С 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском прошел один из крупнейших и самых значимых авиасалонов мира – МАКС-2019. 578 800 участников и гостей осмотрели продукцию 827 экспонентов из 33 стран мира, включая 184 иностранные компании. Стоимость подписанных контрактов превысила 250 миллиардов рублей, а деловой потенциал оценивается в 400 миллиардов рублей. Состоялось множество показательных выступлений различных типов авиатехники и пилотажных групп. Впервые в истории МАКС проводился в сотрудничестве с КНР. В специально возведённом павильоне площадью 3 тыс. м2 разместились экспозиции крупнейших аэрокосмических компаний Китая.
Мировая Политика предлагает вниманию читателей обзор главных событий и экспонатов авиасалона.
А главным событием, безусловно, стало посещение авиасалона Владимиром Путиным вместе с президентом Турецкой Республики Реджепом Эрдоганом. Два президента осмотрели впервые показанный Су-57Э – истребитель пятого поколения Су-57 в экспортной конфигурации. Это неудивительно. После начала поставок Россией в Турцию ЗРС С-400 и отказа США поставлять истребители F-35, Анкаре нужен новый продавец современных истребителей, или хотя бы помощник в доработке национального проекта TF-X. По словам вице-премьера Юрия Борисова, Турция уже выразила интерес к Су-57Э и Су-35С. Но до твердых договоренностей и контрактов дело еще не дошло – это долгий и щепетильный процесс.
Без сомнения, будут у Су-57Э и другие покупатели. В в частности, заинтересовались им Малайзия и Индия. А после турецкой делегации самолет осмотрели представители Алжира.
Ничуть не меньше, чем демонстрация Су-57Э ведущие СМИ заинтересовало... обыкновенное мороженое. Путин купил себе и Эрдогану три пломбира в стаканчике, но не это привлекло внимание СМИ и блогеров. Многие усмотрели в продавщице ту же женщину, у которой за два года до этого президент уже покупал мороженое, отчего её записали чуть ли не во внештатные сотрудники ФСБ и ФСО вместе взятые. А мороженое... Может быть, поставки российского мороженого в Турцию резко возрастут. Ну а чего? Китайцы от нашего лакомства без ума.
В экспортном облике был представлен и легкий военно-транспортный самолет Ил-112ВЭ. Ил-112В лишь пять месяцев назад начал заводские испытания, и ему еще предстоит доказать свою состоятельность на рынке легких ВТС. Вкупе с этим фактом получение паспорта экспортного облика может говорить о том, что ОАК возлагает на него большие надежды и готова довести проект до серийного выпуска. Ил-112В призван заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26, тем более, что затянувшиеся разработка и испытания делают этот процесс все более насущным.
«Вертолеты России» показали модернизированный Ми-24П-1М. От Ми-24П он отличается обновленным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, "стеклянной кабиной" с жидкокристаллическими дисплеями. Использование новой электроники и ракетного вооружения позволило повысить боевую живучесть и ударную мощь вертолета и вывести заслуженного ветерана на один уровень с современными машинами.
Обновились Ми-35П и Ми-35М. По аналогии с Ми-24П-1М, они получили современную электронику, тепловизор третьего поколения, цветную ТВ-камеру, комплекс пилотажно-навигационного оборудования, цифровые средства связи. Ми-35П получил возможность применения ракет «Игла-В», ПТУР «Вихрь», установки комплекса обороны «Витебск»/«Президент-С». Среди особенностей Ми-35П можно выделить интеграцию ПТУР «Атака-ВМ» и подвижную двуствольную 23-мм пушку.
Впервые в МАКС участвовал военно-транспортный вертолет Ми-38Т, как в статической экспозиции, так и в полете. Впервые был показан в полете средний вертолет Ка-62. От прочих вертолетов КБ Камова он отличается нетипичной компоновкой с одним несущим винтом и рулевым винтом-фенестроном. Необычной новинкой стал лёгкий вертолет «Ансат» в VIP-версии с салоном в стилистике автомобильного бренда Aurus с повышенным уровнем комфорта.
На статической экспозиции дебютировал самолёт заправщик Ил-78М-90А. Как и военно-транспортный Ил-76МД-90А, от базового Ил-76 он отличается новыми двигателями ПС-90А, новым композитным крылом из крупноразмерных панелей и обновленной цифровой электроникой со "стеклянной кабиной".
Среди истребителей новинкой авиасалона стал многоцелевой МиГ-35, которые демонстрировался в статической экспозиции и участвовал в показательных выступлениях. Причем пилотировали его, по некоторым сведениям, индийские пилоты. С полетам МиГ-35 связана небольшая техническая накладка. Во время исполнения фигур высшего пилотажа от самолета отвалилась часть обшивки, что позволило некоторым экспертам в перерывах между уроками говорить о развале российского авиастроения. Хотя, на самом деле, такие случаи нередки. Достаточно вспомнить недавний аналогичный случай с американским F-16 на показательных выступлениях.
