Своей нынешней мировой популярностью икра обязана...революции 1917 года и бывшим гражданам Российской империи братьям Мушегу и Мелкуму ПЕТРОСЯНАМ. Организованные ими в 20-х гг. прошлого века в Париже много численные дегустации, в том числе и бесплатные, в любых пригодных для того местах от Парижской гастрономической выставки 1920 года до приватных вечеринок знаменитостей сделали икру суперпопулярной.
На небольшом по мировым масштабам икорном рынке (около 200 тыс. тонн) Армен Петрося -звезда первой величины. Контролируя 15% мировых продаж черной икры, он носит титул одного из крупнейших ее импортеров во Францию и США. Петросян сам подписывает контракты с руководителями российских икорных заводов. Русская икра доводится до кондиции на заводе Petrossian под Парижем, расфасовывается в маленькие баночки петросяновского же дизайна и поступает в продажу.
Дело, которое возглавляет Петросян,-семейное и насчитывает уже более восьми десятилетий.
Как все начиналось:
До революции рынок каспийской икры контролировали три фамильных клана: Сапожниковы из Астрахани,Воробьевы из Санкт-Петербурга и бакинская компания «Лазарь Маилов и сыновья».
В 1915 году братья Мушег и Мелкум Петросяны, молодые студенты, изучавшие медицину и право, уехали из России во Францию. А революция 1917 года окончательно отбила у них охоту возвращаться на родину.
Братья обладали деловой хваткой и были вхожи в интернациональные светские круги тогдашнего Парижа. Время для «икорной кампании» было выбрано на редкость подходящее. После войны и революции французская богема сходила с ум а по русской культуре, перечитывала Достоевского и Мережковского, бредила Дягилевым и Рахманиновым, аплодировала Сергею Лифарю и раскупала картины Натальи Гончаровой. Эмигранты из Баку воспользовались интересом к русской культуре, охватившим Париж в начале века: если Дягилев и Стравинский царят в высшем свете, почему бы не предложить французскому бомонду их любимую еду-икру и сделать из нее сверхмодный продукт? Вступив вальянсс одним из работников советского посольства, они сумели организовать практически монопольные поставки бакинской икры. В 1920 году братья основали компанию Petrossian и привезли в Париж первую партию русского деликатеса. При помощи своего хорошего приятеля, владельца знаменитого парижского отеля Ritz Сезара Ритца, Петросянам удалось найти постоянных клиентов в высших слоях французского общества. Братья знали, что делали, уверенно вводя осетровую икру в ассортимент парижской индустрии роскоши.
Спустя несколько лет Мушегу Петросяну удалось завоевать сердце Ирины Маиловой, дочери Эли Маилова, хозяина компании «Лазарь Маилови сыновья»,котораязанималасьнефтянымбизнесом,атакжебылакрупнейшимпроизводителемикрывРоссии.Удачный«рыбный»союзпомогПетросянамрасширитьсвойбизнес,который на 80 90% зависел от поставок из Советской России. Однако до Второй мировой войны понятные трудности в торговых отношениях с Советской Россией мешали бизнесу. Конкурентами советских торговых агентов легко стали предприимчивые персы: они принялись искусственно выращивать осетра в реках и речушках иранского Каспия. После Второй мировой войны,когда русская культура вновь торжествовала во Франции, бизнес братьев Петросянов расширился и расцвел.
Сегодня компания Petrossian – крупнейший поставщик российской осетровой икры во Францию и США, она контролирует 15% ее мировых продаж.
От уборщика до президента компании
Армена Петросяна, который появился на свет в 1949 году, отец допустил к семейному делу в1971-м. Выпускник Сорбонны начал свою карьеру чернорабочим. «Я прошел в компании все ступеньки: был и уборщиком, и шофером-развозчиком,и продавцом»,-вспоминает Армен Петросян.-Это нормально,это правильно, надо было всем научиться, узнать компанию изнутри».
В середине 70-х Петросян младший продолжил обучение в семейном «бизнес-колледже» на директорских должностях-был управляющим по персоналу, финансовым и коммерческим директором. В 1981 году Мушег Петросян скончался, и компанией некоторое время управляли более великовозрастные родственники. Спустя 4 года, в 1985 году, Армен Петросян стал генеральным директором и президентом компании Petrossian. К тому времени все другие члены семьи уже отошли от дел.
Это были непростые для компании дни. В СССР началась перестройка, а вместе с ней возникли и перебои в поставках икры и рыбы. От крабов Петросяну пришлось отказаться, поскольку перестроившиеся поставщики были не в состоянии гарантировать качество продукции. Из возникших проблем Петросян сделал два вывода.
