Найти в Дзене
Наша Вологда

Триумф и трагедия Камерного драматического театра

За 20 лет ра­бо­ты Ка­мер­ный дра­ма­ти­че­ский театр стал на­сто­я­щим пол­но­моч­ным по­слом во­ло­год­ской куль­ту­ры. Его ар­ти­сты по­бы­ва­ли прак­ти­че­ски на всех пре­стиж­ных фе­сти­ва­лях мира – в Гер­ма­нии, Поль­ше, Из­ра­и­ле, Егип­те, Ту­ни­се, Фран­ции, Люк­сем­бур­ге, Ма­ке­до­нии, Ал­ба­нии, Тыве, Ар­ме­нии, Уз­бе­ки­стане, Кир­ги­зии, Бе­ло­рус­сии, Укра­ине, Литве, во мно­гих рос­сий­ских го­ро­дах. И где бы ни вы­сту­пал этот ма­лень­кий театр, везде его спек­так­ли про­хо­ди­ли с ан­шла­гом.

Уни­каль­ная труп­па не раз от­ме­ча­лась пре­стиж­ны­ми на­гра­да­ми: «Гран-​при», при­за­ми «За луч­ший спек­такль», «За луч­шую ре­жис­су­ру», «За луч­ший ак­тер­ский ан­самбль», «За луч­шую жен­скую роль». В «ко­пил­ке» на­град Ка­мер­но­го дра­ма­ти­че­ско­го пока нет толь­ко «Зо­ло­той маски». Хотя спек­такль «Оскол­ки Рас­коль­ни­ко­ва» вы­дви­га­ли и на эту пре­мию. Были даже под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты и сде­ла­на ви­део­за­пись, но театр по­те­рял по­ме­ще­ние, труп­па почти рас­па­лась, и было уже не до «Зо­ло­той маски».

Потом все вроде бы на­ла­ди­лось, и имя Во­ло­год­ско­го КДТ снова за­зву­ча­ло в те­ат­раль­ном мире. Но вот недав­но – всего несколь­ко ме­ся­цев назад – на юби­лей­ном ве­че­ре, по­свя­щен­ном 20-​летию те­ат­ра, про­зву­ча­ло, что КДТ опять пе­ре­ез­жа­ет на новое место жи­тель­ства. Снова пред­сто­ит строй­ка, уже тре­тья, и са­мо­сто­я­тель­но те­ат­ру не спра­вить­ся…

Об этом наша бе­се­да с ди­рек­то­ром Ка­мер­но­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра, за­слу­жен­ной ар­тист­кой Рос­сии, ла­у­ре­а­том Го­су­дар­ствен­ной пре­мии РСФСР им. Ста­ни­слав­ско­го Ири­ной Джа­па­ко­вой (на сним­ке).

– Когда мы об­ре­ли дом на Ле­ни­на, 5, то ве­ри­ли, что на­все­гда, – при­зна­ет­ся Ирина. – Ре­мон­ти­ро­ва­ли целый год. Нам по­мо­га­ли дру­зья, со­чув­ству­ю­щие. Люди при­хо­ди­ли и го­во­ри­ли: «Сами вы не оси­ли­те! Да­вай­те при­шлем стро­и­тель­ную бри­га­ду. До­бы­вай­те ма­те­ри­а­лы!» Или да­ва­ли день­ги на ре­монт по­тол­ков и полов. Брали мы на ре­монт и бан­ков­ские кре­ди­ты… Театр по­стро­и­ли. Про­ра­бо­та­ли че­ты­ре пол­но­цен­ных се­зо­на. И вот снова пе­ре­езд, снова ре­монт, снова ту­ман­ное бу­дущее…

– Ирина Ми­хай­лов­на, а по­че­му воз­ник во­прос о про­да­же зда­ния на Лени­на, 5?

-2

– Смеж­ное с нами зда­ние купил пред­при­ни­ма­тель, начал ре­мон­ти­ро­вать. В ходе работ экс­ка­ва­то­ром под­ры­ли фун­да­мент дома, в ко­то­ром на­хо­дил­ся наш театр. В ре­зуль­та­те на ис­то­ри­че­ском зда­нии пошла тре­щи­на. Вла­сти обя­за­ли нас об­сле­до­вать зда­ние. Мы вы­зва­ли неза­ви­си­мую экс­пер­ти­зу. Она по­ка­за­ла, что раз­ры­тый фун­да­мент и по­слу­жил при­чи­ной беды. На пер­вом этаже, где рас­по­ла­гал­ся театр, ущерб ока­зал­ся ми­ни­маль­ным. Ниж­нее по­ме­ще­ние ис­поль­зо­вать можно, а на вто­ром и тре­тьем – толь­ко ча­стич­но. В общем, зда­ние тре­бу­ет ре­мон­та. Но у об­ла­сти на ре­монт денег нет. Вот и яви­лось на свет пре­муд­рое ре­ше­ние – про­дать зда­ние.

