Найти в Дзене
ALTEREOS

Женщины-режиссеры в советском кино: 10 ключевых имен

Так исторически сложилось, что среди великих и выдающихся кинорежиссеров процент женщин относительно небольшой. Хорошо это или плохо - тема для отдельного разговора. В разных странах разная ситуация, но Советский Союз - тот случай, когда женщины-режиссеры сыграли значительную роль в истории советского кинематографа, и имен действительно выдающихся можно насчитать более десятка. Достаточно вспомнить Татьяну Лиознову и ее культовый телесериал "17 мгновений весны". В этом обзоре вспомним самых выдающихся женщин-режиссеров советского игрового кино.

Надежда Кошеверова (1902-1990)

Главная сказочница советского кино, создательница множества увлекательных и остроумных детских киносказок, включая "Золушку" (1947) с Яниной Жеймо. Отдельно отметим, как она раскрыла актерский "сказочный" талант Олега Даля.

Главные фильмы: "Золушка" (1947), "Каин XVIII" (1963), "Старая, старая сказка" (1968), "Тень" (1971).

Кадр из фильма "Тень".
Кадр из фильма "Тень".

Вера Строева (1903-1991)

Вера Строева - постановщица эпичных кинолент, посвященных революции и достижениям советского строя. Сейчас ее фильмы кажутся устаревшими, но они ценны как выразительные иллюстрации сталинской эпохи.

Главные фильмы: "Петербургская ночь" (1934), "Поколение победителей" (1936), "Мы, русский народ" (1965).

Кадр из фильма "Поколение победителей".
Кадр из фильма "Поколение победителей".

Татьяна Лукашевич (1905-1972)

Татьяна Лукашевич из первого поколения женщин-режиссеров, основные периоды ее творчества - 1930-е и 1950-е годы. Ее фильмы смотреть легко и приятно, соцреалистический пафос почти не бросается в глаза.

Главные фильмы: "Подкидыш" (1939), "Аттестат зрелости" (1954), "Они встретились в пути" (1957).

Кадр из фильма "Подкидыш".
Кадр из фильма "Подкидыш".

Татьяна Лиознова (1924-2011)

Самый главный классик советского кино среди женщин-режиссеров. В ее фильмографии много хитов, шедевров самого высокого уровня. Один сериал "17 мгновений весны" чего стоит...

Главные фильмы: "Три тополя на Плющихе" (1968), "17 мгновений весны" (1973), "Мы, нижеподписавшиеся" (1980), "Карнавал" (1981).

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе".
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе".

Аида Манасарова (1925-1986)

Аида Манасарова снимала незаметные шедевры авторского кино, в которых основным мотивом проходили морально-нравственные аспекты жизни советских людей. Ее фильмам не хватало зрелищности и, скажем так, "раскрутки", поэтому сейчас их редко вспоминают.

Главные фильмы: "Утренний обход" (1979), "Оглянись!.." (1983).

Кадр из фильма "Утренний обход".
Кадр из фильма "Утренний обход".

Аян Шахмалиева (1932-1999)

Детское кино не обязательно должно быть веселым - такой вывод напрашивается после просмотра фильмов Аян Шахмалиевой, которая изображала жизнь детей серьезно, по-взрослому, с неким ощущением тревожности. В ее фильме "Это было у моря" снялась 15-летняя Ника Турбина, на тот момент уже известная поэтесса.

Главные фильмы: "Дети как дети" (1978), "Свет в окне"(1982), "Это было у моря..." (1989)

Кадр из фильма "Это было у моря".
Кадр из фильма "Это было у моря".

Кира Муратова (1934-2018)

Представительница советского авторского кино, ее фильмы опередили свое время и не всегда имели легкий путь к зрителю. Большинство фильмов сняла на Одесской киностудии. Входит в число самых влиятельны женщин-режиссеров мирового кино.

Главные фильмы (советский период): "Короткие встречи" (1967), "Долгие проводы" (1971), "Астенический синдром" (1989).

Кадр из фильма "Долгие проводы".
Кадр из фильма "Долгие проводы".

Лариса Шепитько (1938-1979)

Если бы не внезапная гибель в автокатастрофе, Лариса Шепитько стала бы выдающимся режиссером, как минимум, европейского уровня. К 40 годам она успела снять 4 полнометражных игровых фильма, три из них считаются шедеврами и высоко ценятся не только у нас, но и среди зарубежных кинолюбителей.

Главные фильмы: "Крылья" (1966), "Ты и я" (1971), "Восхождение" (1976).

Кадр из фильма "Восхождение".
Кадр из фильма "Восхождение".

Алла Сурикова (1940)

Алла Сурикова - мастер иронично-комедийного жанра, ее фильмы являются в какой-то степени женским аналогом кинолент Эльдара Рязанова. Начиная с 1980-х сняла немало качественных развлекательных фильмов, которые всегда приятно пересмотреть.

Главные фильмы (советский период): "Будьте моим мужем" (1981), "Ищите женщину" (1982), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987).

Кадр из фильма "Ищите женщину".
Кадр из фильма "Ищите женщину".

Динара Асанова (1942-1985)

Особое место в ее творчестве занимают проблемные фильмы о детях и подростках, поднимающие сложные и деликатные проблемы из жизни молодежи. Динара Асанова - режиссер-психолог, умевшая проникать в человеческую душу, благодаря чему ее фильмы получались пронзительно искренними и эмоциональными.

Главные фильмы: "Не болит голова у дятла" (1974), "Ключ без права передачи" (1976), "Беда" (1977), "Пацаны" (1983).

Кадр из фильма "Ключ без права передачи".
Кадр из фильма "Ключ без права передачи".