Коллекции минималистов, агитплакаты по брендингу и дизайнерские эксперименты – РУКИ выбрали лучшие книги из библиотеки hardware-команды Google.
Еще полтора года назад hardware-команда Google работала в гараже, переоборудованном под лабораторию. Прошлым летом разработчики и дизайнеры наконец-то переехали в Design Lab – новое помещение площадью 6500 кв. м, спроектированное архитекторами американской фирмы Mithun.
На его территории разместили не только мастерские, но также цветовую лабораторию, каталог материалов, музей и библиотеку. Последний блок создали по просьбе нового руководителя hardware-разработок Айви Росс.
Каждого дизайнера попросили принести по шесть любимых книг, которые повлияли на них больше всего. Некоторые привезли редкие альбомы, другие – детские книги или любимые художественные произведения.
Google рассказала о находках Fast Company, а РУКИ выбрали из списка 7 лучших книг, которые будут полезны дизайнерам и разработчикам.
Super Normal, Наото Фукасава и Джаспер Моррисон
Бутылка от молока, продуктовая корзина, гаечный ключ – в книге собраны 204 повседневных объекта, которые воплощают собой "нормальность". Именно к этому свойству всегда стремился японский дизайнер-минималист Наото Фукасава, который ранее работал с компанией Muji, а потом запустил собственный бренд ±0.
Как-то раз он выставлял коллекцию алюминиевых стульев на Миланском мебельном салоне. Часть его работ стояла в стороне, и люди не воспринимали их как элемент экспозиции. Посетители садились на стулья, чтобы отдохнуть и перекусить.
В этом, как позднее понял Фукасава, заключается "супернормальность" созданных им предметов. Они становятся частью повседневности и перестают быть инородным "дизайнерским объектом".
Фукасава вместе со своим коллегой Джаспером Моррисоном включил в книгу работы Дитера Рамса, Арне Якобсена и Исаму Ногути, которые прежде участвовали в одноименной выставке Super Normal.
The Design of Everyday Things (Дизайн привычных вещей), Дон Норман
Дональд Норман рассматривает дизайн сквозь призму когнитивной психологии. Исследователь на примерах удачных и неудачных интерфейсов объясняет, почему одни объекты приятно использовать, а другие – например, "кофейник для мазохистов", – вызывают недоумение и фрустрацию.
Норман считает, что за дизайн часто отвечают инженеры, оторванные от реальности. Они хорошо разбираются в технологиях, но не в людях, и полагаются на логику, забывая о психологии.
В США книгу Нормана называют "библией дизайна". Но у нее есть недостатки – местами автор отделывается общими фразами, а иногда пишет слишком сухо. У многих также вызывает вопросы верстка: почему книга о дизайне так плохо выглядит? Но для начинающего промышленного дизайнера исследование все-таки будет полезным.
Design Noir: The Secret Life of Electronic Objects, Энтони Данн и Фиона Рэби
Данн и Рэби предлагают концепцию электромагнитного пространства, в котором человек сосуществуют с электронными приборами: компьютерами, телевизорами и телефонами (смартфонов на момент создания книги еще не существовало).
Исследователи рассматривают разработку продуктов с философской точки зрения. Они считают, что дизайн должен содержать в себе интеллектуальное зерно, иначе он становится всего лишь "агентом капитализма".
Авторы обсудили технологии с архитекторами, дизайнера и художниками и даже провели эксперимент на стыке искусства и дизайна. Данн и Рэби с 2000-х годов занимаются арт-проектами, а их работы выставлялись в MoMA, Центре Помпиду и в Музее Виктории и Альберта.
Хотя книга вышла в 2001 году, она по-прежнему неплохо описывает взаимодействие пользователей с электронными девайсами, поэтому в 2020 году выйдет ее переиздание.
Designing for People, Генри Дрейфус
Взаимодействие с продуктом должно давать ощущение безопасности, комфорта, пользы и счастья, считал Генри Дрейфус – американский мастер промышленного дизайна.
Его самый узнаваемый продукт – это телефон Western Electric 302. Он также проектировал часы, пылесосы и даже паровозы, а его работами и подходом вдохновлялась команда разработчиков первого айфона.
В книге, изданной в 50-е годы, Дрейфус делится своими наблюдениями о дизайне и дает профессиональные рекомендации. Бонус – авторские иллюстрации и фотографии популярных продуктов середины прошлого века.
Некоторые взгляды Дрейфуса сегодня кажутся устаревшими, но в целом его философия дизайна кажется актуальной и сегодня. К тому же интересно наблюдать, как формировалась профессия промышленного дизайнера в 50-е годы.
The Brand Gap (переработанное издание), Марти Ноймайер
"Это первая книга, которая помогла мне понять связь между продуктом и брендом", – написал один из сотрудников Google на форзаце книги.
The Brand Gap считается кратким вводным пособием для маркетологов, менеджеров и дизайнеров. Автор исходит из базового постулата, что бренд – это не продукт и не логотип, а то внутреннее ощущение, которое он вызывает у людей.
Визуальный гид объясняет главные принципы грамотного брендинга и показывает, как повышать ценность бренда на рынке.
Книга построена в формате презентации, которую можно прочитать всего за пару часов, поэтому на глубокое исследование рассчитывать не приходится. Но The Brand Gap все-таки удается сохранять баланс и не превращаться в "Брендинг для чайников".
The Senses: Design Beyond Vision, Эллен Луптон
В сборнике эссе Луптон исследует мультисенсорный дизайн и его влияние на человека. Она предлагает дизайнерам делать ставку на инклюзивность и изучать не только психологию, но и влияние пространства, звуков, света и материалов на человека.
Луптон также организовала одноименную выставку, на которой представила 65 дизайн-проектов и более 40 объектов, которые можно было трогать, слушать и нюхать. Среди них тактильные карты, аудиосистемы, которые производят вибрации, а также посуда для людей с нарушением зрения или деменцией.
I Miss My Pencil: A Design Exploration, Мартин Боун и Кара Джонсон
В книгу вошла серия экспериментов, которые проводила команда дизайнерской фирмы IDEO. Как создать духи для почтальонов, воспроизвести вкус компьютера, сделать проигрыватель в эпоху стриминга и спроектировать часы, которые замедляются в выходные, – в каждом случае дизайнеры проводили мини-исследование, изготавливали прототипы и работали над концептом.
I Miss My Pencil помогает вырваться из рутины и начать мыслить как первооткрыватель, который создает нечто новое и революционное (пусть и не слишком практичное). Также книга дает представление о диалоге между дизайнерами IDEO, что позволяет лучше понять их ход мышления.
Еще 5 книг из библиотеки Google:
- From Here to There: A Curious Collection from the Hand Drawn Map Association
- Analogous and Digital by Otl Aicher
- Plastic Soup: An Atlas of Ocean Pollution by Michiel Roscam Abbing
- Creativity, Inc. by Ed Catmull
- The Hidden Impact by Babette Porcelain
- Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die by Chip Heath, Dan Heath
+ Рекомендуем почитать гид Bolt по разработке hardware-продукта, переведенный командой РУКИ совместно со Сколково. Он состоит из четырех частей: Формирование идеи, Дизайн, Конструирование и Валидация.