Не новинкой, но "новым старым" самолётом стал опытный истребитель Су-47 с крылом обратной стреловидности. МАКС-2019 стал для него первым за долгие годы "выходом в свет". Самолет использовался как летающая лаборатория для отработки технических решений в истребителях пятого поколения и сейчас находится на заслуженном "отдыхе".
Не обошлось без премьер и в стане беспилотников. Группа компаний «Кронштадт» показала «Орион-Э» и полноразмерный макет БЛА «Сириус». Немного неожиданной стал показ «Ориона» в противопожарном исполнении со специальными противопожарными бомбами. Также в в виде макета – но уже не полноразмерного – присутствовал перспективный БЛА С-70 «Охотник» с плоским соплом, новшеством, которое многие ждали.
В секторе гражданской авиации гвоздем программы стал российский среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21-300. Два самолета демонстрировались на статической экспозиции и один участвовал в летной программе, удивляя подчас маневрами, достойными истребителя. Гости МАКС имели возможность лично расположиться в креслах МС-21-300 и оценить работу дизайнеров и специалистов по эргономике.
Премьерой стал и двигатель для семейства МС-21 – ПД-14 – как в экспозиции, так и под крылом летающей лаборатории на базе Ил-76. ПД-14 является лишь одним из представителей линейки перспективных российских двигателей, которая должна обеспечить российскую авиацию двигателями, не уступающими зарубежным аналогам.
Впервые в России был продемонстрирован полноразмерный макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, создаваемого ОАК совместно с китайской Китайской корпорацией гражданского авиастроения (COMAC). Его вместимость составляет 250-300 пассажиров. В рамках авиасалона были проведены консультации с представителями авиакомпаний с целью ознакомления с характеристиками и учета пожеланий и предложений. Планы по CR929 планируется реализовать к 2025-2027 году.
Иностранные авиапроизводители представили ряд самолётов, ранее не демонстрировавшихся в России. Среди них ближнемагистральный лайнер Embraer E-195E2, бизнес-джет Pilatus PC-24 и лёгкий самолёт Piter M500. Широкофюзеляжный самолёт Airbus A350-900 уже участвовал в МАКС, однако в 2019 году показаны элементы решения Airbus Connected Experience.
Весьма насыщенной была деловая программа. Было проведено около 90 конференций, круглых столов, семинаров. Уже в третий раз прошел Евразийский аэрокосмический конгресс, в рамках авиасалона на внешних площадках ЦАГИ, ВИАМ и ГосНИИАС провели ряд научных мероприятий. Всего в деловые дни салон посетили порядка 143,5 тысяч специалистов. Традиционно МАКС стал и местом заключения контрактов. Крупнейшие сделки заключены на самолёты МС-21 и Superjet 100, вертолёты Ми-8АМТ и «Ансат».
И, конечно же, ни один авиасалон не обходится без того, ради чего многие их посещают: без показательных выступлений. Свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы ВКС «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», частные «Русь», «Первый полет», «Колибри». Летчики завораживали зрителей фигурами "колокол", "роспуск", "кобра", с помощью дымогенераторов окрашивали небо во все цвета радуги. Пара Су-30СМ авиации ВМФ представила программу «Воздушный бой с элементами сверхманёвренности» Су-57 участвовал не только в статической экспозиции, но и в показательных полетах в составе звена (четверки) машин
Зарубежными представителями пилотажных групп стали ANBO из Литвы и Baltic Bees Jet Team из Латвии, выступающие, соответственно, на Як-52 и L-39. Всего в летной программе принял участие 81 летательный аппарат, включая 8 пилотажных групп на 39 самолетах. Общее же количество показанных воздушных судов составило 202 единицы.
Новинкой МАКС-2019 стали соревнования по высшему пилотажу на одномоторных поршневых самолётах. Лучшие российские спортсмены, отобранные в ходе состоявшегося в июле отборочного тура, сразились за приз "Кубка МАКС-2019". Победу в состязании одержал золотой призёр Чемпионата Европы 2019 года Дмитрий Самохвалов.
Прошедший МАКС-2019 стал самым представительным и посещаемым за всю историю авиасалонов МАКС. И есть все основания полагать, что положительная динамика продолжится и в 2021 году.
Любишь геополитику, военное дело, историю? Тогда заходи в наш блог и группу в ВК Мировая Политика читай эту статью и множество других интересных материалов и новостей!
Автор Алексей Гавриленко