Как всё начиналось
«Do what you can, with what you have, where you are» — Theodore Roosevelt
Чтобы понять «зачем» я создал этот проект, надо начать с когда.
2016 был годом для меня. Я заканчивал обычную московскую школу и поставил всё на то, чтобы поступить в самый престижный бизнес-университет США – Babson College. Мой отец, будучи успешным российским бизнесменом и, в свою очередь, закончив Стэнфорд, вкладывал большие ресурсы на то, чтобы это стало реальностью.
Два года усиленной подготовки с тремя репетиторами, пять сданных экзаменов и более пятнадцати написанных эссе. И вот, в середине 2016, я получил предложение от университета.
Я уехал учиться в США.
Но спустя 7 месяцев обучения бизнесу, я был абсолютно потерян.
Уроки по финансам, бухгалтерии и статистике были полезными, но я не понимал, зачем учиться чему-то, что приобретается исключительно с опытом. Более того, я начал думать о том, что все это время, я старался “отмечать галочки” и делать то, что должен, а не то, что действительно хочу. Я не был уверен, что хочу быть предпринимателем и пойти по стопам отца.
Я хотел найти свой путь.
В университете нас учили интересным вещам – я с удовольствием посещал курсы по финансам, предпринимательству, бухгалтерии, но одна мысль не давала мне покоя: профессора – люди, которые сами никогда не делали бизнес и не руководили им. Они понятия не имеют что значит строить бизнес – и преподают исключительно теорию, которую сами выучили из учебников.
Чем больше я сидел в своей комнате американского общежития и читал истории успеха других людей, тем больше я понимал, что сейчас – самые важные годы моей жизни. Стив Джобс создал Apple в 20 лет. Билл Гейтс запустил Microsoft в 19. Именно сейчас надо делать что-то, что станет основной для моего будущего успеха. Именно сейчас у меня максимальное количество энергии, и абсолютно нечего терять.
Я чувствовал, что в университете я трачу время впустую.
Долгие разговоры с моими однокурсниками из разных уголков планеты не помогали. Они были согласны со мной во всём, и также как и я чувствовали, что нужно делать что-то большее, чем просто сидеть за учебниками четыре года. Но они не могли ничего поделать. Их грызли ожидания родителей, общества, обязательства перед собой. Они чувствовали, что “должны”.
«Надо закончить университет, получить диплом, а потом уже что-то делать» – говорили их родители, и мои. Но я чувствовал, что это не обязательно должно быть так.
Можно по-другому.
Помню, как я сидел в комнате своего общежития и думал об этом. Я тогда взял ручку, листок бумаги и нарисовал вертикальную линию, разделив бумагу на 2 столбика. Я назвал левый столбец “за”, правый “против”.
Далее, я принялся выписывать список всех аргументов, по которым мне стоит уйти или остаться в университете. Прошло 2 минуты. Внезапно я перестал писать и поднял голову.
Я понял, что просто искал рациональные причины остаться, хотя сам уже принял решение. Я знал, что мне нужно делать. Я встал из-за стола, порвал листок и выбросил в мусорку, которую делил с двумя своими соседями по общежитию.
Я решил уйти из университета и вернуться в Москву.
И так как мой путь к обучению в США был не только и не столько моим, сколько моего отца, я написал ему письмо.
Вот фрагмент этого письма:
Дорогой папа,
Я хочу разговаривать с тобой как взрослый со взрослым. Как отец с совершеннолетним сыном. Как ты 20 лет назад хотел поговорить со своим отцом.
Я принял решение уйти из Бабсона
Когда я делал выбор в пользу Бабсона, я смотрел на рейтинги топовых бизнес вузов США. Увы, сейчас я разочаровался в бизнес вузах в целом. Я не понимаю и отказываюсь понимать что значит "учиться бизнесу". Ценность образования в 17-20 лет ничтожна, потому то оно выбрано неправильно. А иначе и не бывает в таком возрасте.
