Военно-полевая афера
Испокон веков русская армия заслуженно пользуется у нашего народа особой ЛЮБОВЬЮ и уважением. Офицер всегда был образцом высоких моральных принципов, доблести и чести. Отдельные случаи безобразного поведения не смогли подорвать этот авторитет такой организации, как вооружённые силы в глазах населения.
Преступный мир, и в частности аферисты и мошенники различных мастей, старались эксплуатировать позитивное отношение народа к своей армии в своих эгоистических интересах. Самый распространённый пример преступной эксплуатации героического образа русского офицера – это брачный аферист. Какая дама может устоять перед галантным, внимательным, воспитанным и подтянутым мужчиной в офицерской или генеральской форме?
Наша история знает специалистов по более крупномасштабным аферам, чем обирать до нитки влюблённых барышень. Дерзость и профессиональное исполнение некоторых афёр было настолько мастерскими, что даже всезнающий и всемогущий аппарат НКВД не мог даже заподозрить существование таких афер годами! К числу подобных афёр, которая успешно существовала всю Великую Отечественную Войну, относится военно-полевая афера Николая Максимовича Павленко.
Кому война, а кому – мать родная!
Война, для воентехника первого ранга Коли Павленко началась 27 июня 1941 года. Красная Армия несла катастрофические потери, защищая каждый метр родной земли.
Николая Павленко не устраивала перспектива героической гибели. Поэтому Николай дезертировал из рядов РККА.
Однако, бесцельно шатающийся по тылам мужчина призывного возраста, во время войны, был ещё в более шатком положении, поскольку вызывал подозрения у окружающих.
В городе Калинин, Павленко встретил своих довоенных знакомых по строительной артели. Идея аферы пришла к Павленко, когда он послушал рассказ о немецких диверсантах, переодетых в форму Красной Армии. Павленко понял, если бы диверсанты были одеты в форму военных строителей, их бы никто не заподозрил. Как потом выяснилось, Абвер, в апреле – мае 1941 года проводил разведывательную операцию в строящихся на западной границе укрепрайонах. Немецкие офицеры были одеты в форму военных инженеров, имели документы проверяющих из инженерного Управления РККА. Их не только не заподозрили в шпионаже, но даже дали беспрепятственно изучить, сфотографировать и измерить строящиеся секретные укрепления.
Идея военно-полевой аферы Николая Максимовича была дерзкой и грамотно продуманной. Для того, чтобы его не обвинили в дезертирстве, Павленко создал фальшивую военно-строительную часть. Всего-то надо было достать чистые бланки положенной документации и изготовить печать воинской части. Благо, такие умельцы встречаются. Было придуман Участок военно-строительных работ №5 – УВСР №5.
Количество разрушений во время войны не поддаётся учёту, ни каким Госпланом. В условиях неразберихи первых лет войны, у руководства страны не всегда доходили руки, и не всегда хватало средств, для восстановления дорог, мостов и строений. Руководители всех уровней были рады любой помощи, в строительстве и восстановлении дорог.
Павленко удалось установить нужные связи в комендатуре и военном комиссариате Калинина. Благодаря этому, его фальшивая воинская часть обеспечивалась довольствием, техникой и призывниками, как настоящая. На УВСР №5 были открыты счета в сбербанке и туда перечислялись деньги за выполненные работы. А уже эти деньги шли и на денежное довольствие, и на подарки нужным людям, обеспечивающих, как сейчас модно говорить – «крышу» УВСР №5.
Справедливости ради надо отметить, что качество работ, которые проводились бойцами УВСР №5, было очень хорошим. Ведь разгильдяйство, свойственное советским строителям, могло привлечь ненужное внимание компетентных органов к Павленко и его команде.
В УВСР №5 только узкий круг аферистов знали истинное положение дел. Остальные военнослужащие части искренне считали, что они проходят действительную военную службу в РККА.
Помощник Павленко, некто Константинер, занимался обеспечением безопасности предприятия. Он заводил знакомства с нужными людьми, обеспечивал их лояльность и оформлением выгодных подрядов. Всё делалось за соответствующие подарки и вознаграждения.
УВСР №5 двигалась за наступающими войсками, ремонтируя, необходимые действующей армии и гражданской администрации дороги, мосты, строения. Военнослужащие УВСР №5 даже получали очередные воинские звания, ордена и медали.
Но самое интересное было за кадром. На складах этой фальшивой воинской части скопилось много трофейного имущества, техники и другого имущества. Павленко принимал активное участие в сборе трофейных ценностей на территории Германии. После взятия Берлина, УВСР №5 отправило в СССР более тридцати вагонов трофеев. Это колоссальные, по тем временам деньги.
Деятельность фальшивой воинской части продолжалось и после окончания войны. Штаб Павленко обосновался в Молдавии. А филиалы УВСР №5 были и в Прибалтике и в Белоруссии и в Украине. Местные руководители были довольны сотрудничеством с организацией Павленко. Всех устраивало и качество построенных объектов, и хорошие подарки командования части заказчикам и покровителям. Константинер, для решения текущих вопросов УВСР №5 возил в Москву для благосклонности чиновников, деньги чемоданами.
Неизвестно, сколько бы могло это продолжаться. Но случился в 1954 году в организации Павленко досадный прокол. Кому-то из низовых прорабов не доплатили часть положенного вознаграждения. А тот возьми и пожалуйся не Павленко, а в милицию. Ребята, видимо расслабились и пропустили такой пустяк. Милиция сделала запрос в Министерство Обороны. А когда выяснилось, что такой воинской части нет в наличии, была создана целая следственная группа.
23 ноября 1953 года было арестовано по этому делу более четырехсот фигурантов. Павленко, и костяк его группы были осуждены. Причём Павленко – к высшей мере наказания.
Продолжение военно-полевых афер
Был ли Павленко уникальным случаем такого масштабной фальсификации? Поскольку другие не попались, то считается, что такой случай был единственным.
Возможность списания материальных средств, при снижении моральных качеств соответствующих командиров, всегда даёт почву для прорастания коррупции и разложению командного состава.
Коммерциализация Вооружённых Сил, которую на время внедрял М.С. Горбачёв, сыграла не последнюю роль в ослаблении и развале СССР.
В 1992 году Особый отдел Северного Флота задержал капитана 1 ранга из минно-торпедного управления. Тот на КрАЗе вывозил со склада учебную торпеду. А это 200 кг серебра и никеля в аккумуляторе. Причём, по документам эта торпеда была уже списана. Высокопоставленный вор был отправлен на пенсию. Видимо сумел откупиться от органов военного правосудия.
О подобных безобразиях по снижению нашей с вами безопасности в период перестройки, можно целую книгу писать.
И если военно-полевая афера Павленко имела позитивный побочный эффект в виде введённых в строй нужных для страны объектов, то современные воры в погонах ведут себя как глисты в кишечнике. Перемалывают материальные средства, не давая обществу ничего хорошего. И объём этого вреда достиг таких размеров, что в 2013 году ВМФ РФ смог снарядить к берегам Сирии лишь небольшую часть кораблей, сумевших отойти от причала. Американцы не воспринимали тогда в серьёз это корабельное соединение.
Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. И ВМФ России насмешку у наших западных партнёров уже не вызывает.
Будьте здоровы!