2019 году рэп стал главной музыкой в России. Рэперы собирают стадионы, становятся героями глянца, участвуют в «Голубом огоньке» на Первом канале, выступают на митингах и раздражают почти всех.
Bookmate Journal попытался разобраться в том, как устроен этот жанр и что в нем находят миллионы людей.
Тема
Рассказывает ли рэпер о своей жизни, сочиняет ли историю от лица вымышленного персонажа или говорит о какой-либо общественной проблеме — разнообразие тем, затронутых в рэпе, стремится к бесконечности. Внутри рэп-калейдоскопа много разных стеклышек: вот, пожалуйста, и нуарные боевики из 90-х группы «Кровосток», и автобиографические рассказы Скриптонита о детстве в Казахстане, остросоциальные высказывания Noize MC, и иронично-юмористические истории от Птицу Емъ.
Флоу
Флоу (англ. flow, «поток») — подача, сама манера исполнения рэпа, стиль читки. Это сплав интонационной составляющей (голос, смысловые ударения, паузы) и музыкальной (ритм, темп).
Флоу каждого рэпера уникален, а также он может меняться от трека к треку: чем разнообразнее и многоплановее флоу, тем интереснее слушать артиста. Сравните флоу GONE.Fludd в треках «Мамбл» и Boys Don't Cry. В первом случае он стремительный и даже агрессивный, во втором — более мелодичный и расслабленный.
Некоторые рэперы делают свой флоу математически точным, продуманным до мелочей. Чтобы добиться этого, составляют схемы флоу, в которых отмечают, где нужно взять паузу, замедлиться или, наоборот, ускориться.
Важно понимать, что качество флоу зависит не от скорости читки, но если артист умеет быстро читать без ущерба для восприятия текста, это может стать дополнительным средством выразительности.
Увеличение скорости читки FACE в середине первого куплета становится важным смысловым акцентом:
Рифмы
Рифмы — костяк рэп-текста. Именно благодаря им строчки переплетаются между собой, образуя связный и ритмично организованный массив словесных лабиринтов. Также рифмы придают тексту музыкальность — за счет повторяющихся и сочетающихся звуков. Рифмовать на глаголы считается дурным тоном: во-первых, это читерство (подставляйте нужный глагол — вот и вся забота), во-вторых, текст становится бледным и менее выразительным. Разнообразие же и сложность рифм обогащают лирику и делают ее многогранной.
Помимо уже упомянутых глагольных рифм также существуют:
Квадратные рифмы (у рифмующихся слов совпадают окончания)
Ох уж эти детки
Оверсайз, сетка
«Рабица», таблетки
Эд Харди кепка
Boulevard Depo «Ох уж эти детки»
Акцентные рифмы (у рифмующихся слов созвучные слоги)
Как совместить несовместимые вещи,
Такие как человечность и любовь к человечеству?
Быть честным, но избежать душевных увечий,
Остаться в живых и улизнуть от ужасающей вечности?
Дядя Женя «Солярис»
Внутренние рифмы (в строке рифмуется не одно слово, а несколько — в середине строки и в конце)
Я черный, как смола, девятка черная, как месса
Дуло черного ствола, как стены моего подъезда
Паутины, купола, как дети в поисках замесов
Ты такой же, как и я — ты зависим, ты за весом
масло черного тмина «Аппарат президента 2»
Двойные и тройные рифмы (рифмуются два и даже три слова в каждой строчке)
По местам подонки, всё на листах по полкам
Тебе знакомо это, так ставь в колонки
Тут черный ящик, будто Пакистан в коробке
OBLADAET feat. I1 «KOSMONAVT»
Полнострочные рифмы (рифмуются почти все слова в строчках в каждой из строк)
Годы словно Одиссея по окраинам
Город Лондон против всех, часть вторая, ман
Oxxxymiron «Лондон против всех. Часть 2»
В треке «Иллюзия свободы» исполнителя Dendy рифмуются только существительные:
Биты
Основу музыки в рэпе составляет бит — ритм песни.
Вопрос «что первично: биты или текст» напоминает проблему курицы и яйца. Кто-то отталкивается от того, что рэп — прежде всего музыка, и пишет строчки поверх готового бита. В этом случае бит может направлять творческую мысль артиста и оказывать влияние на текст, который еще предстоит сочинить. Но если уделить внимание сначала тексту, трек получится не менее цельным. Некоторые исполнители уверены, что готовый бит только отвлекает и мешает сконцентрироваться на лирике.
К примеру, рэпер Guerilla Black считает, что «самый чистый флоу приходит тогда, когда ты не пишешь под бит — просто слышишь все то, что происходит у тебя в голове, и берешь оттуда первую цельную мысль».
Какие-то артисты пишут биты сами, кто-то покупает готовые или даже берет их в аренду (в этом случае на тиражирование бита накладываются ограничения).
Иногда удачный бит делает трек с самым заурядным текстом хитом, а его исполнителя — звездой.
19-летний рэпер Big Baby Tape долгое время писал биты для других исполнителей, но впоследствии стал артистом и сам: его трек Gimme the Lootв ноябре 2018-го занял первое место по количеству обращений на международной платформе Genius, обогнав хиты Леди Гаги и Арианы Гранде. Не последнюю роль в его успехе сыграл оригинальный бит с семплом из трека Gimme the Loot американского рэпера The Notorious B.I.G.
Запись и дополнительные приемы
Едва ли кто-то придет на концерт артиста, не прослушав предварительно его треки. Разумеется, плохое качество записи может загубить гениальную во всех отношениях песню. Но для того чтобы записать что-то классное, не обязательно тратить деньги на дорогую студию — многие известные артисты в начале пути обходились домашним оборудованием и собственными навыками звукорежиссера.
Не менее важно отрепетировать читку перед записью, заранее продумать, в какие моменты будет уместно сделать вдох.
Некоторые рэперы записывают всего по две-три строчки, а потом склеивают их, чтобы избежать ошибок или наложить дополнительные вокальные эффекты.
Обычно исполнители стараются замаскировать склейки, но если качество сведения было не идеальным, внимательные слушатели могут их заметить. Другие же рэперы записывают все в один прием, и, как правило, лайвы таких артистов звучат куда гармоничнее.
Разнообразить запись можно с помощью дополнительного обвеса: бэков и эдлибов.
Бэк — это дорожка с вокалом, записанная поверх еще одной дорожки; благодаря бэкам вокал становится более «жирным», а текст звучит мощнее. Эдлибы — это импровизированные фразы или слова, которые помещают на задний план, чтобы трек звучал интереснее.
Некоторые артисты записывают скиты — небольшие скетчи, цель которых создать у слушателя ощущение присутствия внутри трека или же дополнительно раскрыть сценарий альбома. Примечательно, что в современном рэпе скиты используются все реже: популярность цифровых аудиоформатов позволила пропускать их и сделала их включение в альбом практически бесполезным.
Трек Скриптонита «Интро. Время возвращаться» начинается со скита, который длится почти полторы минуты:
Надеемся, нам удалось показать, что рэп устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Рекомендуем книгу:
«Как читать рэп», Пол Эдвардс
Автор: Карина Бычкова