У меня нет сомнений на тему "потерянного времени" - время никогда не "потеряно", покуда ты уверен в правильности своих действий. 2 года я был уверен в правильности своего намерения. Последние 6 месяцев сомневался, а теперь окончательно понял, что нет. Значит, пора что-то менять.
Я воспитан тобой мыслить индивидуально, иметь независимость мышления.
Это первое серьезное решение в моей жизни. Если тебе это все кажется бредом, незрелостью, то твое решение уйти в МГУ из МИСиСа твоему отцу казалось таким же. Вспомни себя 20 лет назад.
Когда еще, если не сейчас пробовать и ошибаться? У меня аж дух захватывает от мысли того, что я могу жить по своим правилам сейчас.
В конце концов, я просто хочу быть счастлив и жить свою жизнь - как ты учил :)
Верь в меня. Я тебя очень люблю, пап.
Твой сын,
Сергей Фалдин
Я нажал кнопку “Отправить” и пошел собираться. Тогда я еще не понимал, насколько это письмо могло звучать категорично.
Через пару часов я получил ответ:
Прочитал. Два раза прочитал. И вот что я тебе скажу.
Я понял и принял это твое решение. Оно твое и только твое, как и все последующие. You are on your own now. И тебе - только тебе - нести ответственность. Жизнь одна, и тебе ее жить.
Березовский как-то сказал "Нам некому передать свои достижения и не на кого списать свои ошибки".
Максим Фалдин
Эта переписка стала началом моего взросления.
Несколько дней спустя, летя в самолете рейсом Нью-Йорк – Москва, я усердно думал над тем, что буду делать дома.
“Как продолжить учиться, не сидя в университете?”
Учиться надо исходя от цели. Я это понимал. Я думал о том, как часто я в детстве представлял себе картинку успеха. Я видел картинку, но совершенно не понимал, какой путь за ней стоит.
“Вот бы спросить у кого-нибудь из успешных людей, как именно они добились успеха…”
У многих успешных людей, чьи истории я скрупулезно читал в Бабсоне, были менторы. Мне тоже нужен был ментор: кто-то, кто направит меня на правильный путь, даст совет и ответит на все мои вопросы. Кто сказал, что образование должно быть только формальным? Это могло бы стать моим образованием.
Всё детство я был окружен успешными людьми – предпринимателями, коллегами, друзьями и партнерами семьи.
“Что если я просто спрошу у них и у таких же, как они?”
Более того, что если я задам все вопросы, которые меня интересуют не одному, а, скажем, десяти самым успешным людям, до которых я только смогу добраться? И что, если я запишу это всё в формате интервью, чтобы передать своим друзьям в России, которые также как и я, мучаются с проблемами самоопределения и фундаментальными вопросами про жизнь, бизнес и образование?
“А вдруг никто не согласится?” – начал сомневаться я.
Самое худшее, что может произойти, думал я – получить отказ. И отказы были, их было много.
На протяжении шести месяцев, я писал, звонил и спрашивал у всех подряд контакты людей, кто могли бы мне помочь. На удивление, многие люди шли навстречу и поддерживали меня в этом пути.
То, что перед вами сейчас – книга, которая как книга никогда не планировалась. Эта книга – скорее, результат эксперимента и моего пути самообразования в течение последних 2-х лет.
Все интервью лежат в открытом доступе на YouTube. Их можно посмотреть в открытом доступе, загуглив фразу “10 менторов”. Поэтому я ни в коем случае не жду, что вы прочитаете её целиком (хотя это было бы здорово!), скорее, моей целью было создать настольную книгу – к которой можно возвращаться снова и снова за советом, лайхаком, мотивацией или напоминанием себе о том, что на самом деле, всё хорошо.
Читайте. Делайте записи. Улучшайтесь. И продолжайте узнавать больше про себя и про мир, в котором мы живем.
Кто такие «менторы»?
Об этом расскажу чуть позже. Для начала – история.
Шёл второй день программы orientation в Бабсоне. В американских ВУЗах принято первую неделю учебы отводить на знакомство: друг с другом, университетом, кампусом и всем тем, что будет окружать студентов последующие 4 года. Я всего пару дней назад приземлился в Бостоне и еще до конца не оправился от 8-часовой разницы во времени с Москвой.
