Горько и обидно. Я помню, однажды, ещё подростком, попросила у мамы какую-то дорогую шмотку. На ответ мамы, что она таких денег не заработала ещё, я с обидой выкрикнула:
–Почему? Ты же работаешь! Всю жизнь!
На что мама спокойно ответила:
–Ты вырастешь и сама пойдёшь работать. Заработаешь сама на такие дорогие вещи. Дай-то Бог!
– И заработаю!
Прошли годы. Мамы давно нет на свете. Она всю жизнь учила детей в школе. А по вечерам занималась с ними. На общественных началах, потому что подтягивать отстающих в те времена (не слишком давние!) входило в обязанности учителя. Ни разу не была в санатории, потому что путёвок никогда не доставалось, а глотку драть, отстаивая своё право на полноценный отдых, она не умела. И всё равно не считала себя в чём-то обделённой. Есть любимая работа, квартира… Тогда все жили более-менее одинаково. Ковёр на стене висит? Хрусталь в серванте стоит? Телевизор-холодильник? О, даже магнитофон есть? Куркули! Богатенькие Буратины!
Я уже сама по возрасту теперь гожусь в бабушки. Всю жизнь работаю. Подрабатываю ещё! И чего? История повторяется? Но я, в отличие от мамы, не могу спокойно отвечать на такие упрёки. И, когда она сказала, что не будет работать, как я, за гроши и не понимает, почему у меня много талантов и мало денег, я накричала на дочь, вывалив на мою принцессу всё и сразу.
– Вот попробуй заработай! Где у нас в крохотном городке работа? Что мне даёт моё знание истории искусств? Архитектуры Месопотамии? Поэзии Серебряного века? Умение грамотно выражать свои мысли, писать маслом пейзажи и натюрморты? Умение обучать детей лепке и рисованию?
Я даже заикаться стала. И, действительно, почему? Почему я, как и мама, не могу очень многого себе позволить?
Почему работаю за гроши? Потому что в маленьком городе, где нет ли заводов, ни фабрик, не заработаешь?
Нет. Вовсе нет. Потому что я не умею мыслить по-другому. А вот молодёжь умеет. Другое поколение умеет! Оно умеет себя уважать – вот он, ответ. И я очень надеюсь, что моя дочь будет в состоянии купить эту хренову шмотку – не потому что она лучше, а потому что на неё упал взгляд. Потому что так захотелось. Пусть наши дети купят всё, что хотят. Дожить бы только.