Во-первых, нельзя, как говорится, солить всю икру в одной бочке. Сначала 90-х компания начала торговать под маркой Petrossian совсем не рыбными товарами: чаем, кофе, шоколадом, джемом, спиртными напитками, посудой. Единственное, что объединяло всю гамму продукции Petrossian-высокие цены и претензи на изысканность. «Мысли о реструктуризации одолевали меня давно, но претворить их в жизнь я смог, только став руководителем компании,-объясняет Армен Петросян.-Отца это почти не интересовало, ему нравилось быть классическим коммерсантом, он в основном покупал и продавал. Я же стремлюсь контролировать цепочку движения товара полностью от производства до розницы. Это не разрыв семейной традиции,а ее продолжение на новом уровне». Компания-дистрибьютор постепенно превращалась в вертикально интегрированный холдинг.
Во- вторых, решил Петросян, пора расти и в розничном плане. И в 1984 году он открыл специализированный ресторан в Нью-Йорке-в историческом Alwyn Court Building назападе Манхэттена (впоследствии аналогичные рестораны были открыты в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе и Майами). В числе постоянных его клиентов – известные политики,представители шоу-бизнеса и звезды Голливуда-Мадонна, Шарон Стоун, Майкл Дуглас.
Вслед за американским рестораном Петросян устроил ресторан в своем парижском магазине. Ресторан был построен на втором этаже знаменитого икорного бутика с почти вековой историей. Не успев открыться, он сразу же попал в список обязательных заведений парижских гурманов. И было за что!Большие зеркала, белоснежные скатерти, мраморная лестница, усатый швейцар в фуражке с золотой кокардой, импозантный хозяин – свободно изъясняющийся по-русски солидный господин с залихватски подкрученными вверх усами... Он сохранил русские акценты в названии блюд и в декоре ресторана, но в основе своей кухня-французская. Всемирно известный знаток икры Армен Петросян привозит ее ото всюду: из России, Ирана и даже осуществляет поставки икры, взятой от искусственно выращенной рыбы в питомниках под Бордо. А заведует кухней 31-летняя сенегалка Ружи Диа, «черная жемчужина гастрономии»,как ее величает французская пресса.
Армен Петросян активно участвует в жизни армянской диаспоры Франции,поддерживает самые тесные связи со своей исторической родиной. Так, он был одним из главных спонсоров выставки «Armenia Sacra» в Лувре, прошедшей в 2006 г. в рамках Года Армении во Франции.
19 ноября 2007 г. центральный офис «Petrossian Groupe» был переполнен. В этот день здесь состоялась церемония вручения высшей награды Франции – Ордена Почетного Легиона президенту компании «Petrossian» Армену Петросяну. «Вы не изменили свою армянскую фамилию, никогда не скрывали своих корней. Ваша семья-прекрасный пример полноценной интеграции армян в жизнь нашей республики»,-заявил,вручая орден, глава Ассоциации парижских адвокатов Жан-Бернар Тома.
У Армена Петросяна два сына - 25 и 27 лет. Возглавят ли они когда-нибудь семейную компанию? «Каждый отец хочет, чтобы сыновья работали с ним. Но у детей есть собственные желания. Я буду делать все,чтобы им понравилось работать в моей компании, но окончательное решение-за сыновьями»,-говорит Армен Петросян.
Помимо Нью-Йорка, Армен Петросян открыл рестораны в Голливуде и Лас-Вегасе, причем последний расположился в принадлежавшем другому армянскому миллиардеру – Кирку Керкоряну – фешенебельном казино Bellagio.
Сейчас к управлению компанией приходит уже третье поколение. У руля компании встал сын Армена, Александр Петросян. А Армен учит внука разбираться в тонкостях икорного дела.
«Мой отец был большим философом, верующим человеком. Мне передалась его философия – в жизни большую роль играет убеждение, важно, чтобы в делах, в бизнесе присутствовала мораль. В моем случае она базируется на армянском фундаменте, что означает некую жизненную философию, приоритет определенных ценностей. Все это я унаследовал от армянских корней, что для меня означает быть щедрым, держать данное слово, не терять лица, доверять людям. Все эти черты составляют часть армянского коллективного сознания! И сегодня, когда встречаешься с большими армянскими бизнесменами, общаешься с ними, то видишь, что они (бывают, конечно, исключения, но редко) не готовы идти по трупам и держат данное слово. В большинстве своем армяне держат данное слово независимо от рода своих занятий. Им важна репутация. Люди горды тем, что они армяне, гордятся своими семьями, всем тем, что у них происходит, и они не хотят запятнать честь семьи», – говорит Армен Петросян.