Мой поток разбили на мини-группы по 10-15 человек. Моя группа в тот день ходила по кампусу, следуя за «ментором» – как правило, старшекурсником, который помогал освоиться студентам на новом месте. Мы выполняли различные упражнения на тимбилдинг, играли в игры на знакомство друг с другом и делали всё, чтобы «растопить лед».
Одно упражнение мне особенно запомнилось.
Мы вышли на лужайку в центре кампуса и встали в круг перед нашим «ментором». Темнокожий парень в очках по имени Крис, на вид с 3 или 4 курса, достал карандаш и говорит:
– Будем играть с вами в игру. Вы закроете глаза, а я спрячу этот карандаш здесь, на лужайке, – говорил он, очертив рукой периметр в воздухе. – Как только я скажу ‘Go!’, ваша задача будет ходить и молча искать карандаш глазами. Как только найдете, просто молча поднимите руку и сойдите с лужайки. Но искать именно молча и глазами…Understood?
Все кивнули.
Затем, как договаривались, все закрыли глаза, пока «ментор» Крис прятал карандаш куда-то на лужайке. Простояв около минуты с закрытыми глазами, я услышал громкий: ‘Gooo!!!’. Я открыл глаза и начал ходить по траве в поисках карандаша. Рядом со мной суетились другие студенты, делая тоже самое.
Я увидел, как некоторые успешно завершали игру, молча поднимали руку и сходили с травы на асфальт. “Быстро”– подумал я и вновь пробежался взглядом по области, в которой должен был находиться карандаш. Вдруг вдалеке я увидел что-то маленькое и желтое. Подойдя поближе, я разглядел предмет лучше – это был тот самый карандаш. Я довольно улыбнулся, поднял руку, посмотрев на «ментора» Криса и сошел с лужайки на асфальт.
– Отлично! Молодцы. Great job! – сказал Крис, когда последний студент сошел с травы, успешно выполнив задание. – Теперь мы попробуем еще раз. Только в этот раз, вы можете просить у меня подсказку. Запомните: если вы поймете, что вам нужна помощь, просто попросите её у меня. Sounds good?
Студенты молча кивнули, и кто-то громко крикнул “Yes!”.
«Пфф, помощь. Я и так справлюсь с поиском какого-то там карандаша» – подумал я, закрывая глаза, чтобы быть готовым начать второй раунд.
– Ready, set, go!! – услышал я, и резко открыл глаза.
В этот раз все студенты двигались намного быстрее, пытаясь победить друг друга. Быстрее двигался и я, глазами сканируя каждый сантиметр области, в которой должен был находиться карандаш.
Прошло тридцать секунд.
Я второй раз обошёл область, в которой должен быть карандаш. Но пока его не видел. «В этот раз сложнее» – подумал я.
Прошла минута…
На удивление, в этом раунде я не увидел, чтобы кто-то быстро закончил упражнение. Наоборот, казалось, все студенты были в замешательстве: куда мог пропасть кислотно-желтый карандаш на 20 квадратных метрах зеленой травы?! «Должно быть Крис запрятал его под травинками» – подумал я и принялся руками разгребать траву под собой.
Прошло две минуты с начала упражнения.
Я услышал смех, поднял голову и увидел, как парень в серой толстовке с надписью «BABSON» сошел с травы на асфальт. Я почувствовал, как кровь подступает к голове и я начинаю злиться. Если этот парень нашёл карандаш, значит он где-то есть! Но где?!
Я продолжил искать. В голове то и дело проносилась фраза Криса: «…если вы поймете, что вам нужна помощь, просто попросите её у меня…». Но нет. Помощи о поисках карандаша просить я не собирался. К тому же, мы же предприниматели, в лучшем предпринимательском университете США! Кто мы такие, чтобы просить о помощи? Мы должны делать всё сами.
Я продолжал искать.
