Продолжаю знакомить вас с экспозицией Лондонской Галереи. Рассказываю о том, что тронуло лично меня: всё объять невозможно – там можно безвылазно провести месяц и всё равно что-то упустить. Мы уже говорили об Артемизии Джентилески, Веласкесе, Рембрандте, Каррьере, Дега, а сегодня пришла очередь Ван Гога.
1. Цветы для друга
Когда-то в незапамятные времена я писала на заказ копию вот этих Вангоговских Подсолнухов. Я распечатала репродукцию в формате один к одному и рассматривала её чуть ли не с лупой, пытаясь повторить каждый его штрих. Судя по восторженным сообщениям заказчицы, мне это до какой-то степени удалось.
Теперь наконец-то я увидела оригинал вживую. Минус один пункт в моём bucket list. Когда я говорю о Ван Гоге, слова быстро заканчиваются, дыхание сбивается, и я просто растворяюсь в нежности и бесконечной любви. (Впрочем, лекции о нём всё равно выходят из тайминга.) Какой же он чудесный! Невероятный! Светлый!
Он написал серию ваз с подсолнухами в 1888 году, чтобы украсить свой дом к приезду Поля Гогена. Картина из Лондонской Галереи ему особенно удалась. По крайней мере, так думал сам Ван Гог: ведь он повесил её в гостевой комнате, предназначенной для Гогена.
2. Предметный автопортрет
Творческий союз Ван Гога и Гогена был утопией, обречённой на трагический финал. Они прожили вместе всего пару месяцев, и дело кончилось тем, что Винсент в порыве безумия отрезал себе мочку уха. Кроме осколков сознания, остались картины. Самые знаменитые из них – "Стул Ван Гога" и "Кресло Гогена". Предметные портреты. Ответы на вопрос "из чего же сделаны наши художники?"
Ван Гог – это предельная простота. Он хотел быть крестьянским художником, и здесь это отлично видно: кафельный пол, луковицы в ящике, деревенский стул с плетёной сидушкой, никаких украшательств, трубка и кулёчек табака. С Гогеном всё куда витиеватее. (Подробнее об их сотворчестве я писала раньше.)
3. Пшеничное море
«Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гог написал в 1889 году. Это поле рядом с психиатрической лечебницей в Сен-Реми, где он пробыл год. В относительно стабильном состоянии Винсента отпускали на прогулку с этюдником, и он писал... Писал колышущуюся на ветру пшеницу, кучерявые облака, волнующиеся морем кусты и взметающиеся в небо кипарисы.
Кипарисы напоминали Ван Гогу египетские обелиски. Оптический центр композиции чуть смещён от центра полотна – это круглый насыщенно зелёный куст. Он контрастным пятном притягивает взгляд. Если долго смотреть на него, облака поплывут по небу, а пшеница придёт в шуршащее движение...
4. Заброшенный сад
Помните шутку о том, что "Чёрный квадрат" Малевича в Третьяковке висит вверх тормашками? Так вот, в 1965 году 15-летняя школьница обратила внимание руководства Лондонской Галереи на то, что "Длинная трава с бабочками" Ван Гога висит вверх тормашками! И крайне неохотно руководство с ней согласилось.
Поздний Ван Гог настолько далеко ушёл от натурализма, что некоторые его работы – например, эта – стремятся к экспрессивной абстракции. Так что лондонских коллег можно понять. В этом хаосе всех оттенков синего и зелёного даже бабочек замечаешь не сразу. А вот они, порхают между всклокоченных кустов травы. Картина написана там же, где и предыдущая, – в саду у госпиталя Сен-Реми. Ван Гог писал про этот "заброшенный сад", где "трава растёт длинная и неухоженная, вперемежку со всевозможными сорняками".
Какая картина вам ближе? Поделитесь своим мнением в комментариях!
А ещё вы можете предложить тему или задать вопрос – и, возможно, следующая статья станет ответом!
Читайте также:
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!