В IT-бизнесе выигрывает та компания, которая предоставляет рынку не просто продукт, а строит полноценную экосистему, со временем обрастая новыми проектами и сотрудниками, готовыми создавать востребованные продукты. Чтобы управлять всеми процессами, компания «выращивает» тимлидов – специалистов, способных самостоятельно управлять командой и поддерживать эффективность работы в целом. Обычно тимлидами становятся бывшие разработчики, которые со временем «доросли» до новой должности. Такой подход является самым верным, ведь в этом случае можно рассчитывать на грамотную экспертизу, а у нового тимлида есть хорошая история работы в компании. Бакберген Амренов, тимлид команды фронтенд разработчиков DAR поделился мнением о том, как тимлиду найти баланс между технической командой и бизнесом и как личные качества влияют на эффективность работы всего коллектива.
Два в одном
Еще в начале своей работы, новому тимлиду придется пересмотреть систему ценностей, понимание своих задач и систему оценки своих результатов и результатов команды. В зависимости от размера компании, роль тимлида может сводиться как к управлению конкретной командой, так и к развитию всего направления целиком. При этом необходимо быть готовым к тому, что разработчики будут требовать от тимлида высоких технических навыков, а бизнес - выполнения менеджерских задач. Как раз поэтому тимлиду нужно найти баланс между тем и другим. С одной стороны, чистый код больше не может считаться мерой успеха или эффективной работы. С другой - в ИТ тимлидом может стать только тот, кто понимает процессы разработки софта и его реализации на практике. Тимлид, который не понимает технических деталей своего дела, просто не может участвовать в улучшении проекта.
Скорость принятия решений
Сразу после того, как вы берете на себя ответственность за команду, вместе с ней на вас ложится ряд обязанностей, среди которых скорость принятия решений, которые поступают от бизнеса одновременно с запросами команды. Поспешные решения приносят больше вреда, но для управления продуктивной и успешной командой, тимлид должен задавать рабочий ритм, в котором будет двигаться остальные.
Soft skills, а не психология
Любой, даже самый хороший специалист, который не стремится к взаимодействию с командой, скорее вреден, чем полезен. Эффективные коммуникации позволят получать четкое представление о том, какие цели стоят перед командой и чего вы пытаетесь достичь. Если тимлид не можете объяснить остальным поставленных целей, достичь каких-либо результатов будет практические невозможно, точно также, как невозможно в одиночку сделать большие проекты, ведь чем сложнее бизнес-задача, тем более масштабное значение приобретает тимлид.
Кроме того, важно погружаться в работу, которую выполняют все остальные. Например, заниматься code review или создание презентаций. Помогая другим, тимлид сможет построить доверительные отношения с остальными членами команды. В социальных навыках есть и обратная сторона. Важно понимать своих сотрудников, но не становится для них психологом.
Профессиональный рост членов команды
Эффективность сотрудников становится эффективностью всей команды, а этот показатель будет напрямую зависеть от профессионального роста и мотивации ваших сотрудников. Тимлид должен грамотно выстраивать процесс обучения всех членов команды, понимать, какая деятельность будет лучше вписывается в роль того или иного сотрудника в компании и правильно соотносить собственные интересы сотрудников с бизнес-задачами компании. Например, если разработчик хочет изучать администрирование баз данных, то задачей тимлида здесь становится использование полученных знаний в интересах бизнеса. Даже в случае, если сам тимлида не располагает таким количеством знаний в определенной области, он может знакомить своих сотрудников с нужным специалистами, организовать внутрикорпоративные курсы или дать время разобраться в проблеме самому сотруднику. Ситуация, когда у разработчика или у тимлида отсутствуют знания в какой-то области вполне нормальна.
Собственный рост
Самая правильная мотивация для тимлида – возможность заниматься проектами, которые тебе нравятся и при этом быть готовыми принять ответственность за результат своей работы. Любой тимлид должен быть драйвером своих сотрудников, но из-за постоянно развивающейся отрасли ИТ в целом, такому специалисту также необходимо совершенствовать свои скиллы. Важно следить за трендами и инновациями, учиться самому и при первой возможности пробовать внедрять свежие технологии в работу своей команды. Возможностью для роста здесь может служить ситуация, когда в проекте возникают сложности, решить которые никто не берется или не может решить. Такая ситуация заставить тимлида не только быть нацеленным на результат, но и самому искать решение.