…прошло еще тридцать секунд…
Это было просто немыслимо! Я увидел, как еще двое студентов сошли с травы, тихо хихикая и бормочя что-то про себя. А карандаша нет и нет. Я в четвертый раз обошёл периметр и почувствовал, что начинаю терять надежду. «Наверное, у тех студентов, что нашли карандаш, есть какое-то особенное чутье на карандаши» – подумал я с издевкой и продолжил искать.
…еще 30 секунд…
Я огляделся по сторонам. На траве стоял я и еще 4 таких же отчаянных студента, как и я. Большинство потока стояло на асфальте и внимательно наблюдали за нашими движениями. «А что, если воспользоваться помощью…?» – задумался я. «Нет, нет, нет!! Я должен найти карандаш сам… почему это так трудно?!» – тут же осёк я сам себя.
Я злился и продолжил искать с большей силой.
Я посмотрел на ребят, которые ищут карандаш вместе со мной. Такие же упертые, такие же отчаянные, ищут этот несчастный карандаш. Мне стало их жалко. А ведь я был такой же, как и они. Что за дурацкое упражнение?
«А, черт с ним! Попрошу о помощи. Это просто дурацкий карандаш» – сказал я себе и посмотрел на Криса, который стоял вместе с нами на лужайке всё это время.
То, что я увидел, поразило меня. Наш «ментор» Крис стоял в центре лужайки, скрестив руки и внимательно наблюдал за происходящим. За его левым ухом торчал желтый карандаш. Он был там всё это время.
– Молодцы, молодцы, great job! – начал хлопать Крис, показывая, что упражнение закончено. – Это было весело, – говорил он и все студенты засмеялись. – Чему это упражнение нас научило? Я вам сказал: вы можете просить о помощи, просто ask for help. Некоторые из вас воспользовались возможностями. Другие же…, – Крис посмотрел мне прямо в глаза, – …решили, что помощь им не нужна и они всё сделают сами. Пускай это будет вам уроком. Если у вас есть возможность просить о помощи, берите её. Всегда просите о помощи. Нет ничего плохого в том, чтобы получить поддержку в своём деле, что бы это ни было…
О чём говорит эта история? Правильно. О том, что если есть возможность просить о помощи – это надо делать. Какой смысл в том, чтобы пытаться делать всё самому? Человек, который добился всего сам и человек, который добился всего сам, но с помощью и поддержкой людей, окружающих его, одинаково успешны. Только один – выгоревший и уставший, а другой – счастливый и полон благодарности людям вокруг него. Этого очень часто не понимают у нас в стране и еще чаще не понимают амбициозные ребята, которые привыкли достигать всего сами.
Успех в жизни, работе, бизнесе – это никогда не история волка-одиночки, побеждающего врага за врагом. Это всегда история коллективного труда, команды, коллег, партнеров, менторов и помощников на пути. Где бы вы не были, всегда есть кто-то, кто может вам помочь.
Достаточно просто поднять голову…
Я часто вспоминаю историю карандаша в Бабсоне, когда сталкиваюсь с какой либо проблемой. Эта история, которая произошла во второй день моего обучения в университете научила меня больше, чем последующие 7 месяцев классов по финансам и статистике.
Просить о помощи – нормально. Именно про это проект «10 менторов» и книга, которую вы сейчас держите в руках.
Ментор – это не Господь Бог. И даже не супергерой Marvel. Это самый обычный человек, как правило, опытный и прошедший определенный путь. У таких людей есть карта этого пути – и часто они готовы ей поделиться и рассказать чего стоит ожидать, а что лучше избежать.
Я не говорю, что мы способны (или должны пытаться) научиться на чужих ошибках. Ошибки всё равно будут наши – и нам с вами на них учиться. И иногда успех сводится к тому, чтобы просто не ошибаться слишком часто. С помощью правильных менторов рядом и правильно заданных им вопросов, молодой человек способен сильно сократить время на достижение своих целей и увеличить свои шансы на успех.
Вернувшись в Москву из университета, я оглянулся по сторонам и понял, что такие люди в моей жизни есть.
Осталось лишь задать им правильные вопросы.
....