Затейливые русские орнаменты, придающие аутентичность экстерьеру домов, одежде и предметам народных промыслов, насквозь пронизаны символизмом. Не последнее место в череде разнообразных этнических узоров занимают те, что имеют непристойное значение.
Женские символы
Группа авторов издания «Загадки Русского Междуречья» полагает, что орнаменты, в основе которых изображались ромб и треугольник, в культуре практически всех народов планеты традиционно олицетворяли воспроизводящую, детородную силу женщины и её внешние половые органы.
Называемый «дельтой Венеры» треугольник с обращённый вниз вершиной представлял собой женские гениталии с наружной стороны, а ромб, получавшийся из сложения двух треугольников - во фривольном вагинальном ракурсе.
Обычно треугольно-ромбическими символами обильно украшали женскую одежду, кроме того их наносили на антропоморфные старинные фигурки и обереги, отождествлявшиеся с представительницами прекрасного пола.
Ромбические узоры кроме охранительной функции имели и информативную составляющую, сообщая окружающим о статусе стоящей перед ними дамы.
Согласно зародившимся в доисторические времена понятиям, чистый ромб символизировал целомудрие, и одежду с подобным рисунком могла носить лишь непорочная девушка. Если в центре ромба изображалась одна точка, то всем было ясно, что пред ними лишившаяся девственности замужняя женщина, а если четыре или больше точек, следовательно, она уже успела познать радость материнства.
Безусловную сексуальную нагрузку несут на себе изображения лебедей с туловищами из череды разнокалиберных ромбов, нанесённые на керамику, обнаруженную на полуострове Ямал.
Этот предмет материальной культуры является ярким символом матриархата, не менее сочно проявившемся в мальтинских «узорах». Данные орнаменты были найдены при раскопках близ Иркутска и представляют собой отчётливо изображенную на непонятном артефакте женскую половую систему.
Еще одним орнаментом, указывающим на женское начало является символ рожаница, который обрисовывается в двух ипостасях: если «ножки» схематично представленной дамы направлены к центру, значит, плодоносная сила рассеяна в окружающем мире, а если внутрь – воспроизводящая мощь сконцентрирована в самом субъекте.
Мужские символы
К числу русских орнаментов, символизировавших мужское начало, относятся дубовые листья, очертания коней, прочих сильных животных, а также правосторонняя свастика и кривоножка.
В чистом виде фаллические мотивы в русской орнаменталистике встречаются крайне редко, но увидеть их можно, например, на полотенце, вышитом в Тверской области.
Куда чаще на Руси мужская семантика переносилась не на орнамент, а на предмет материальной культуры, на который наносился узор.
В связи с этим скалки, столбы, кнутовища, черенки ложек, ручки ковшей, а также иные предметы обихода, имевшие торчковую форму, наделялись непристойным значением и изобиловали эротическими картинами.
Особое место среди подобных вещей занимала прялка, которая делалась мужскими руками и слыла традиционным даром невесте, жене, дочери.
Связанная с идеей плодородия и чётко выраженной символикой обезличенного мужского начала, она концентрировала в себе энергию всех представителей сильного пола конкретного рода.
Поэтому на донце некоторых прялок изображалась мужская полу фигура со скрещёнными на груди руками, с обрамлённым бородой лицом, пышными усами и шевелюрой.
С точки зрения эротического подтекста наибольший интерес представляют прялки, хранящиеся в Вологодском музее-заповеднике, на лопатке одной из которых помещено откровенное изображение мужчины с большими глазами и внушительным признаком пола.
А на других выставочных образцах отчётливо просматривается ненормативное трёхбуквенное слово, которое в русской нецензурной лексике обозначает мужское воспроизводящее начало.