В июне по­явил­ся новый хо­зя­ин. Ему нужно де­лать ре­монт. По воз­мож­но­сти мы осво­бо­ди­ли по­ме­ще­ния, ко­то­рые смог­ли. Прав­да, у нас есть обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рое мы смо­жем пе­ре­вез­ти лишь тогда, когда будет пол­но­стью го­то­ва новая пло­щад­ка. А пока в новом зда­нии даже пола нет, не успе­ва­ем. Но на­де­ем­ся, что к ок­тяб­рю все же пе­ре­едем.

– Новый адрес КДТ – Мира, 20. Он вас устраи­вает?

– Зна­е­те, мы рас­смот­ре­ли много ва­ри­ан­тов пе­ре­ез­да. Но все зда­ния не под­хо­ди­ли. Либо это было на окра­ине го­ро­да, либо по­ме­ще­ние на­хо­ди­лось в столь ужас­ном со­сто­я­нии, что его ре­монт нам было не оси­лить. А потом слу­чай­но узна­ли о на­ли­чии зала в доме на Мира, 20. По­смот­ре­ли и ре­ши­лись! Толь­ко бы хва­ти­ло сил и му­же­ства все до­ве­сти до конца. Но по­ла­гаю, что смо­жем, тем более что по­доб­ные пе­ре­ме­ны нам не впер­вой. Хотя, ко­неч­но, я ду­ма­ла, что ре­монт в по­ме­ще­нии на улице Ле­ни­на будет по­след­ним стро­и­тель­ным по­дви­гом в моей жизни. Но вот мы снова ре­мон­ти­ру­ем­ся…

Но глав­ное все-​таки в дру­гом: нам по­мо­га­ют пре­одо­леть беду мно­гие во­лог­жане, а это зна­чит, что мы нужны род­но­му го­ро­ду.

– Во­лог­жане охот­но от­кли­ка­ют­ся на ваши прось­бы?

-3

– Да, люди ис­кренне нам по­мо­га­ют. Низ­кий по­клон всем нашим доб­ро­воль­ным по­мощ­ни­кам! Они при­хо­дят по пер­во­му зову. Во­лон­те­ров уже два­дцать че­ло­век. Это и мо­ло­дежь, и люди сред­не­го воз­рас­та. При­хо­дят в любое время – позд­ни­ми ве­че­ра­ми, в вы­ход­ные, в от­пус­ках. Неко­то­рые це­лы­ми се­мья­ми при­хо­дят! По­мо­га­ют пе­ре­но­сить вещи, уби­рать стро­и­тель­ный мусор. Без по­мо­щи во­лог­жан мы бы ни­че­го не смог­ли. Мы же не стро­и­те­ли. А тут ино­гда со­вер­шен­но незна­ко­мые люди пе­ре­во­дят день­ги для ре­мон­та, по­ку­па­ют обо­ру­до­ва­ние, строй­ма­те­ри­а­лы, сан­тех­ни­ку. Они при­ез­жа­ют на своем ав­то­транс­пор­те, пред­ла­га­ют по­мощь в пе­ре­воз­ке де­ко­ра­ций, ко­стю­мов и дру­го­го те­ат­раль­но­го иму­ще­ства. При­чем мно­гих из них мы видим впер­вые. За­ме­ча­тель­ные люди! Зна­чит, неда­ром мы ра­бо­та­ли эти два­дцать лет. Нас знают, нас любят и по­ни­ма­ют нашу роль в во­ло­год­ской те­ат­раль­ной куль­ту­ре.

– По сло­жив­шей­ся тра­ди­ции те­ат­раль­ный сезон в КДТ не за­кан­чи­ва­ет­ся даже летом. А как об­сто­я­ли дела в этом году?

– Впер­вые за 20 лет наши ар­ти­сты в июле и ав­гу­сте не вы­хо­дят на сцену. Мы иг­ра­ли спек­так­ли до конца июня. А потом наша труп­па пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лась в шту­ка­ту­ров, ка­мен­щи­ков и раз­но­ра­бо­чих... Для нас глав­ное – сцену и зри­тель­ный зал под­го­то­вить. Он будет немно­го боль­ше, чем на Ле­ни­на, 5. Преж­ний зал вме­щал 50 че­ло­век, а этот рас­счи­тан на 70. Уже в ок­тяб­ре мы нач­нем при­ни­мать зри­те­лей.

