Артист работал в разных жанрах и это все уже тогда было шансоном в том смысле, в котором мы сегодня его воспринимаем. Его репертуар широк, но именно песни о жизни и о любви в конечном счете обусловили популярность Михаила Захаровича в народе. Композиция была выпущена на альбоме 1994 года «Гуляй, душа».
В этот период времени Шуфутинский выпускал диски ежегодно, а то и чаще. В 1990 он впервые приехал в СССР с гастролями, после которых решил вернуться на Родину. Но окончательно в Россию он переехал только в 1992 году и с тех пор живет в Москве, где когда-то родился. Постоянные гастроли требовали обновления репертуара. Вскоре певец познакомился с композитором Игорем Крутым и стал участником ежегодного телевизионного фестиваля «Песня года». Тогда, в числе других песен, Крутой предложил Шуфутинскому «Третье сентября» на стихи своего друга и соавтора Игоря Николаева.
Как рассказывал позже Крутой, его друг и тезка был в курсе всех событий и перипетий его личной жизни, благодаря чему написал много стихов, содержащих автобиографические подробности о Крутом. Впрочем, основана ли песня о расставании 3 сентября (при том, что еще 2 сентября в отношениях лирического героя с возлюбленной все вроде бы было хорошо) на каких-то реальных фактах, никто из имеющих отношение к созданию композиции не признается.
Многие поклонники задавались вопросом, почему выбрана именно такая дата, а не более «яркая», вроде 1 сентября? В результате сетевой дискуссии победила версия, что «Третье сентября» просто лучше подходит под размер строки. Сам Михаил Захарович вспоминал, что в его репертуаре «Третье сентября» появилась почти случайно.
Среди песен, над которыми они работали с Игорем Крутым, оказалась и эта. Первоначально композитор планировал отдать ее «другому исполнителю», а кандидатуру Шуфутинского не рассматривал. Певец же сразу отметил магнетизм песни и сказал Игорю Крутому, что обязательно должен ее спеть. К счастью, «другому певцу» композитор пообещать произведение еще не успел и без проблем отдал ее Шуфутинскому.
В этой лирической композиции уже хорошо слышна излюбленная композиторская манера Крутого. Аранжировку талантливо сделал Евгений Кобылянский, работавший тогда музыкальным руководителем оркестра Шуфутинского.
По словам Михаила Захаровича, Евгений вложил в нее «всю свою любовь к большим развернутым гитарным соло». Слегка критиковать композицию позволяет себе только сам Шуфутинский, называя ее немного затянутой и излишне драматичной.
Как бы то ни было, песня до сих пор популярна и любима народом.