За 20 лет работы Камерный драматический театр стал настоящим полномочным послом вологодской культуры. Его артисты побывали практически на всех престижных фестивалях мира – в Германии, Польше, Израиле, Египте, Тунисе, Франции, Люксембурге, Македонии, Албании, Тыве, Армении, Узбекистане, Киргизии, Белоруссии, Украине, Литве, во многих российских городах. И где бы ни выступал этот маленький театр, везде его спектакли проходили с аншлагом.
Уникальная труппа не раз отмечалась престижными наградами: «Гран-при», призами «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За лучший актерский ансамбль», «За лучшую женскую роль». В «копилке» наград Камерного драматического пока нет только «Золотой маски». Хотя спектакль «Осколки Раскольникова» выдвигали и на эту премию. Были даже подготовлены документы и сделана видеозапись, но театр потерял помещение, труппа почти распалась, и было уже не до «Золотой маски».
Потом все вроде бы наладилось, и имя Вологодского КДТ снова зазвучало в театральном мире. Но вот недавно – всего несколько месяцев назад – на юбилейном вечере, посвященном 20-летию театра, прозвучало, что КДТ опять переезжает на новое место жительства. Снова предстоит стройка, уже третья, и самостоятельно театру не справиться…
Об этом наша беседа с директором Камерного драматического театра, заслуженной артисткой России, лауреатом Государственной премии РСФСР им. Станиславского Ириной Джапаковой (на снимке).
– Когда мы обрели дом на Ленина, 5, то верили, что навсегда, – признается Ирина. – Ремонтировали целый год. Нам помогали друзья, сочувствующие. Люди приходили и говорили: «Сами вы не осилите! Давайте пришлем строительную бригаду. Добывайте материалы!» Или давали деньги на ремонт потолков и полов. Брали мы на ремонт и банковские кредиты… Театр построили. Проработали четыре полноценных сезона. И вот снова переезд, снова ремонт, снова туманное будущее…
– Ирина Михайловна, а почему возник вопрос о продаже здания на Ленина, 5?
– Смежное с нами здание купил предприниматель, начал ремонтировать. В ходе работ экскаватором подрыли фундамент дома, в котором находился наш театр. В результате на историческом здании пошла трещина. Власти обязали нас обследовать здание. Мы вызвали независимую экспертизу. Она показала, что разрытый фундамент и послужил причиной беды. На первом этаже, где располагался театр, ущерб оказался минимальным. Нижнее помещение использовать можно, а на втором и третьем – только частично. В общем, здание требует ремонта. Но у области на ремонт денег нет. Вот и явилось на свет премудрое решение – продать здание.
В июне появился новый хозяин. Ему нужно делать ремонт. По возможности мы освободили помещения, которые смогли. Правда, у нас есть оборудование, которое мы сможем перевезти лишь тогда, когда будет полностью готова новая площадка. А пока в новом здании даже пола нет, не успеваем. Но надеемся, что к октябрю все же переедем.
– Новый адрес КДТ – Мира, 20. Он вас устраивает?
– Знаете, мы рассмотрели много вариантов переезда. Но все здания не подходили. Либо это было на окраине города, либо помещение находилось в столь ужасном состоянии, что его ремонт нам было не осилить. А потом случайно узнали о наличии зала в доме на Мира, 20. Посмотрели и решились! Только бы хватило сил и мужества все довести до конца. Но полагаю, что сможем, тем более что подобные перемены нам не впервой. Хотя, конечно, я думала, что ремонт в помещении на улице Ленина будет последним строительным подвигом в моей жизни. Но вот мы снова ремонтируемся…
Но главное все-таки в другом: нам помогают преодолеть беду многие вологжане, а это значит, что мы нужны родному городу.
– Вологжане охотно откликаются на ваши просьбы?
