Практически первый советский фильм-катастрофа, снятый в полном соответствии с каноном жанра. Нет, я не забыл об «Экипаже» и других, я заостряю внимание именно на жанровой стилистике. Режиссёр картины Андрей Малюков, которого мы знаем по фильмам «В зоне особого внимания», «Мы из будущего» и другим, а от себя лично я добавлю запоминающийся сериал «Мосгаз».
34-й скорый отправляется из Москвы переполненным, не всем желающим хватает билетов, и Саша Муханов (Александр Фатюшин) договаривается с симпатичной проводницей Серафимой (Елена Майорова), что она его как-нибудь устроит.
Их разговор слышит другой «заяц» (Валерий Рыжаков) и, шантажируя Серафиму, проникает в вагон вместе с женой (Ирина Печерникова). Странный ход, если подумать… проникнуть – это половина дела, главное, чтоб место нашлось, а вероятность этого падает при наличии конкурента. Но бегать по всем вагонам мужчине лень (как лень было взять билеты заранее и многое другое).
Среди пассажиров наши главные герои – артисты цирка. Дрессировщик Борис (Альгимантас Масюлис) и клоун Михаил (Лев Дуров). С ними в прицепном вагоне следуют лошади Бориса. На первый взгляд совершенно непонятно – что объединяет высокомерного эгоиста Бориса и добродушного клоуна. Им-то и предстоит раскрыться в процессе этой истории.
Также в вагоне едет некий «спекулянт» (Вячеслав Езепов) со множеством сумок, выкупивший купе целиком, и проводница надеется уговорить его пустить безбилетников.).
Юра (Александр Рыщенков) – курсант Пожарно-технического училища, он направляется к месту учебы в сопровождении новоиспеченной супруги Риты (Марина Шиманская) и двух друзей.
Общаясь с Серафимой, Муханов влюбляется в неё. У парня совершенно срывает крышу, и он перестает понимать – что творит. Опасный человек. Вообще я бы сказал, что мужчины, с порога предлагающие жениться, явно неадекватны (и, кстати, это один из признаков абьюзера). И здесь его сущность проявляется в полной красе, причем, на мой взгляд, абсолютно правдоподобно, не смотря на все странности. Он мне напоминает Егора из «Белого ворона»… Тот же типаж.
Именно безалаберность Муханова становится причиной пожара, а эгоизм некоторых других пассажиров усугубляет масштабы трагедии. Все происходит в полной мере в соответствии с известной сентенцией: героизм одних – это всегда результат разгильдяйства других.
Фильм снят по мотивам реальной трагедии, произошедшей 27 февраля 1977 года. Пожар, разгоревшийся из-за небрежности нетрезвой проводницы (предположительно), унес семнадцать жизней. Среди них – трое курсантов-пожарных (Михаил Жуков, Виктор Иванов, Юрий Малышев), которые до последнего спасали пассажиров. По некоторым сведениям (неточным) в том поезде, как и в фильме, присутствовали и лошади, и клоун, и мамы с маленькими детьми…
Проводница Серафима в фильме, к счастью, причастна к пожару лишь косвенно, её вина только в добросердечии. Да, нарушила инструкцию и взяла безбилетника. Но это не преступление. А «к счастью» – потому что создатели фильма не стали зацикливаться на конкретном случае (тем более, что вина проводницы не доказана), а показали ситуацию часто встречающуюся, когда из серии нелепых случайностей вырастают глобальные проблемы.
Критика. Да, я в курсе, что фильм «34-й скорый» нещадно критиковали, прежде всего – профессиональные пожарные. Считаю такую критику крайне глупой – художественное произведение, во-первых, не может являться инструкцией «как вести себя при техногенной катастрофе», а, во-вторых, каждый, кто хоть раз побывал в экстремальной ситуации, знает, что даже те, кто не впадает в панику, а способен действовать быстро и чётко, зачастую не в состоянии учесть все нюанс. Это легко сделать, наблюдая со стороны, но не тогда, когда на тебя рушатся горящие конструкции, всё в дыму, а кругом паникующие люди.
Не говоря уже о том, что реальные угрозы при пожаре в поезде (задымление и раскаленный жар от стен вагона) не кинематографичны. Никому не нужен фильм, 80% действия в котором происходит при сильном задымлении…
Сравнения же с «Экипажем» вообще не корректны. Ляпов там не меньше, а больше, сама же картина не является фильмом-катастрофой в полной мере. И если сократить историю «Экипажа» до одной серии, оставив только саму трагедию, впечатление будет совершенно другим…
И отдельно хочу сказать о саунд-треке. Композитор – Марк Минков. Им было написано три песни, из которых в картину включена только одна – «Из памяти уходят имена», а спел её Альберт Асадуллин. Но популярной песня стала в исполнении Яака Йоалы после выпуска авторской пластинки Минкова «Парад Планет»
Мелодия второй песни («Когда-нибудь») звучит в финале, без слов. Неведомо почему она была исключена, подозреваю, что причина в авторе слов – текст к песне написал Андрей Макаревич. Когда я купил пластинку, я обомлел – песню на стихи Макаревича исполняет Валерий Леонтьев. Это было чем-то из области фантастики, но, надо отдать должное – композиция получилась замечательно.
И третья песня («А знаешь, всё еще будет») вообще не вошла в фильм даже мелодией. Подозреваю, что она должна была звучать в эпизоде свадебного празднования в вагоне, когда по радио объявляют концерт для молодожёнов. Там за кадром звучит аранжировка мелодии «Когда-нибудь». Всё на той же пластинке «Парад планет» песня прозвучала в исполнении Аллы Пугачёвой.
Фильмы про артистов всех жанров + ТВ, СМИ и подобное