День Знаний. В такой день всегда хочется узнать что-то новое. Но если ты давно не школьник, да и высшее учебное заведение уже позади, то как же с пользой провести этот день? Как нельзя лучше подойдёт посещение выставки. К примеру "Щукин. Биография коллекции" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка занимает практически всё пространство музея. Проект представляет историю формирования коллекции Сергея Ивановича Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогают воссоздать собрания его братьев – Петра, Дмитрия и Ивана.
В экспозицию входят знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. За исключением «Танца» Матисса, которая выставлена в отдельном зале, большая часть представленных полотен не слишком хорошо известна широкой аудитории.
А потому повышенный интерес к ним вполне объясним и логичен. Здесь имеются просто чудесные работы. В числе личных фаворитов - Анри Руссо - "Вид с моста в Севре",
а также вся подборка картин Гогена.
Их представлено не так уж много, но они настолько пропитаны воздухом и цветочными ароматами южных побережий, что ты поневоле хочешь возвращаться к ним ещё и ещё раз. Здесь все цвета яркие, пропитанные солнечным светом, соком экзотических фруктов и страстностью жительниц дальних тёплых берегов.
Не оставляют равнодушным "Женщина с мандолиной" Пикассо,
а также "Пьеро и Арлекин" Сезанна.
Находясь среди шедевров глупо и неуместно вести какие-либо подсчёты, но сложилось впечатление, что Матисс являлся наиболее любимым художником Щукина, поскольку полотен работы Матисса на выставке представлено как будто больше других живописцев. Хотя ничего утверждать не буду. В любом случае, его картины завораживают. Чего стоит, к примеру "Красная комната".
Или "Булонский лес", для созерцания глубины которой, полотно помещено в отдельный небольшой бокс.
Выставка организована на высоком уровне и ее недостатком, пожалуй, можно считать лишь размещение названий картин и артефактов в виде специальных списков на отдельных простенках, что создаёт явное неудобство. К примеру посетителя заинтересовали полотно № 735 или объект под № 89. Ему необходимо узнать, как же оно называется, кто является художником, а также что за объект он видит. С этой целью ему нужно отойти зачастую на немалое расстояние от интересующего объекта, найти в списке нужный номер и только тогда он сможет прочесть необходимую ему информацию. А если учесть, что людей на выставку приходит много, подобные перемещения создают дополнительные неудобства. Да, кто-то сейчас может возразить, что мы живем в век высоких технологий, а потому нет необходимости читать какие-то списки, когда можно взять на прокат аудиогида или скачать специальное приложение на смартфон. Можно, конечно. Только зачем? Ведь мы приходим на выставку для визуального наслаждения увиденным. И гаджет для этого, в общем, ни к чему. Для грамотного созерцания необходимы ваши пытливость, зрение и воображение. Впрочем на рамах некоторых картин сохранились ранее прикрепленные таблички с названиями работ и именами художников. Но таких примеров мало. А в остальном – организация достойная.
Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединилась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Собрание Сергея Ивановича является основой проекта. Но в музейных залах нашлось место и для артефактов собранных его братьями, также страстными коллекционерами. Подобное художественное разнообразие, столь разные подходы, стили и школы увидишь не так уж и часто. Кроме картин здесь можно увидеть посуду, в том числе красивейший фарфор,
холодное оружие, в частности знаменитый ятаган,
украшения, в том числе уникальные броши, предметы интерьера в частности, неповторимые садовые кресла и японский кабинет, а также быта, в том числе навесные и врезные замки, сами по себе являющиеся произведениями инженерного искусства и, конечно, чудесные шкатулки, символы вдумчивого собирательства и бережного хранения.
Все представленные объекты неповторимы и уникальны. Эти артефакты были собраны с любовью и увлечением, они прошли через многие человеческие и социальные катаклизмы. И вот, они здесь, перед нами, современными почитателями искусства, пытающимися с новым интересом разобраться в посыле великих художников, оценить по достоинству сделанное мудрыми предками. И очень хорошо, что нас, тех самых современных почитателей искусства так много. Мы разные, но наследие братьев Щукиных интересует нас в равной степени. А значит, они, Щукины, выполнили свою историческую задачу. Ведь подлинное искусство должно объединять людей, помогать им устанавливать диалог друг с другом. Возможно именно посредством искусства люди снова научатся слышать и понимать других людей.
Дополнить увиденное можно лишь константой о том, что красоты много не бывает. Её просто нужно захотеть увидеть и осознать.