Найти тему

Чем менеджмент по-русски отличается от зарубежного менеджмента?

Поиск собственного бизнес-пути зачастую приводит к неизбежному выбору между отечественной системой управления и западным алгоритмом. Возможность комбинировать эти два направления рассматривается крайне редко. Слишком уж разными представляются менеджмент российский и зарубежный.

Стоит отметить, что под «западным менеджментом» сегодня понимается «все, что не российское» и к территориальному расположению понятие отношение имеет весьма опосредованное. Западный — как клеймо качества, гарантия успешности, а потому к нему относится менеджмент крупных компаний из списка Fortune 500, куда входят корпорации США, Европы и Азии.

«Отечественный» или «постсоветский» менеджмент — это скорее причастность, нежели происхождение. Даже если компания работает на европейском рынке, но управляется выходцем из стран СНГ, ее менеджмент все равно будет отечественным, хоть и отечество у нас теперь разное. Такой стиль управления характеризуется консервативностью. Наличием собственных особенностей и оторванностью от всемирного прогресса и роста.

Основные различия

В списке различий больше пунктов, чем в списке возможных точек соприкосновения. Основными параметрами, по которым эти две модели имеют диаметрально противоположные характеристики, являются:

  • Стиль и формат управления. Западный — это демократия, отечественный — авторитаризм. Коллегиальность принятия решений (а по сути, делегирование ответственности) против единоличного управления на основе полного подчинения.
  • Сложность процессов. В России и странах СНГ управление представляется процессом, отягощенным бюрократической системой. Множество должностей и даже целых отделов занимается, по сути, перекладыванием бумаг из одной папки в другую. Зато создается видимость деятельности. Бюрократия процветает не только внутри компаний, но и за пределами их офисов. Любое решение, одобрение или согласование превращается в затянутый процесс, на каждом этапе которого сидит свой «сфинкс», который расширяет список испытаний. А виной всему пресловутый менталитет.
  • Минимум международной менеджерской практики. Стажировка в компаниях или участие мероприятиях международного уровня расценивается отечественными руководителями, как бесполезная трата времени. К тому же многие не владеют английским даже на базовом уровне, а значит и участия в международных мероприятиях принять не могут.
  • Отторжение передовых идей. Считается, что отечественный управленец, как огня боится любых изменений. Однако, многие несущественные нововведения, носящие, порой, исключительно ритуальный характер, приживаются на «ура». Западники же ориентируются, прежде всего, на результат. И если для этого придется перекрасить волосы в красный, а офис расписать под хохлому, поверьте, уже завтра все будет сделано в соответствии с ультрамодной методикой.
  • Кадры решают все, но не у нас. У нас принято руководствоваться схемой: я — начальник, ты — дурак. Отсюда и сверхурочные за «спасибо», и создание дешевых, но увы, далеко не всегда комфортных и безопасных рабочих мест… И многое другое.

Конечно, вы угадали, что в статье речь шла о стереотипах, которые нередко приписывают российским и западным компаниям. На деле - у них не так все гладко, а у нас не так все плохо.

Кстати, использование системы учета рабочего времени Kickidler позволяет автоматизировать функцию контроля персонала, что позволяет сделать управленческие процессы в вашей компании более эффективными.