти тему
роман с училкой

Ради твоего же блага

Имеют ли родители право вмешиваться в решения, касающиеся профессионального самоопределения ребенка?

Все родители желают своим детям только добра. И всегда готовы помочь. Словом и делом. В период профессионального самоопределения ребенка готовность помочь словом резко усиливается и на ребенка зачастую обрушивается шквал советов.

Да, у родителей есть жизненный опыт и более-менее четко оформленные представления о том, какой путь ведет к успеху и богатству, а какой - к прозябанию.

Но что делать, если ребенок явно склоняется ко второму пути?

Комната. Мальчик сидит за синтезатором, импровизирует. В комнату влетает разъяренная мама. Выдергивает шнур синтезатора из розетки.

-Сколько можно?! Уже иди читай обществознание!

-Если я хочу стать музыкантом, нужно играть больше. Мам, мне неинтересно общество.

-Мечтать хватит. Ты будешь юристом! Что за профессия музыкант, ерундой голову прекрати забивать, просто прекрати. Это не мужское дело! Это вообще не дело!

Мальчик огрызается, уходит на кухню, хлопнув дверью. Через полчаса садится за учебник.

Источник: Google
Источник: Google

Проблема: авторитарная мать лишает своего ребенка права выбора своего будущего.

Возможные варианты развития событий:

  • мать выслушивает позицию ребенка и продумывает вариант, как познакомить его с профессией музыканта, но показать исключительно изнанку, только негативные моменты
  • мать не слушает никакие доводы своего ребенка, т.к. знает, что музыканты зарабатывают мало, плюс, сама мечтала всегда быть юристом. Прибегая к шантажу и манипуляциям добивается того, чтобы ребенок подал документы на юридический факультет
  • мать дает ребенку возможность попробовать совмещать учебу на юридическом факультете и в музыкальном училище
  • мать отпускает ситуацию и готова принять любой выбор своего ребенка

Для многих решение кажется очевидным. Современная тенденция к свободе и знакомство с книгами популярной психологии смогли донести до части родителей мысль, что авторитарные методы воспитания калечат судьбу ребенка и не способствуют становлению его успешного будущего. Так появляются неудачники, когда человек понимает, что от него ничего не зависит и права выбора у него нет и как будто бы никогда и не будет.

Впрочем, многие родители понимают это в теории, но, наблюдая, как ребенок поворачивает не туда, приходят в нечто между отчаянием и злостью. Начинают безжалостно гнуть свою линию: им виднее, что лучше для ребенка. Они понимают жизнь лучше и лучше разбираются, какие пути ведут к благополучию, в том числе и финансовому.

Стоит ли вмешиваться учителю?

Ключевой вопрос в этой связи:

Доверительные ли отношения между учителем и родителем? Послушает ли родитель учителя или воспримет все в штыки?

Описанная ситуация не является зоной ответственности учителя.

Но если родитель сам идет на контакт и хочет получить совет, отказывать родителю в помощи кажется жестоким.

В разрешении подобного рода ситуаций учитель должен руководствоваться:

1. своими наблюдениями: какие способности демонстрирует ребенок, что ему удается лучше всего, что приносит ему наибольшую радость

2. природным тактом: никаких категоричных утверждений.

Описывайте, рассказывайте, но все выводы родитель будет делать сам.

P.S. Мальчик послушался мать.

Получил образование юриста, сегодня у него есть свой офис, своя клиентская база. Но его нельзя назвать благополучным и счастливым. Ему 30 лет, он замкнут, не общается с людьми, у него нет семьи, он по-прежнему во всем слушается мать.