Найти в Дзене
Детектив и Литвиновы

Новая рубрика! Страница #69. Сергей Литвинов советует (или не советует) прочитать!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как понять, хороша книга, или нет?

Аннотации - произведение всегда расхваливают и ни в коем случае правды не говорят.

В первом абзаце (и вообще на первых страницах) автор старается показать максимум, на что способен.

А вот если вы откроете страницу #69 - сразу поймёте, чего стоит тот или иной писатель.

Вот как работает метод - на примере Роберта Гэлбрейта (ака Джоан Роулинг) и его (ее?) детектива «Смертельная белизна».

Лично я сначала я посмотрел сериал «Страйк» (Би-би-си, 2017 - 2018): семь серий по трем книгам вышеуказанного автора. Следствие ведет великолепная парочка – Корморан Страйк, ветеран-«афганец», потерявший в войне ногу, и его помощница-секретарша Робин. Между ними завертывается какая-то химия, возникают отношения, осложненные тем, что у Робин имеется жених Мэттью. За перипетиями связи главных героев следить в фильме едва ли не интересней, чем за детективным расследованием. Следствие выглядит как-то не очень ясно и скомкано. Но в целом кино оказалось норм, и на волне этого интереса я взял вышеуказанную новую книгу вышеозначенного автора.

И что вам сказать. Вещь отменно длинная, более семисот бумажных страниц. Но читать становится интересно, только когда дело касается любовных интриг (а у Корморана, помимо секретарши-помощницы, непростые отношения с любовницей и бывшей девушкой, вдобавок Робин успевает выйти за своего козла Мэттью). И вот когда любовь – тогда начинается интересно, живо, свежо.

Но детектив, имхо, никуда не годится. Вроде бы все сделано по канонам брошюры «Как написать детективный роман». Есть и отзвуки социальной темы (противостояние богатые-бедные, высшее общество- низший класс, богатая Европа – несчастная Африка). И проводит автор своих героев в неведомые читателям сферы (кулуары английского парламента, имения и конюшни, квартиры-притоны бедноты, протестные демонстрации). Однако все, что касается собственно детектива - очень, очень скучно, занудно, зевотно. Неинтересно, что происходит, не занимает, что будет дальше. Интриги - нет.

Да что говорить! В книге 70 глав, включая эпилог. И к каждой - каждой! - главке автор ухитряется дать свой эпиграф – причем из одной- единственной вещи: полузабытой пьесы Ибсена: «Росмерсхольм» Семьдесят эпиграфов из одной пьесы! Это ли не свидетельство исключительной занудливости?

И пара слов о переводе. Да, он точный, и без очевидных огрехов - но книга как бы недопереведена. Здесь щеголяют в коттоновом платье, читают пейпербеки (а не книги в бумажной обложке), оплачивают иновойс (а не счёт) и болеют за некий «Хотспурс», а не за «Тоттенхэм».

И вот главный вопрос, для любого автора серийных детективов: хочу ли я читать его (ее) истории дальше? Лично для меня ответ очевиден: нет, не хочу. Когда экранизируют что-то новое (а в способностях Би-би-си можно не сомневаться), посмотрю. Да даже и эту самую вещь как сериал гляну с любопытством. Полтора-два часа потерять можно. Но не 12-15 часов, что я вымучивал ну очень толстую книгу.

И, как иллюстрация, моя любимая #69страница. На ней Корморан Страйк, следя за шантажистами Джимми и Флик, является, никем не узнанный, на собрание протестного движения.

«...Загремели стулья, ремни сумок перекидывались через плечо. Присутствующие стали направляться к дверям в конце зала, но некоторые уходили с неохотой. Страйк сделал несколько шагов в сторону Джимми, надеясь с ним переговорить, но его опередил молодой азиат, который судорожно, с нервной решимостью рванулся к оратору. Джимми обменялся еще парой слов с мужчиной из «Рабочего союза», а затем приметил направляющегося к нему молодого человека и двинулся ему навстречу, всем своим видом излучая доброжелательность и готовность побеседовать с предполагаемым новобранцем.
Стоило, однако, азиату заговорить, как Джимми помрачнел. Во время их приглушенного разговора в центре быстро пустеющего зала рядом с ними маячила Флик с кучкой молодежи. По-видимому, все они считали физический труд ниже своего достоинства, поскольку предоставили старушке убирать стулья одной.

- Позвольте, - обратился к ней Страйк, забрал у нее три стула и взгромоздил на высокий штабель, стараясь не выдать острую боль в колене.

- Ой, спасибо вам великое, - с одышкой сказала престарелая женщина. - Думаю, не надо нам больше эту компанию... - Она выждала, пропуская Уолтера и остальных, которые даже не подумали ее поблагодарить, а потом с обидой продолжила: - ...сюда пускать. Я ведь не знала, что у них на уме. А тут эта листовка с призывом ко всяким беспорядкам и неизвестно что еще...
- Вы же не против Олимпиады? - осведомился Страйк, водружая очередной стул поверх прочих.

- Моя внучка в секции бега занимается, - сказала она. - Нам и билеты на стадион выделили. Она ждет не дождется.
Джимми все еще разговаривал с азиатом. Как видно, у них возник небольшой спор. Джимми напрягся и забегал глазами по залу…»

Честно говоря, я даже не уверен, что вы эту страничку дочитали до конца – не говоря о том, что надо было еще добраться до 69-ой и, тем более, доползти до финала.

Но, может быть, кому-то "Смертельная белизна" понравилась? Давайте поспорим!