Пару лет назад мне удалось побывать за кулисами театра. Оказывается, очень многое остается втайне от зрителя. Мы видим уже конечный результат, и думаем, что постановкой занимались только режиссер и актеры. Но это не так.
«Застольный» период
После того, как режиссер выбрал пьесу, начинается так называемый «застольный» период. Вся труппа собирается на обсуждение пьесы. Идет распределение ролей и читка. После этого актеры приступают к изучению своей роли и репетициям.
Помимо этого, параллельно начинается работа над костюмами, декорациями, светом и звуком спектакля. Этим занимаются отдельные цеха в театре. Для работы привлекаются художники по костюмам и декорациям, художники по свету. Вместе режиссером они создают атмосферу спектакля.
Репетиции
Актеру требуется к определенному дню выучить текст его сцены и приступить к репетициям. Всё контролирует режиссер. Если требуется, он делает поправки и помогает направить актеру свою энергию и идеи в нужное русло. На мой вопрос: «Как вы учите столько текста?» ответ был простой: «Так и учим».
Сначала могут вызываться на репетицию не все актеры, потому что репетироваться могут отдельные сцены. Постепенно сцены соединяются друг с другом, и актеры выходят на новый этап – прогон спектакля.
Прогоны
Весь спектакль нужно проиграть много раз и целиком. В день может быть по нескольку таких прогонов. По расписанию у актера утром и днем прогоны, а вечером – показ репертуарного спектакля. Поэтому, если вы думаете, что актеры работают несколько часов день, то вы глубоко ошибаетесь. Их график ненормированный, и они могу уходить почти на целые сутки в театр.
Последние приготовления
Когда всё готово: костюмы, декорации, свет, звук, начинаются генеральные прогоны спектакля без остановок. У каждого своя роль: у кого-то на сцене, у кого-то за ней. Не забывайте, что есть гримеры, костюмеры, монтеры, звуковики, световики, видео-операторы (если в спектакле есть видеоряд). Есть еще помощники режиссера: они «ведут» спектакль, следят за всем реквизитом, за выходом актеров.
На весь процесс в профессиональном театре в среднем уходит 3-4 месяца. Только потом зрители видят конечный результат – премьеру спектакля.