– В ок­тяб­ре? Здесь же ра­бо­ты – край непо­ча­тый!

– На рас­кач­ку вре­ме­ни нет. Мы долж­ны иг­рать спек­так­ли. Может быть, не в на­ча­ле ок­тяб­ря от­кро­ем сезон, в се­ре­дине ме­ся­ца… Нас же никто не фи­нан­си­ру­ет. Надо успеть! Да, про­тек­шие по­тол­ки… Стены и полы в ужас­ном со­сто­я­нии. Но мы по­ста­ра­ем­ся сде­лать все быст­ро. Пусть и не ши­кар­но, но уютно и кра­си­во. До­во­дить до ума внут­рен­ние по­ме­ще­ния, гри­мер­ки, ко­стю­мер­ные будем позже, по мере сил и воз­мож­но­стей…

– В про­шлый раз, когда театр ока­зал­ся без по­ме­ще­ния, вы по­те­ря­ли прак­ти­че­ски всех ак­те­ров. А как об­сто­ят дела сей­час?

– На этот раз все не так тра­гич­но. Осе­нью нам пред­сто­ит при­нять уча­стие в трех очень важ­ных фе­сти­ва­лях, на ко­то­рые нас при­гла­си­ли давно – год назад, пол­то­ра…

Несмот­ря на труд­но­сти, мы под­го­то­ви­ли по­тря­са­ю­щую пре­мье­ру – му­зы­каль­ный спек­такль по по­ве­сти Ва­си­ля Бы­ко­ва «Аль­пий­ская бал­ла­да». В те­ат­ре яркая ак­тер­ская ко­ман­да – Елена Смир­но­ва, Нази Ма­га­ла­шви­ли, Анна Кар­пу­но­ва, Алек­сандр Сер­ге­ен­ко. Скоро в труп­пу во­льют­ся за­ме­ча­тель­ные ар­ти­сты – Мак­сим и Кри­сти­на Слеп­чен­ко­вы. В нашей ком­па­нии уди­ви­тель­ные Ев­ге­ний Дум­нов и Дмит­рий Ма­кля­ков. Кроме того, у нас по­тря­са­ю­щая ад­ми­ни­стра­тив­ная груп­па – Ирина Вол­ко­ва и Вик­то­рия Гре­бел­ки­на...

В нашем те­ат­ре ни один ар­тист не может за­ме­нить дру­го­го. Все – аб­со­лют­но раз­ные люди. Яркие ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Это дает боль­шие воз­мож­но­сти для необыч­ных по­ста­но­вок. Не слу­чай­но наши ак­те­ры могут иг­рать все – они уни­вер­са­лы. Про­сто уни­каль­ный кол­лек­тив с по­тря­са­ю­щим ли­де­ром Яко­вом Ру­би­ным. Этого ре­жис­се­ра знают, любят и меч­та­ют за­по­лу­чить мно­гие рос­сий­ские и за­ру­беж­ные те­ат­ры, но он оста­ет­ся здесь, в Во­лог­де, по­то­му что любит наш город и про­дол­жа­ет ра­бо­тать на его благо. Ре­жис­сер та­ко­го уров­ня про­сто бес­це­нен! В год он ста­вит 5-6 спек­так­лей. Щедро де­лит­ся своим даром, и кто бы к нему ни об­ра­тил­ся за по­мо­щью, – всем по­мо­га­ет.

У нас на­ра­бо­тан боль­шой ре­пер­ту­ар. Толь­ко иду­щих спек­так­лей в афише – 25! При труп­пе в пять че­ло­век. А во­об­ще, за годы су­ще­ство­ва­ния КДТ сыг­ра­ли боль­ше 60 пре­мьер. При­хо­дим в театр рано утром и за­ча­стую на­хо­дим­ся здесь до глу­бо­кой ночи, по­то­му что всю ра­бо­ту де­ла­ем сами. Но мы не роп­щем, ведь театр – это наша жизнь.

– А вас не сму­ща­ет, что Ка­мер­ный дра­ма­ти­че­ский театр будет те­перь рядом с го­род­ским рын­ком?

– Что ж, будем «оду­хо­тво­рять» ры­ноч­ную ат­мо­сфе­ру! Рос­сий­ский театр все­гда вы­пол­нял бла­го­род­ную мис­сию пре­вра­щать де­я­те­лей тор­гов­ли в по­кро­ви­те­лей ис­кусств. К сча­стью, не все в этой жизни из­ме­ря­ет­ся день­га­ми…

Нина Ав­дюш­ки­на

Фото yandex.ru