Найти тему
Ruki

По совету Google: 7 полезных книг для дизайнеров

Коллекции минималистов, агитплакаты по брендингу и дизайнерские эксперименты – РУКИ выбрали лучшие книги из библиотеки hardware-команды Google.

Еще полтора года назад hardware-команда Google работала в гараже, переоборудованном под лабораторию. Прошлым летом разработчики и дизайнеры наконец-то переехали в Design Lab – новое помещение площадью 6500 кв. м, спроектированное архитекторами американской фирмы Mithun.

На его территории разместили не только мастерские, но также цветовую лабораторию, каталог материалов, музей и библиотеку. Последний блок создали по просьбе нового руководителя hardware-разработок Айви Росс.

Каждого дизайнера попросили принести по шесть любимых книг, которые повлияли на них больше всего. Некоторые привезли редкие альбомы, другие – детские книги или любимые художественные произведения.

Google рассказала о находках Fast Company, а РУКИ выбрали из списка 7 лучших книг, которые будут полезны дизайнерам и разработчикам.

Super Normal, Наото Фукасава и Джаспер Моррисон

Fast Company
Fast Company

Бутылка от молока, продуктовая корзина, гаечный ключ – в книге собраны 204 повседневных объекта, которые воплощают собой "нормальность". Именно к этому свойству всегда стремился японский дизайнер-минималист Наото Фукасава, который ранее работал с компанией Muji, а потом запустил собственный бренд ±0.

Как-то раз он выставлял коллекцию алюминиевых стульев на Миланском мебельном салоне. Часть его работ стояла в стороне, и люди не воспринимали их как элемент экспозиции. Посетители садились на стулья, чтобы отдохнуть и перекусить.

В этом, как позднее понял Фукасава, заключается "супернормальность" созданных им предметов. Они становятся частью повседневности и перестают быть инородным "дизайнерским объектом".

Фукасава вместе со своим коллегой Джаспером Моррисоном включил в книгу работы Дитера Рамса, Арне Якобсена и Исаму Ногути, которые прежде участвовали в одноименной выставке Super Normal.

The Design of Everyday Things (Дизайн привычных вещей), Дон Норман

Free PDF

Fast Company
Fast Company

Дональд Норман рассматривает дизайн сквозь призму когнитивной психологии. Исследователь на примерах удачных и неудачных интерфейсов объясняет, почему одни объекты приятно использовать, а другие – например, "кофейник для мазохистов", – вызывают недоумение и фрустрацию.

Норман считает, что за дизайн часто отвечают инженеры, оторванные от реальности. Они хорошо разбираются в технологиях, но не в людях, и полагаются на логику, забывая о психологии.

В США книгу Нормана называют "библией дизайна". Но у нее есть недостатки – местами автор отделывается общими фразами, а иногда пишет слишком сухо. У многих также вызывает вопросы верстка: почему книга о дизайне так плохо выглядит? Но для начинающего промышленного дизайнера исследование все-таки будет полезным.

Design Noir: The Secret Life of Electronic Objects, Энтони Данн и Фиона Рэби

Данн и Рэби предлагают концепцию электромагнитного пространства, в котором человек сосуществуют с электронными приборами: компьютерами, телевизорами и телефонами (смартфонов на момент создания книги еще не существовало).

Исследователи рассматривают разработку продуктов с философской точки зрения. Они считают, что дизайн должен содержать в себе интеллектуальное зерно, иначе он становится всего лишь "агентом капитализма".

Авторы обсудили технологии с архитекторами, дизайнера и художниками и даже провели эксперимент на стыке искусства и дизайна. Данн и Рэби с 2000-х годов занимаются арт-проектами, а их работы выставлялись в MoMA, Центре Помпиду и в Музее Виктории и Альберта.

Хотя книга вышла в 2001 году, она по-прежнему неплохо описывает взаимодействие пользователей с электронными девайсами, поэтому в 2020 году выйдет ее переиздание.

Designing for People, Генри Дрейфус

Free PDF

Fast Company
Fast Company

Взаимодействие с продуктом должно давать ощущение безопасности, комфорта, пользы и счастья, считал Генри Дрейфус – американский мастер промышленного дизайна.

Его самый узнаваемый продукт – это телефон Western Electric 302. Он также проектировал часы, пылесосы и даже паровозы, а его работами и подходом вдохновлялась команда разработчиков первого айфона.

В книге, изданной в 50-е годы, Дрейфус делится своими наблюдениями о дизайне и дает профессиональные рекомендации. Бонус – авторские иллюстрации и фотографии популярных продуктов середины прошлого века.

Некоторые взгляды Дрейфуса сегодня кажутся устаревшими, но в целом его философия дизайна кажется актуальной и сегодня. К тому же интересно наблюдать, как формировалась профессия промышленного дизайнера в 50-е годы.

The Brand Gap (переработанное издание), Марти Ноймайер

Free PDF

"Это первая книга, которая помогла мне понять связь между продуктом и брендом", – написал один из сотрудников Google на форзаце книги.

The Brand Gap считается кратким вводным пособием для маркетологов, менеджеров и дизайнеров. Автор исходит из базового постулата, что бренд – это не продукт и не логотип, а то внутреннее ощущение, которое он вызывает у людей.

-4

Визуальный гид объясняет главные принципы грамотного брендинга и показывает, как повышать ценность бренда на рынке.

Книга построена в формате презентации, которую можно прочитать всего за пару часов, поэтому на глубокое исследование рассчитывать не приходится. Но The Brand Gap все-таки удается сохранять баланс и не превращаться в "Брендинг для чайников".

The Senses: Design Beyond Vision, Эллен Луптон

Fast Company
Fast Company

В сборнике эссе Луптон исследует мультисенсорный дизайн и его влияние на человека. Она предлагает дизайнерам делать ставку на инклюзивность и изучать не только психологию, но и влияние пространства, звуков, света и материалов на человека.

Луптон также организовала одноименную выставку, на которой представила 65 дизайн-проектов и более 40 объектов, которые можно было трогать, слушать и нюхать. Среди них тактильные карты, аудиосистемы, которые производят вибрации, а также посуда для людей с нарушением зрения или деменцией.

I Miss My Pencil: A Design Exploration, Мартин Боун и Кара Джонсон

В книгу вошла серия экспериментов, которые проводила команда дизайнерской фирмы IDEO. Как создать духи для почтальонов, воспроизвести вкус компьютера, сделать проигрыватель в эпоху стриминга и спроектировать часы, которые замедляются в выходные, – в каждом случае дизайнеры проводили мини-исследование, изготавливали прототипы и работали над концептом.

-6

I Miss My Pencil помогает вырваться из рутины и начать мыслить как первооткрыватель, который создает нечто новое и революционное (пусть и не слишком практичное). Также книга дает представление о диалоге между дизайнерами IDEO, что позволяет лучше понять их ход мышления.

Еще 5 книг из библиотеки Google:

  • From Here to There: A Curious Collection from the Hand Drawn Map Association
  • Analogous and Digital by Otl Aicher
  • Plastic Soup: An Atlas of Ocean Pollution by Michiel Roscam Abbing
  • Creativity, Inc. by Ed Catmull
  • The Hidden Impact by Babette Porcelain
  • Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die by Chip Heath, Dan Heath

+ Рекомендуем почитать гид Bolt по разработке hardware-продукта, переведенный командой РУКИ совместно со Сколково. Он состоит из четырех частей: Формирование идеи, Дизайн, Конструирование и Валидация.