– Да, люди искренне нам помогают. Низкий поклон всем нашим добровольным помощникам! Они приходят по первому зову. Волонтеров уже двадцать человек. Это и молодежь, и люди среднего возраста. Приходят в любое время – поздними вечерами, в выходные, в отпусках. Некоторые целыми семьями приходят! Помогают переносить вещи, убирать строительный мусор. Без помощи вологжан мы бы ничего не смогли. Мы же не строители. А тут иногда совершенно незнакомые люди переводят деньги для ремонта, покупают оборудование, стройматериалы, сантехнику. Они приезжают на своем автотранспорте, предлагают помощь в перевозке декораций, костюмов и другого театрального имущества. Причем многих из них мы видим впервые. Замечательные люди! Значит, недаром мы работали эти двадцать лет. Нас знают, нас любят и понимают нашу роль в вологодской театральной культуре.
– По сложившейся традиции театральный сезон в КДТ не заканчивается даже летом. А как обстояли дела в этом году?
– Впервые за 20 лет наши артисты в июле и августе не выходят на сцену. Мы играли спектакли до конца июня. А потом наша труппа переквалифицировалась в штукатуров, каменщиков и разнорабочих... Для нас главное – сцену и зрительный зал подготовить. Он будет немного больше, чем на Ленина, 5. Прежний зал вмещал 50 человек, а этот рассчитан на 70. Уже в октябре мы начнем принимать зрителей.
– В октябре? Здесь же работы – край непочатый!
– На раскачку времени нет. Мы должны играть спектакли. Может быть, не в начале октября откроем сезон, в середине месяца… Нас же никто не финансирует. Надо успеть! Да, протекшие потолки… Стены и полы в ужасном состоянии. Но мы постараемся сделать все быстро. Пусть и не шикарно, но уютно и красиво. Доводить до ума внутренние помещения, гримерки, костюмерные будем позже, по мере сил и возможностей…
– В прошлый раз, когда театр оказался без помещения, вы потеряли практически всех актеров. А как обстоят дела сейчас?
– На этот раз все не так трагично. Осенью нам предстоит принять участие в трех очень важных фестивалях, на которые нас пригласили давно – год назад, полтора…
Несмотря на трудности, мы подготовили потрясающую премьеру – музыкальный спектакль по повести Василя Быкова «Альпийская баллада». В театре яркая актерская команда – Елена Смирнова, Нази Магалашвили, Анна Карпунова, Александр Сергеенко. Скоро в труппу вольются замечательные артисты – Максим и Кристина Слепченковы. В нашей компании удивительные Евгений Думнов и Дмитрий Макляков. Кроме того, у нас потрясающая административная группа – Ирина Волкова и Виктория Гребелкина...
В нашем театре ни один артист не может заменить другого. Все – абсолютно разные люди. Яркие индивидуальности. Это дает большие возможности для необычных постановок. Не случайно наши актеры могут играть все – они универсалы. Просто уникальный коллектив с потрясающим лидером Яковом Рубиным. Этого режиссера знают, любят и мечтают заполучить многие российские и зарубежные театры, но он остается здесь, в Вологде, потому что любит наш город и продолжает работать на его благо. Режиссер такого уровня просто бесценен! В год он ставит 5-6 спектаклей. Щедро делится своим даром, и кто бы к нему ни обратился за помощью, – всем помогает.
У нас наработан большой репертуар. Только идущих спектаклей в афише – 25! При труппе в пять человек. А вообще, за годы существования КДТ сыграли больше 60 премьер. Приходим в театр рано утром и зачастую находимся здесь до глубокой ночи, потому что всю работу делаем сами. Но мы не ропщем, ведь театр – это наша жизнь.
– А вас не смущает, что Камерный драматический театр будет теперь рядом с городским рынком?
– Что ж, будем «одухотворять» рыночную атмосферу! Российский театр всегда выполнял благородную миссию превращать деятелей торговли в покровителей искусств. К счастью, не все в этой жизни измеряется деньгами…
Нина Авдюшкина
Фото yandex.ru