Найти тему
Helena Z

Ты знаешь, как сходят с ума?

Такой вопрос неожиданно задала мне моя новая знакомая, когда выяснилось, что нам вместе предстоит провести какое-то количество времени. Я, честно, сказать, не всегда расположена к откровенным беседам. Но люблю пожилых людей, ценю их общество, и вообще старики для меня - часть чего-то, что никогда уже не вернётся. Разве можно упускать возможность побеседовать с человеком другого поколения? Никогда не знаешь какой мир откроется перед тобой...

Старушка меня заинтересовала: вся в чёрном, одета чисто и опрятно. Живые глаза, тонкие черты лица. Лицо вообще какое-то иконописное. Как на старинной картине. Одень её в старинное платье - без грима можно старых аристократок в театре играть. Видно, что была красавицей. Я так ей и сказала.

-Да. Была, - улыбнулась моя собеседница. - Но счастье, сама знаешь, не в красоте. Время есть. Расскажу сейчас.

И, устроившись поудобнее, она улыбнулась совсем по-молодому, задорно! Я же была совсем не против рассказа, даже наоборот!

- Выросла я в Польше, наша семья имела хороший особняк и изрядный кусок земли в пригороде Варшавы. В семье, кроме меня, росли две сестры. Нельзя сказать, что мы все были дружны... В основном я проводила время с отцом - он брал меня во все свои деловые поездки. Я была гордостью отца - самая способная. На семейном совете было решено, что я буду учиться изящным искусствам во Франции - наша семья жила в достатке.

Но вместо изящных искусств очень скоро, сразу после скоропостижной смерти отца, я оказалась замужем за мужчиной, который присматривал в нашем хозяйстве за скотиной.

Да. Что произошло? Сначала я и сама не понимала. Мать и раньше почему-то не особенно меня жаловала, но после похорон сразу объявила мне свою волю: никакой учёбы, замуж за Станислава - он был из самой бедной семьи в наших местах. Я приняла это за шутку. Но мама не шутила! Обманом и силой меня повенчали, я и ахнуть не успела. Никто за меня не заступился.

Я ничего не понимала. Мне только позволили взять одежду и велели переезжать в его дом, где жили ещё пять человек и был земляной пол!

Я первые дни сидела у окна в моей новой семье и просто пыталась понять, что это не сон. Муж - теперь уже муж! - меня не тревожил. Он был старше меня на 14 лет. И у меня не было сил даже плакать - я понять хотела что произошло. Ничего не ела, не спала. Помню, встала и вышла из дома. Ты не знаешь как сходят с ума? Я сейчас расскажу.

Я смотрела на нашу ратушу и не знала что это и где я нахожусь. Искала знакомые ориентиры. И никак не могла понять, кто я и что я делаю возле этой ратуши. Какие-то люди что-то кричали... Меня нашел муж. Сказал, что началась война и что мы уезжаем в деревню, где живёт его брат.

Я была как заторможенная - в деревню так в деревню. Муж уехал воевать. Вообще, здесь, в деревне, все меня жалели, но относились как к дурочке. Ничего особенного с меня не требовали. Картошку велят чистить - почищу. Сунут веник в руку - подмету. И сижу опять. Как во сне. Брат всё пытался меня растормошить. Он-то и рассказал, кто я. Незаконнорожденная. Отец взял меня от матери и воспитывал как дочь. Жена его всё знала и помалкивала, а после его смерти - вот оно как получилось. Гнев свой унять не смогла.

Ты знаешь - мне сразу легко стало. Как будто душу отпустило! Вот что значит правда. А то я всё себя винила! Я вокруг себя оглянулась. Стала соображать как жить дальше!

Рассказать, как я в России о

казалась?

(Продолжение следует!)